Кто впервые ввел понятие неолитическая революция. Неолит и неолитическая революция. Индоевропейская языковая семья

ЛЕКЦИЯ № 3 § 2. неолитическая революция и ее последствия.

Что такое неолитическая революция . В течение миллионов лет люди жили за счет охоты, рыболовства и собирательства. Человек «присваивал» себе дары природы, поэтому такой тип хозяйства называют присваивающим . Люди целиком зависели от природы, внешних условий, изменений климата, обилия или скудости добычи, случайной удачи. Около 11-10 тыс. лет назад отношения человека и природы становятся кардинально иными. Зарождается земледелие и животноводство. Люди стали самостоятельно производить необходимые для жизни продукты. Зависимость от окружающей среды намного уменьшилась. Такой тип хозяйства называется производящим .

Производящее хозяйство до сих пор остается основой существования человечества.

Переход к производящему хозяйству у ряда племен и народов начался в период мезолита и завершился в неолите.

Появление производящего хозяйства коренным образом изменило жизнь человечества, взаимоотношения внутри сообществ людей, порядок управления в них.

Эти перемены историки назвали неолитической революцией .

Причины неолитической революции. Около 12 тыс. лет назад закончилось последнее крупное оледенение Земли. За сравнительно небольшой отрезок времени тундра и часть территории, где лежал вечный лед, покрылись лесами. Казалось, подобные перемены облегчат жизнь людей, однако во время таяния льда вымерли мамонты и многие другие крупные животные, на которых первобытные люди привыкли и умели охотиться и которые давали им пищу, шкуры, кость для изготовления различных предметов. Пришлось осваивать охоту на мелкую дичь, птицу, больше внимания уделять ловле рыбы. Теперь родовые общины в поисках добычи вынуждены были часто переходить на новые территории.

В этот период были изобретены лук со стрелами, различные ловушки, капканы. Другим изобретением стал бумеранг, имевший свойство при неудачном (не поражающем добычу) броске возвращаться назад. Люди строили лодки и плоты, на которых плавали не только по рекам и озерам, но и выходи­ли в море.

Таяние ледника имело тяжелейшие последствия для общин Передней Азии (территория современных Турции, Сирии, Израиля, Палестины, Ирака, Ирана и некоторых других стран). В период палеолита здесь охотились на диких баранов, кабанов, козлов, быков, собирали злаки - пшеницу, ячмень, просо. В диком виде эти растения растут только в горных районах Передней Азии.

Для срезания колосьев злаковых культур люди изобрели особое орудие - серп . Вдоль внутренней поверхности изогну­той деревянной палки или кости выдалбливали паз, в него вставляли вплотную друг к другу остро наточенные камушки размером в 1 - 2 см (микролиты ) и закрепляли все смолой или бетоном. Если один из микролитов ломался или выпадал, его легко могли заменить другим, поскольку их делали одинаковыми, в виде трапеций или треугольников. Позже микролиты стали использовать для изготовления составных ножей, мечей, топоров, копий.

После окончания оледенения в Передней Азии началась страшная засуха, что привело к гибели многих животных и растений. Экологический кризис заставил людей искать новые источники существования. Выход был найден в искусственном разведении растений и приручении (одомашнивании) животных.

Зарождение производящего хозяйства . Собиратели злаков заметили: если зерно зарыть в рыхлую землю и поливать водой, то из него вырастает колос со многими зернами. Так родилось земледелие . Для посева каждый год отбирали только лучшие зерна. Со временем изменились внешний вид и многие полезные свойства пшеницы, проса, ячменя и других злаков.

Из-за засухи дикие овцы, козы, коровы, свиньи стали заходить в поселения людей в поисках воды. Члены общины часто ловили их живьем, держали в загонах и съедали по мере необходимости. Некоторые животные рождались уже в неволе. Со временем таких животных стали кормить, пасти, а самых спокойных и крупных отбирали для размножения. Постепенно домашние животные стали отличаться от диких по повадкам, характеру и даже по анатомическому строению. Произошло одомашнивание животных . Появилось животноводство (скотоводство).

Первыми были одомашнены в X - IX тысячелетиях до н.э. овцы и козы, в VII тысячелетии до н.э. приручили свинью и корову. В глубокой древности произошло также одомашнивание кошки, которая спасала запасы зерна от грызунов. (Собака была одомашнена еще охотниками палеолита).

