Князь владимир мономах. Владимир мономах - биография, информация, личная жизнь О правлении и смерти мономаха

Яркую фигуру князя-воина, умного и доброго администратора. С раннего возраста Владимир начал принимать участие в охотах на диких зверей и побывал, как он сам говорит в своем поучении детям, и на рогах у тура, и в лапах медведя, и под клыком кабана.

Бесстрашный и неутомимый, он рано начал и свое боевое поприще. В 1076 г. отец вверил Владимиру начальство над дружиною для похода в Силезию, на помощь польскому королю Владиславу III против чехов. В 4-месячном походе принимали участие еще дружины великого князя Киевского Святослава и Олега, князя Волынского. Войска дошли через Глогову (Глогау) до Чешского леса (Бемервальда).

Владимир Мономах на памятнике "Тысячелетие России"

В 1078 г. Владимир Мономах с дружиной отца своего ходил на поддержку его брата и союзника, великого князя Изяслава Киевского , против Всеслава, князя Полоцкого, и сжег Полоцк. Когда же союзники Всеслава, призвав половцев , вторглись в южную Россию, разбили войска князя Всеволода на реке Оржице и взяли Чернигов (куда Всеволод незадолго до этого перешёл княжить из Смоленска), Владимир поспешил на помощь отцу и обложил Чернигов. В происшедшей под стенами его битве пал Изяслав, и его место на великокняжеском столе в Киеве занял Всеволод, отец Владимира Мономаха.

Но против него шли, с одной стороны, сыновья Святослава, Олег и Роман, снова призвавшие половцев, а с другой – Всеслав Полоцкий. Владимир Мономах вначале обратился на Святославичей, шедших к Чернигову, и, переманив на свою сторону половцев, сокрушил братьев. Роман был убит, Олег бежал в Грецию. После этого он пошел на Всеслава, осаждавшего уже Смоленск. Всеслав не принял боя и, зажегши Смоленск, бежал в свою Полоцкую землю . Владимир Мономах преследовал его конницей и опустошил его владения. В 1079 г. он снова ходил в Полоцкую область и взял Минск.

В период 1080 – 1092 гг. Владимир Мономах совершил целый ряд удачных походов: против торков, живших в Переяславской области и против вятичей и половцев, грабивших южные русские области. В 1093 г. Всеволод умер, но Владимир Мономах уступил великое княжение в Киеве сыну Изяслава, Святополку . Половцы снова вторглись в русские пределы и угрожали Киеву. Владимир Мономах поспешил к нему на помощь и, уступая настояниям Святополка и его бояр, веривших в военные таланты Владимира, перешел реку Стугну и дал половцам сражение (26 мая 1093 г.) под стенами города Триполья. Киевская рать, составившая правое крыло русского боевого порядка, не выдержала натиска половцев, и отступила; центр и левое крыло пытались еще держаться, но были сброшены в Стугну. Владимир Мономах едва спасся от побоища и укрылся в Чернигове. Здесь его в следующем 1094 г. осадил вернувшийся из Греции Олег Святославович , снова приведший на Русь полчища половцев. Владимир Мономах оборонялся упорно, но должен был уступить силе и удалился в Переяславль.

Однако, уже в 1095 г. Владимир Мономах и Святополк отомстили половцам, разорив их земли, а затем обратились против Олега, который бежал из Чернигова в Стародуб, оттуда пробрался на север, овладел Муромом, Ростовом и Суздалем, но был разбит на реке Клязьме сыном Владимира Мономаха, Мстиславом.

Русские князья заключают мир в Уветичах. Картина С. В. Иванова

Между тем, половцы снова подступили к Киеву и, в то время как Владимир Мономах со Святополком разбили одно их полчище на реке Трубеже (19 июня 1097 г.), другое овладело Киевом и разграбило его. Это несчастье побудило Владимира Мономаха обратиться ко всем русским князьям с предложением прекратить междоусобные брани, привлекавшие на Русь орды хищников, и на съезде в Любече (1097 г.) он уговорил их помириться и действовать сообща против половцев.