Из растений первыми стали выращивать пшеницу, ячмень, просо, чечевицу. Позже научились разводить плодоносящие деревья - сливы, груши, персики, абрикосы, яблоки, виноград и т.д.

Древнейшая стоянка со следами сельского хозяйства, обнаруженная на севере Ирака, датируется X - IX тысячелетиями до н.э.

Когда климат стал более влажным, сельское хозяйство распространилось почти по всей Передней Азии и некоторым соседним территориям (Египет, юг Европы, Средняя Азия и др.). На новых землях выводили новые виды культурных растений и животных. Так, в Средней Азии одомашнили верблюда.

В ряде мест сельское хозяйство возникло самостоятельно, вне связи с Передней Азией. К таким местам, безусловно, принадлежит Америка, где стали выращивать кукурузу, томаты. Рис «одомашнили» в Индии и Китае. Возможно, в Европе был самостоятельно одомашнен крупный рогатый скот. Однако «предками» большинства домашних животных (овцы, козы, коровы) и растений (пшеница, ячмень, просо) считаются дикие животные и растения, которые имелись только в Передней Азии.

Злаковые культуры и домашние животные, полученные древними жителями Передней Азии, и поныне остаются основными источниками пищи для человечества.

Последствия неолитической революции . Вслед за появлением сельского хозяйства было сделано еще множество открытий. Люди научились производить шерстяные и льняные ткани . Важнейшим изобретением стала керамика (первые изделия из обожженной глины датируются VIII тысячелетием до н.э.). Появился гончарный круг . Из глины же изготавливали и кирпичи, используемые в строительстве.

Для полива полей стали строить каналы и бассейны, постепенно ирригационные (оросительные) сооружения становились все сложнее. Поля стали обрабатывать не только мотыгой, но и сохой и плуго м. Со временем для пахоты начали использовать быков.

На поселении земледельцев и скотоводов рубежа VIII - VII тысячелетий до н.э. Чайёню-Тепеси в Малой Азии найдены древнейшие изделия из самородной меди. С V - IV тысячелетий до н.э. на Ближнем Востоке наступает период энеолита - меднокаменного века (переходного от каменного к бронзовому веку). На территории Европы начало энеолита датируется III тысячелетием до н.э. Бронзовый век начался на Ближнем Востоке в конце IV - III тысячелетий до н.э., а в Европе во II тысячелетии до н.э. Изделия из железа (железный век ) начали изготавливать с конца II тысячелетия до н. э. в Передней Азии и в I тысячелетии до н.э. в Европе. После освоения массового производства изделий из железной руды каменные орудия окончательно исчезли.

Неолитическая революция на территории современной России . В степях Южного Приуралья и Поволжья археологи нашли кости домашних животных (коров, коз, овец), которых начали разводить 8 - 7 тыс. лет назад. Это древнейшие следы производящего хозяйства на территории России. Домашних животных привели сюда переселенцы из южных земель.

Люди, некогда обитавшие на Южном Урале, также внесли свой вклад в неолитическую революцию. Именно здесь найдены самые древние в мире кости одомашненных лошадей.

Появление одомашненных лошадей резко ускорило ход истории. Лошади облегчали связь между разными народами, что способствовало их взаимному развитию. Неслучайно в регионах, где не было возможности приручить лошадь, развитие шло медленно (Америка, Австралия).

Общественное разделение труда. Зарождение ремесла и торговли . Хозяйство в первых общинах земледельцев и скотоводов носило комплексный характер. Выращивание злаковых культур, фруктов и разведение скота дополняли друг друга. Однако различия в природных условиях очень скоро привели к появлению специализации .

На плодородных землях основным занятием становится земледелие и связанное с ним животноводство. Земледельцы вели оседлый образ жизни. Племена, оказавшиеся в степных районах, полностью переключились на скотоводство, которое после одомашнивания лошади и освоения колеса приобрело кочевой характер .

Произошло так называемое первое крупное общественное разделение труда - выделение земледелия и скотоводства в отдельные хозяйственные комплексы.

В поселениях земледельцев стали появляться люди, которые специализировались на производстве различных изделий из камня, металлов или глины, на изготовлении тканей и т.д. (ремесленники ). Со временем многие стали жить исключительно за счет ремесла.

Произошло второе крупное общественное разделение труда - отделение ремесла от земледелия и скотоводства.

Общественное разделение труда способствовало развитию обмена . Ремесленники снабжали своими изделиями земледельцев и скотоводов, получая от них продукты питания. Земледельцы и скотоводы также обменивались произведенными продуктами. Так зародилась торговля .

Начало формирования народов. С освоением производящего хозяйства усилились различия в темпах развития разных регионов мира. Там, где существовали благоприятные условия для ведения сельского хозяйства, становления ремесел, развитие шло быстрее.

Природно-климатические условия оказывали влияние на формирование народов, говоривших на разных языках.

Ученые предполагают, что некогда предки носителей родственных языков представляли единые общности и жили в одном месте. Затем отдельные группы отделялись, смешивались с другими племенами, и в языках появлялись и усиливались различия.

В научном мире до их пор не утихает спор, какие народы жили на территории Передней Азии в период складывания производящего хозяйства. Несомненно, и там, и в Северной Африке в древности обитали племена, давшие начало семито-хамитским языкам . На этих языках говорили многие древние народы: египтяне, вавилоняне, ассирийцы.

Существует точка зрения, что в некоторых районах Передней Азии жили племена, положившие начало народам, говорящим на индоевропейских языках. В наше время индоевропейскими языками пользуется значительная часть населения Земли. В частности, русский относится к восточнославянской группе индоевропейских языков.

Вопрос о времени и месте появления индоевропейцев так­же является предметом споров уже на протяжении более двухсот лет, с тех пор как было установлено родство языков, распространенных на огромных пространствах от Индии до Западной Европы (отсюда и их название). Большинство ученых считают, что индоевропейская общность начала складываться в IV - III тысячелетиях до н.э., но есть мнения и о более раннем периоде (VI - V тысячелетия до н.э.).

Ранее полагали, что прародина индоевропейских народов - Южная Скандинавия и Северная Германия. В настоящее время эта точка зрения не имеет сторонников среди ученых. Наиболее распространенной считается теория балкано-дунайской прародины индоевропейцев. Популярна также версия о южнорусской прародине (Восточная Украина, Северный Кавказ, Поволжье, Южное Предуралье). Наконец, высказывается мнение о восточно-анатолийской прародине (север Передней Азии).

Основным занятием племен индоевропейцев долгое время являлось скотоводство. Однако овладение секретом изготовления бронзового оружия сделало индоевропейцев очень воинственными. Отдельные группы двинулись в разные стороны, стремясь захватить лучшие земли. Смешиваясь с другими племенами и передав им свои языки, индоевропейцы заселили почти всю Европу, Среднюю Азию, Иран, Индию и другие земли.

Эволюция общественных отношений. Соседская община . Период мезолита и неолита стал временем перемен в общинах.

У земледельцев по мере совершенствования орудий труда и использования рабочего скота отдельная семья становилась все более самостоятельной производственной ячейкой. Необходимость в совместном труде отпадала. Усилило этот процесс внедрение бронзовых и особенно железных орудий труда. Родовая община уступила место соседской общине .

Жилище, орудия труда, рабочий скот в соседской общине стали собственностью отдельных семей . Однако пахотная и иная земля продолжала оставаться в общинной собственности. На пашне, как правило, трудились члены одной семьи, но расчистку полей, работы по их ирригации производили совместно все члены соседской общины.

У скотоводов родовые отношения сохранялись дольше, чем у земледельцев. Стада еще длительное время оставались общей собственностью рода.

Со временем уходило в прошлое равенство внутри общины. Некоторые семьи становились более состоятельными, чем другие, накапливали богатства.

У истоков государственности. Высшим органом управления в общинах и племенах оставалось собрание, в котором принимали участие все взрослые члены. Избиравшийся собранием на период военных действий вождь зависел от поддержки соплеменников. Старейшины составляли совет общины, племени. Все отношения внутри общества регулировались обычаями, традициями (обычное право ). Организацию власти в первобытных общинах и племенах можно назвать самоуправлением .

По мере развития материального неравенства нарастало и неравенство в сфере управления. Более состоятельные члены общины начинали оказывать все большее влияние на управление. В народном собрании слово таких людей становится решающим. Власть вождя теперь сохранялась и в мирные периоды и постепенно начала переходить по наследству. В условиях нарастания неравенства многие обычаи и традиции переставали эффективно регулировать жизнь. Вождям приходилось разрешать споры между соплеменниками, наказывать их за проступки, которых раньше не могло быть. Например, после появления у отдельных семей собственности, возникло воровство, которого до того не знали, поскольку все было общим.

Развитию неравенства способствовало увеличение числа столкновений между племенами. В период палеолита межплеменные войны были довольно редки, но с начала неолитической революции они велись почти постоянно. У отдельных общин и племен в условиях производящего хозяйства могли накапливаться значительные запасы продовольствия, которые стремились присвоить другие племена.