Хотя этот приговор князья и скрепили крестным целованием, междоусобия продолжались, и только в 1103 г., после съездов в Витичеве и у Долобского озера , Владимиру Мономаху удалось соединить князей в общем походе на половцев. В урочище Сутень, на Днепре, собрались конные и пешие дружины почти всех русских князей и 4 апреля наголову разбили половецкие войска. После этого, действуя сообща, под общим руководством Владимира Мономаха, русские одержали ряд побед над половцами под Лубнами, возле Переяслава, на Дону и на реке Сале. С тех пор, говорит летописец, «слава о русских подвигах прошла по всем народам: грекам, ляхам, чехам и дошла даже и до Рима». Половцы перестали тревожить русскую землю.

Долобский съезд князей - свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком. Картина А. Кившенко

В 1113 г. умер Святополк, и киевляне избрали своим князем Владимира Мономаха. Время правления Владимира считается самым цветущим в истории Киева. Набеги враждебных племен уже не беспокоили русские земли. Печенеги , торки, берендеи были изгнаны им из русских пределов, сыновья его успешно охраняли Русь от половцев, волжских болгар и чуди, совершая походы в Финляндию. Владимир Мономах был так силен и пользовался таким влиянием на младших князей, что никто из них уже не пытался оспаривать у него старшинство. Заняв киевский стол, Владимир Мономах обратил все свое внимание на внутреннее устройство своего княжества . Ему приписываются важные дополнения к кодексу «Русская Правда ». Месть за убийство была отменена и заменена платежом денежного штрафа; ограничено было взимание процентов при займе, значительно облегчено положение холопов, было запрещено обращать в холопство за долги и т. п.

Эпоха Владимира Мономаха была также расцветом художественной и умственной деятельности на Руси. В Киеве и других городах было воздвигнуто много больших и красивых храмов и переведено на славянский язык много греческих книг. Сам Владимир Мономах написал так называемое «Поучение» своим детям (см. его полный текст и краткое содержание), в котором, подробно излагая свою жизнь, дает детям советы, как вести себя. «Никого смертью не казнить», «все делать самим, во все вникать, не полагаться на тиунов и воевод», «в походе самим наряжать стражу, а проходя с войском по русским землям, не дозволять делать вреда жителям». Наконец, он велит своим детям учиться, указывая на своего отца, Всеволода, который, сидя дома, выучился пяти языкам.

Владимир Мономах скончался в 1125 г. близ Переяславля, 72 лет от роду. По собственным словам его в поучении детям, он совершил 83 крупных похода («маловажных не упомню»), заключил с половцами 19 мирных договоров, взял в плен более 100 их ханов, а более 200 казнил и потопил в реках. Имя Владимира Мономаха было так популярно, что впоследствии создалась легенда, будто византийский император прислал ему знаки царского достоинства, «венец и бармы».

В 1053 году в семье Анны (греческая принцесса) и Всеволода I Ярославича родился Владимир - потомок Рюриковичей. Прозвище Мономах ему досталось от рода матери. По мнению историков, Анна была или дочерью, или племянницей самого византийского императора. В этой статье вам будет представлена краткая

Детство

Детство княжича прошло при дворе отца - Всеволода. С юных лет он проявлял себя храбрым и находчивым. Всему виной было обучение у сотников княжеской дружины. Можно сказать, что военная биография Владимира Мономаха началась с момента, когда княжичу исполнилось 14 лет. Как раз тогда он возглавил дружину и периодически совершал с ней дальние походы. Юным Владимиром было жестоко подавлено восстание вятичей и произведено несколько успешных вылазок на территорию половцев. Также князь любил охоту. Причём не позволял егерям защищать себя от опасности. Из-за этого Владимир Мономах, краткая биография которого известна всем школьникам, постоянно попадал в неприятные ситуации: бывал под ногами лося и на рогах оленя. А на одной из охот дикому кабану удалось сорвать с его бедра меч.

Походы и смерть отца

Дальнейшая биография Владимира Мономаха насчитывала несколько важных походов. В 1076 году вместе с поляками и Олегом Святославичем он пошёл против чехов. А потом дважды выступил со Святополком и отцом против князя Полоцкого. Через два года Всеволод стал киевским князем, отдав под руководство Владимира Чернигов. В 1080 году Мономах отбил несколько набегов половцев на свои земли, а также уничтожил кочевников-торков.

В 1093 году Всеволод скончался, и у Владимира появилась возможность занять престол в Киеве. Но, не желая войны с двоюродным братом Святополком, он уступил ему это право. Сам Мономах остался править в Чернигове и распространил свою власть на Смоленск и Ростов.

При Святополке Изяславиче

После смерти Всеволода Владимира и Святополка разбили половцы на Стугне. Потом они снова с ними встретились в новой битве при Халепе. Никому неизвестен итог сражения, но после него сразу было заключено перемирие, скреплённое союзом Святополка и дочери хана Тугоркана.

Вскоре мир был нарушен, и в 1094 году половцы отбили у Владимира Чернигов, что вынудило его обосноваться в В последующие несколько лет он со Святополком участвовал в многочисленных походах против половцев, отбивая захваченные у него города и объединяя русские земли.

Начало княжения

После смерти Святополка в биография Владимира Мономаха ознаменовалась очень значимым событием. Из-за вспыхнувшего в Киеве народного восстания верхи общества попросили его занять престол. Ставь подавил восстание, но всё же смягчил положение низов с помощью утверждения нескольких законов. Так появился «Устав о резах», который ограничивал доходы ростовщиков, определял правила закабаления и облегчал положение закупов и должников.

В этот период князь активно занимался усилением Киевской Руси. 3/4 её территорий были под его руководством за счёт сыновей. Ещё одним способом контроля стали династические браки между Рюриковичами. Все дочери и внучки правителя были выданы за разных князей. Как гласит биография Владимира Мономаха того периода, стабильность в государстве держалась лишь на авторитете князя. Он заработал его в борьбе с половцами.

Война с Византией

Биография князя Владимира Мономаха включает в себя походы не только с целью защиты собственных земель, но и с целью захвата чужих. Так, в 1114 году на Руси появился Лжедиоген II, объявивший себя потомком византийского императора. Мономах его поддержал, выдав за самозванца свою дочь Марию. В 1116 году, собрав значительное войско, Владимир пошёл на Византию войной под предлогом возвращения трона «истинному царевичу». При поддержке Мономаха Лжедиоген овладел несколькими дунайскими городами. В одном из них его настигли двое наёмных убийц, посланных Алексеем I (византийским императором). Но на этом война не закончилась. Владимир продолжал действовать в интересах Василия (сына Лжедиогена), но все его попытки были неудачными. Вскоре Византия отвоевала все придунайские земли. Закончилась война династическим браком в 1123 году: внучка князя вышла замуж за византийского императора. На этом краткая биография Владимира Мономаха окончена. Осталось сказать несколько слов о его смерти.

Смерть

Владимир Мономах, краткая биография которого была представлена в этой статье, правил в Киеве почти 13 лет. Он умер в мае 1125 года и был похоронен в Софийском соборе рядом с отцом. Сейчас, благодаря урокам истории, имя Мономаха известно каждому. Это был объединивший русскую землю, защищавший её и пресекавший все междоусобицы. Для осуществления этих целей он совершил больше восьмидесяти походов. Заслуги князя неоспоримы. Недаром считается короной самодержавия и символом объединения российских земель.

Доклад о князе Владимире, которого еще называли Красное Солнышко может быть представлен учениками 4 или 5 класса. Сообщение о князе Владимире лучше пересказать своими словами.

Владимир Мономах: доклад

Владимир I Святославич - князь новгородский, великий князь киевский (978-1015), при котором произошло крещение Руси. Он правил государством практически сорок лет.

Родился Владимир более тысячи лет назад, когда Киевскую Русь разрывали множественные внешние завоеватели - в 948 году. У него было два старших брата - Ярополк и Олег. В 970 году Владимир получил управление городом Новгород, Олег — Древлянской землей, а Ярополк — Киевом. У каждого брата было свое княжество, и их интересы не пересекались. Но так было недолго.

В 972 году отец Владимира погиб, и в 977 году началась междоусобная война, Ярополк напал на Олега и разгромил его войско. Владимир, узнав о смерти Олега, решил покарать братоубийцу, собрал дружину и первым делом лишил Ярополка его «правой руки» - варяга Рогворда, что поставлен был его братом княжить в Полоцк. Подчинив половецкие земли, он захватил Киев, но Ярополк бежал, и выманив его на переговоры, Владимир убил его.