Для успешной обороны и нападений племена объединялись в союзы племен во главе с вождем-военачальником. Вокруг вождей сплачивались лучшие воины.

Во многих древних обществах вожди также приобретали и жреческие функции : только они могли общаться с богами, просить у них помощи для соплеменников. Вождь-жрец руководил обрядами.

Со временем члены общины (племени) начали снабжать вождя и его приближенных всем необходимым. Первоначально это были добровольные дары, знаки уважения. Затем пожертвования перешли в разряд обязательных податей , похожих на налоги . Материальной основой такого явления можно считать успехи в хозяйственном развитии. Подсчитано, например, что первобытный земледелец Передней Азии за два месяца работы обеспечивал себя продуктами на целый год, произведенное в остальное время он отдавал вождям, жрецам.

После успешного набега на соседей вождь и особо отличившиеся воины получали лучшую часть добычи. Среди добычи были и пленные. Раньше их либо отпускали, либо приноси­ли в жертву богам, либо съедали. Теперь пленных стали заставлять работать на победителей (опять же потому, что человек уже мог произвести больше, чем было необходимо ему самому). Так появились рабы .

Рост богатств вождей и знати в результате войн еще больше повышал их власть над соплеменниками.

Объединенные в союзы племена обычно не были равны между собой. В союзе доминировало одно племя, иногда силой заставляя других вступать в него. Нередким становилось завоевание одним племенем других. В этом случае завоевателям приходилось разрабатывать новые механизмы управления. Вожди племен-завоевателей становились правителями , а их соплеменники - помощниками по управлению покоренными.

Создаваемая структура во многом напоминала государство , одним из главных признаков которого является наличие органов для управления обществом, отделенных от самого общества.

Вместе с тем традиции самоуправления сохранялись еще очень долго. Даже самый могущественный вождь созывал народное собрание, где обсуждались и утверждались важные решения. Собрание избирало нового вождя после смерти старого, даже если тот был его сыном.

Первые государства возникли там, где вожди и их помощники становились также руководителями хозяйственной жизни.

Так было в тех местах, где для земледелия необходимо было строить и поддерживать в исправном состоянии сложные оросительные сооружения.

Зарождение городов. Некоторые поселки земледельцев превращались в крупные поселения. Вокруг них возводили стены из камня. Такие поселения напоминали города. Города становились местом пребывания вождей племен, откуда они управляли подвластной им округой. В центре такого города обычно возвышался один или несколько храмов , которые считались жилищами богов. В особом почете были боги солнца, ветра и дождя, управлявшие, как считалось, явлениями природы, от которых во многом зависела жизнь земледельцев и скотоводов.

Одно из древнейших поселений (VIII тысячелетие до н.э.) обнаружено в городе Иерихон в Палестине. Вокруг древнего Иерихона, в котором жило около 3 тыс. человек, построили стены из камня толщиной до 3 м. Еще более крупное поселение городского типа Чатал-Гуюк (Чатал-Хююк) существовало в VII - VI тысячелетиях до н.э. в Малой Азии. Дома из высушенных на солнце глиняных кирпичей здесь строили вплотную друг к другу, улиц не было, а двери находились на крыше.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое производящее хозяйство? Чем оно отличается и в чем его преимущества перед присваивающим хозяйством? Составь­те сравнительную таблицу.

2. Что такое неолитическая революция? Где и почему она началась?

3. Что нового появилось в жизни людей в период неолитической революции?

4. Как происходило распространение неолитической революции на Земле? Каков был вклад в неолитическую революцию древ­них жителей территории современной России?

5. Что такое первое и второе общественные разделения труда? В чем состояли их последствия?

6. Назовите основные точки зрения по проблеме происхождения индоевропейских народов.

7. Сравните соседскую общину с родовой. Какие перемены в жизни людей связаны с переходом от родовой общины к соседской?

8. В чем заключаются причины перехода племен от системы самоуправления к системе единоличной власти?9. Как происходило зарождение государственности? Какую рольв этом процессе сыграли войны?

Следующий после мезолита период называют неолитом - новым каменным веком. Его хронологические рамки - VIII-IV тыс. до н. э.

В это время неоднородность хозяйственной эволюции приводит к тому, что параллельно сосуществуют отсталые племена, ведущие кочевой образ жизни, занимающиеся традиционной охотой, рыболовством и собирательством и изготовляющие грубые и большие по размеру орудия труда, и племена высших охотников, рыболовов и собирателей, ведущих высокоспециализированное присваивающее хозяйство.

На еще более высокой ступени экономического развития стояли племена, перешедшие от хозяйства присваивающего к производящему. Структура производящего хозяйства принципиально отличалась от структуры присваивающего хозяйства: основными отраслями экономики стали земледелие, скотоводство и ремесла. Этот переход получил в историко-экономической литературе название неолитической революции (X-III тыс. до н.э.).

Сдвиги в хозяйственной деятельности человека были чрезвычайно существенны: впервые благодаря производящему хозяйству стало возможным регулярное, а не эпизодическое, как раньше, получение прибавочного продукта. Результатом неолитической революции явилось изменение характера труда и самой структуры человеческого общества, глубокие перемены в образе жизни и психике людей.

Таким образом, возникновение производящего хозяйства было величайшим достижением первобытной экономики и фундаментом для всей дальнейшей экономической истории человечества.

Древнейшим ремеслом было гончарное. В основе его лежало изобретение гончарного горна - печи для обжига глиняных изделий, температура в которых достигала - 1200°С, и гончарного круга - специального приспособления для придания глиняным изделиям формы. Главным в гончарном деле было производство глиняной посуды, что позволило значительно улучшить способы производства пищи и условия ее хранения. Совершенствование пищевых технологий становится важным фактором экономического развития.

Другим древнейшим ремеслом было ткачество - изготовление ткани на ручном ткацком станке. Для этого люди выращивали лен, крапиву, другие культуры, расщепляли волокна, сучили их, пряли, выделывали веревки и нити. Из нитей делали тонкие и грубые ткани для производства одежды и нужд домашнего обихода, шили мешки, сумки.

Значительно продвинулась вперед техника обработки камня, достигнув в период неолита совершенства. Наряду с прежними стали обрабатываться новые, более твердые породы минералов.

Для их обработки применялась почти ювелирная техника шлифования и полировки. В конце неолита некоторые племена, полностью освоив каменную технику и познав все возможности камня, начинают использовать новые материалы для изготовления орудий труда - металлы, прежде всего медь и бронзу. И хотя первые опыты по освоению металла были очень немногочисленны, трудны и далеко не всегда успешны, они в дальнейшем в огромной степени предопределили прогресс в развитии производительных сил.

Земледелие

Важнейшей причиной кардинальных изменений в развитии человечества в период неолитической революции стало начало обработки земли. Предполагают, что земледелие как самостоятельная отрасль хозяйства зародилась в Передней Азии. Земледелие выросло из собирательства: семена диких растений, собранных людьми и не использованных полностью, могли давать всходы около жилищ.

Приемы и техника земледелия были, конечно, очень примитивны: земля вспахивалась палками или мотыгами, жатва производилась серпами с кремниевыми лезвиями, а полученный урожай - зерна - растирались на каменной плите или в каменной ступке - зернотерке. Однако уже тогда были освоены практически все известные в настоящее время важнейшие сельскохозяйственные культуры - рожь, пшеница, овес, полба, чечевица и др.

Постепенно агротехника совершенствовалась: в IV тыс. до н. э. в земледелии появились такие формы, как обработка постоянных участков и перелог, возделывание неполивных (богарных) и даже поливных (ирригационных) земель. В ряде регионов - в Европе, Западной и Средней Азии - наметился переход от ручного земледелия к пашенному.

Скотоводство

Важной отраслью хозяйства также становится скотоводство, распространенное, впрочем, как и земледелие, крайне неравномерно. Скотоводство сформировалось из охоты. Важную роль в его становлении сыграли дети, которые, выкармливая детенышей диких животных и играя с ними, приручали их. Первыми одомашненными животными стали овцы, козы, коровы и свиньи.

В конце неолита выделяются племена земледельцев, скотоводов и тех, кто вел комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство. Европа была зоной преимущественного распространения земледелия со стойловым скотоводством. В пустынных и полупустынных областях Средней и Передней Азии преобладало кочевое скотоводство, Восточная Азия была очагом земледельческого хозяйства.

Престижная экономика

На границах племен с разной хозяйственной ориентацией, а впоследствии и внутри племени, все интенсивнее развивался обмен. Это экономическое явление было важнейшим следствием специализации хозяйственных занятий и прогресса в эволюции производительных сил. Кочевые - пастушечьи и оседлые - земледельческие племена обменивались своим товаром - живым скотом, мясом, шкурами, зерном, фруктами. С течением времени обмен становился все более интенсивным и явился базой для развития товарного обращения.