С 980 года князь Владимир стал единоличным правителем Киева.

Пока братья разбирались между собой, польский князь Мечислав I захватил западные русские земли, а на Полоцкую и Псковскую земли совершали набеги литовские племена ятвягов. Все первые свои годы правления, князь возвращает Руси все утраченные земли, укрепляя её рубежи.

В 987г. совершил поход на город Херсонес. После захвата Херсонеса Владимир отправил в Византию послание, что желает жениться на сестре императора Анне. Византийцы дали добро, но только в том случае если русский князь примет христианство.

После долгих размышлений и поисков Владимир Святославович стал крестителем всей Руси в 988 году. Он сверг языческих идолов, стал возводить Божьи храмы, соблюдать святые заповеди. За множество добрых дел народ любил его как родного отца и прозвал «Красным солнышком».

Князь Владимир Всеволодович Мономах, в крещении Василий (рожд. 26 мая 1053 – смерть 19 мая 1125), - один из самых знаменитых князей Древней Руси.

О судьбе и подвигах князя Владимира Всеволодовича до наших дней дошло сведений больше, чем о жизни любого другого русского правителя домонгольской эпохи. В исторических летописях он предстает в первую очередь князем-воином, правившим городами и землями, не сходя с седла. Князь страстно любил охоту, прославился большим дипломатическим талантом и крупными государственными преобразованиями…

Мало кто помнит, что Владимир Всеволодович был канонизирован в чине святого благоверного князя и имя его вошло в «Собор всех святых, в земле Российской просиявших». Однако для современников и ближайших потомков Владимир Мономах был в первую очередь образцом христианского правителя, а уж после все остальное - полководцем, дипломатом, великим охотником и т. д. И его личность осталась в русской истории как пример государя, подчиняющего интересы своего рода, своей земли да и собственные интересы той истине, которую принесло на Русь Крещение.

Он родился у переяславского князя Всеволода Ярославича, по линии матери приходился внуком византийскому императору Константину IX Мономаху. Отсюда и звучное прозвище - Мономах.

Князю Владимиру Мономаху довелось жить в ненастную эпоху. Ему назначен был долгий век, 72 года - очень много по меркам русской древности! Вся молодость, все зрелые годы Владимира пришлись на смутное время: Русь погружалась в бесконечный лабиринт кровавых междоусобных войн, а окраины ее терпели страшный урон от степных пришельцев-половцев.


Виднейшие князья Рюрикова рода поделили между собой города и области Руси. В Киеве, на великокняжеском престоле, восседал старший из Рюриковичей, но полновластия у него не было. В его распоряжении были громадные доходы от богатейшей Киевщины, сильная дружина да право номинального первенства. Но действительное старшинство следовало поддерживать силой оружия, умными союзами с влиятельной родней, добрыми отношениями с киевской городской общиной. Великий князь, если он оказывался слишком слабым или же слишком нерасчетливым, мог быть выбит из Киева ближайшими родственниками.

Смерть любого из старших Рюриковичей доводила до передела богатых княжеских столов внутри семейства. Кроме Киева большой доход сулили Чернигов, Переяславль-Южный, Смоленск, Муром, Ростов и т. д. Право на княжение в любом из этих городов возможно было обосновать двумя способами: местом в лестнице старшинства Рюриковичей или военной мощью.

Князья Рюрикова рода в такого рода случаях не стеснялись скрещивать мечи с племянниками, дядьями, не говоря уже о дальней родне. То один из них, то другой обращался за поддержкой к половцам и приводил их на Русь, вышибая соперников с богатых столов. В особенности прославился по этой части князь Олег Святославич, прозванный «Гориславичем» за лютую привычку «аргументировать» свои претензии при помощи половецких сабель.

Приходя половцы, грабили, жгли, уводили «полон», разоряли крестьян. Не один, не два и не три - десятки половецких походов наносили раны ослабевшему телу Руси. Пришельцы с удовольствием пользовались княжескими раздорами, то и дело являясь к Киеву, Чернигову, Переяславлю по приглашению русских князей и при почетном «эскорте» их дружин.

Между тем из-под пера Владимира Мономаха выходит поучение, адресованное сыновьям, где он цитирует Псалтирь библейского …царя Давида…:

«Оружие извлекают грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь. Как грешники погибнут, - праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие его наследуют землю, клянущие же его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков».

А к своему горчайшему неприятелю и убийце сына князю Олегу Святославичу он обращается в письме со словами, исполненными христианской мудрости: «Кто молвит: „Бога люблю, а брата своего не люблю“, - ложь это. И еще: „Если не простите прегрешений брату, то и вам не простит Отец ваш небесный“… Но все наущение дьявола! Были ведь войны при умных дедах наших, при добрых и при блаженных отцах наших. Дьявол ведь ссорит нас, ибо не хочет добра роду человеческому. Это я тебе написал, потому что понудил меня сын мой… прислал он ко мне мужа своего и грамоту, говоря в ней так: „Договоримся и помиримся, а братцу моему Божий суд пришел. А мы не будем за него мстителями, но положим то на Бога, когда предстанут перед Богом; а Русскую землю не погубим“.

И я видел смирение сына моего, сжалился и, Бога устрашившись, сказал: „Он по молодости своей и неразумению так смиряется, на Бога возлагает; я же - человек, грешнее всех людей“». Владимир Мономах совсем недавно узнал о кончине сына, о том, как другой его сын, вошедший в русскую историю под именем Мстислава Великого, бился с Олегом Святославичем и одолел его. Мстислав, победитель, просит безутешного отца: «Помилосердствуй, да будет мир!» И Владимир Мономах смиряет гнев, смиряет гордыню, сам написал обидчику: «Помиримся».

Когда, в какое время он написал эти слова?! Ведь еще не так давно кровная месть была разрешена по закону! «Русская Правда» несколько ограничила ее, но отнюдь не запретила. Языческий обычай, уповающий на право силы, говорил: отомсти! А христианский, только-только набирающий силу на Руси, требовал другого: прости, откажись от мести! На того, кто выбирал второй путь, будь он сколь угодно храбр, смотрели как на человека, проявившего непонятную слабость. Не отомстил? Глупец! Тряпка!

Владимир Мономах научился прощать. Научился ставить мир превыше любой выгоды, которую только можно добыть мечом. Научился отстранять от себя соображения прямой и очевидной корысти, если для их осуществления требовалось очертя голову бросаться в очередное междоусобие.

Не всю жизнь он провел в праведниках. Да это и немыслимо для князя! По собственным словам князя, он с 13-ти лет принял на себя бремя княжеских трудов: принимал участие в 83-х больших военных предприятиях, не вылезал из сражений с половцами, 19 раз заключал с ними мир, в разные времена захватил в плен несколько сот знатных степняков, из них около сотни пощадил, а 220 утопил или иссек мечом.

Ему доводилось лить чужую кровь постоянно. Да и в междоусобных войнах, со своими, с единоплеменниками и единоверцами, бывало, Владимир Мономах проявлял большую жестокость. Вот его собственные слова: «…На ту осень ходили с черниговцами и с половцами… к Минску, захватили город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины». Сказано - красноречивей некуда.

Но не напрасно дал Бог Владимиру Мономаху столь долгую жизнь. Чем больше видел он вокруг себя свирепости, чем больше сам склонялся к жестоким мерам против своих врагов, тем больше понимал: доброго итога душегубство дать не способно. Пролил кровь - прольют и твою, а не твою, так близких тебе людей. Обманул - будешь обманут. Не пожалел врага - и сам жалости не увидишь. Собрал большую силу - найдется еще ббльшая. Потому в зрелые годы князь смог побороть свою гордыню и с делами большой политики управлялся, покорившись смирению.

В течении длинной политической карьеры Владимир Всеволодович занимал то один, то другой княжеский стол. Правил в Ростове, Владимире-Волынском, Турове, Смоленске, Чернигове, Переяславле-Южном. Несколько раз мог занять Киев, но отказывался. Основной причиной отказа становилось нежелание сражаться с родней. В военной-то силе недостатка он не испытывал.

Так, однажды великий князь Святополк оказался замешанным в скверной истории: на его княжьем дворе, с его согласия, схватили князя Василька Ростиславича. Поздней несчастный Василько подвергся ослеплению. Такого прежде не происходило в роду Рюрика! Владимир Мономах со своей дружиной и войсками двух других князей поступил к Киеву, требуя от великого князя дать ответ за его злодеяние.

Святополк намеривался бежать из города. Однако, согласно летописи, «не дали ему киевляне бежать, но послали вдову Всеволодову и митрополита Николу к Владимиру, говоря: „Молим, княже, тебя и братьев твоих, не погубите Русской земли. Ибо если начнете войну между собой, поганые станут радоваться и возьмут землю нашу, которую собрали отцы ваши и деды ваши трудом великим и храбростью, борясь за Русскую землю и другие земли приискивая, а вы хотите погубить землю Русскую“.

Всеволодова же вдова и митрополит пришли к Владимиру, и молили его, и поведали мольбу киевлян - заключить мир и блюсти землю Русскую и биться с погаными. Услышав это, Владимир расплакался и сказал: „Воистину отцы наши и деды наши соблюли землю Русскую, а мы хотим погубить“. И уступил Владимир мольбе княгини, которую почитал как мать… Владимир был полон любви». Мог бы занять место Святополка? Мог. Все шло к тому. Но не стал грязнить душу.

В конце концов, великокняжеский престол сам упал к нему в руки, как перезрелый плод, который задержался на ветке.

1113 год, 16 апреля — скончался князь Святополк Изяславич. После похорон «устроили киевляне совет, послали к Владимиру Мономаху, говоря: „Пойди, князь, на стол отчий и дедов“. Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате», - а больше того опасаясь, возможно, нового междоусобия. «Повесть временных лет» рассказывает о волнениях, охвативших столицу Руси: «Киевляне… разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали снова киевляне к Владимиру, говоря: „Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри“. Услышав это, Владимир пошел в Киев… Сел он на столе отца своего и дедов своих, и все люди были рады, и мятеж утих».

«Владимир Мономах на совете князей»

Успокоение мятежного Киева произошло не само собой. Владимир Мономах знал причину, вызвавшую волнения: горожане страдали от ростовщичества, которое приняло небывалый размах и покрываемого старой властью. Князь устроил в Берестове, под Киевом, государственное совещание. Там присутствовали его старшая дружина, тысяцкие из Киева, Белгорода, Переяславля-Южного, а также местное боярство. На совещании приняли решение: ограничить проценты («резы») по долгам, то есть ввести прибыль, получаемую ростовщиками, в разумные пределы. Свод законов «Русская Правда» обогатился новыми статьями на сей счет, они получили общее название «Устав Владимира Всеволодовича». Лишь тогда порядок в городе был полностью восстановлен.

С высоты изрядного возраста и огромного опыта - нравственного, политического, военного - Владимир Мономах мог поучать детей:

«Убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, потому как нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на немного дней… Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело… А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего».

Собственные соблазны, собственные грехи и собственные беды, следовавшие за грехами, дали ему понимание: не убивай, не гордись, не клянись, а если все же поклялся - соблюдай клятву ради души своей.

Эта смиренная мудрость Владимира Всеволодовича в результате привела и к самому большому успеху всей его жизни: одолению половцев. Не за один год и не за один поход, но сила степняков была сломленной.

Пока между русскими князьями шли свары, пока они не оказывали друг другу помощь, эта задача была нерешаема. Даже когда они собирались в единое войско, но не могли управлять им в добром согласии, случалось, терпели ужасающие поражения. Так, 1093 г. принес черную весть всей Руси: общие силы князей Святополка Изяславича, Владимира Мономаха и его брата Ростислава разбиты половцами на реке Стугне. Горе! Сколько дружинников полегло! Сам князь Ростислав Всеволодович погиб. А причина одна: не установилось «лада» в княжеской коалиции.

Три раза собирались князья на большие «съезды» - в Любече (1097), Уветичах (1100) и Долобске (1103). Учились договариваться друг с другом. Получалось с трудом…

Каждый раз Владимир Мономах говорил остальным о выгодах согласия, мира, объединения сил. В конце концов Долобский съезд проломил стену всеобщей вражды. После него русские князья, собравшись вместе, нанесли половцам несколько тяжелых поражений. Их натиск на Русь ослаб.

Как верный сын Церкви, Владимир Всеволодович строил новые храмы в Киеве, Ростове, Смоленске. Судя по археологическим данным, при нем появилась церковь Спаса на Берестове под Киевом. Он же возвел Борисоглебскую церковь на реке Альте поблизости Переяславля-Южного - там, где когда-то принял смерть святой Борис.

При нем почитание святых князей Бориса и Глеба, долго и трудно складывавшееся в 70-80-х годах XI столетия, расцвело. В княжение Владимира Мономаха и, скорей всего, не без его влияния возникла окончательная редакция «Сказания» о святых братьях. В 1115 году он пригласил к себе князей Давыда и Олега Святославичей. По словам летописца, князья «решили перенести мощи Бориса и Глеба, ибо построили им церковь каменную, в похвалу и в честь и для погребения тел их. Вначале они освятили церковь каменную мая 1, в субботу; потом же во 2-й день перенесли святых. И было сошествие великое народа, сшедшегося отовсюду: митрополит Никифор со всеми епископами… с попом Никитою белогородским и с Данилою юрьевским и с игуменами…».

После этого три дня гулял народ киевский на княжеские деньги, три дня бесплатно кормили нищих и странников. Поздней Владимир Мономах «оковал» раки с мощами серебром и золотом.

Умер великий воитель тихо, от старости и хворей. Отправившись в богомолье к Борисоглебской церкви, князь встретил там свой последний срок 19 мая 1125 года. Останки его нашли упокоение в соборе Святой Софии Киевской.

Правление Владимира Мономаха (кратко)

Правление Владимира Мономаха – краткая характеристика

Родился Владимир Всеволодович Мономах 26 мая 1052 года. Его отцом был Всеволод Ярославич, а матерью Анна, дочь императора Византии, Константина Девятого. В 1067 году был посажен на княжение в Смоленске, с 1078 княжил в Чернигове. С 1125 года был великим князем киевским. Данный талантливый правитель остался в истории не только как князь, но и как писатель, после которого нам достались его важные литературные труды.

Однако, как не старался князь Мономах сохранить мир, но часто именно эти его попытки избежать войны и приводили его на поле битвы. Первое значительное военное столкновение в жизни Мономаха произошло в 1077 году, когда он, слушаясь приказа князя киевского Изяслава, выступил с ратью против половцев. Владимир получает черниговское княжество, однако после того как в 1094 году Олег Святославич, пришедший под стены его замка потребовал отдать обратно земли отца, Мономах, избегая сражения уходит со своей дружиной в Переяславль.

Позже, уже будучи на княжении в Соленске, Владимир активно старался помочь в борьбе с врагами соседним князьям. В 1097 и 1100 годах он выступает одним из инициаторов собраний удельных князей.

После кончины Всеволода Ярославича Мономах не спешил занять киевский престол. Более того, он передаёт его (несмотря на завещание отца) Святополку Изяславичу. Также по мере своих сил он старался всегда оказывать военную помощь новому князю в походах. Мономах стал киевским великим князем только в 1113 году. На княжение его звала киевская знать, боящаяся восстания народа против ростовщиков. Благодаря Мономаху восстание было подавлено, а сам князь, выяснив причины его возникновения, установил нормы долгового права для предотвращения конфликтов в будущем. Княжеский устав способствовал упрощению участи закупов (наёмных работников и должников).

Также правление князя Мономаха ознаменовалось противостояниями с половцами (кочевниками). Сам Владимир неоднократно заключал с ними мирные соглашения и был организатором рейдов в полоцкие территории, чтобы привлечь народное ополчение. Необходимо отметить, что имена такая мирная политика и сделала Мономаха таким популярным в народе.

В 1116 году Мономах оказывает военную помощь своему зятю императору Диогену, который выступал против Византии (данный конфликт прекратился немного позже кончины самого Диогена). В 1120 году с русских земель были полностью изгнаны печенеги.

Основные события правления Владимира Мономаха:



Похожие публикации