Важнейшей особенностью развития хозяйства в этот период было появление так называемой престижной экономики - неолитический вариант дарообмена. Как и раньше, дарообмен существовал как внутри, так и между различными общинами. В качестве даров выступали самые разнообразные предметы - от скота до бесполезных в хозяйстве птичьих перьев. Независимо от того, что именно дарил человек, он приобретал общественный престиж. Экономический результат дарообмена был противоречив: с одной стороны, он способствовал развитию производства, так как для даров специально выращивались определенные растения, разводился скот, с другой стороны, процедура дарообмена сопровождалась обильными пирами, когда слишком много съедалось и выпивалось понапрасну. Непроизводительные траты тормозили развитие общества. Характерно, что постепенно усиливалось стремление дать больше, чем получить взамен: даритель приобретал определенную власть над берущим материальные ценности. Таким образом, престижная экономика способствовала социальному расслоению и сыграла крупную роль в углублении неравенства в обществе и формировании институтов власти.

Организация власти

Важным элементом общественной организации были или мужские союзы, или мужские дома которые выросли из естественного обособления мужчин и женщин. В мужских домах все взрослые мужчины общины обсуждали текущие дела, в том числе хозяйственные, принимали решения, выбирали руководителей. Женщины на такие собрания не допускались.

В этот период формируется особый вид лидеров - в современной международной историке-экономической литературе их принято называть бигменами. Это были мужчины, выдвигавшие сами себя, выделявшиеся из общей массы личными талантами, знаниями, богатством и щедростью. Именно из этого слоя мужская часть общины выбирала вождя.

Считается, что в этот период главенство еще не наследовалось. Но предпосылки наследования власти интенсивно складывались. От руководителя требовалось знать и уметь больше, чем знали и умели рядовые члены общины. Эти знания, навыки, опыт легче было передать сыну, племяннику, брату, чем посторонним. У родственника вождя было больше шансов «выучиться» на вождя, чем у других. Результатом этих процессов формирование привилегированных слоев общества первой знати, вышедшей из родоплеменной верхушки. Это были вожди, жрицы, а также наиболее удачливые в хозяйственной деятельности.

К концу неолита, по-видимому, относится возникновение в массовом масштабе такого явления как имущественное неравенство , которое наложилось на издревле существовавшее в человеческом коллективе неравенство природное, основанное на различных психических, интеллектуальных, физических способностях людей. Закладываются и углубляются основы частной собственности -как явления всеобъемлющего, постоянного, освещенного исторической традицией.

В частной собственности были индивидуальное жилище, домашняя утварь, одежда, украшения, хозяйственный инвентарь, орудия труда, скот, лодки, прочее движимое имущество.

Другим видом собственности была коллективная (родовая или общинная) собственность на землю. Внутри коллектива отдельные люди или семьи участками земли - их можно было обрабатывать, но нельзя передать другому человеку в пользование.

Народонаселение. Повседневный быт

Результатом развития производящего хозяйства стал существенный рост общей численности населения: на рубеже V-IV тыс. до н. э. на Земле уже проживало около 80 млн. человек, а плотность населения составляла для заселенных территорий от 10 до 100 чел. на 1 км 2 .

Причинами столь резкого роста численности неолитического населения явилась улучшение качества жизни и снижения смертности, увеличение рождаемости и сокращение интервалов между родами. Впервые в истории человечества намечалось стремление к многодетности. Кроме того, с того времени начинает сокращаться очень значительный прежде разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин. Народонаселение Земли увеличилось, несмотря даже на довольно частые эпидемии, которые стали обычными с периода неолита; эпидемии вызывались переходом к оседлости и скученностью людей.

В неолите действительно сильно меняется сам тип поселений - это все чаще постоянная, построенная по определенному плану деревня в которой проживала одна община . Жители общины - уже не только родственники, но и соседи, и сама община из родовой превращается в соседскую, или территориальную. Средняя численность общины оценивается в несколько сот и даже тысяч человек. Дома в таких поселках нередко строятся из кирпича - обожженного или сырца, а также глины. Большие общинные дома отошли в прошлое окончательно и теперь в каждом доме проживает одна патриархальная семья. В обществе закрепляются законы патриархата.

Существенными были изменения в положении полов. Фундаментом для этого послужил новый порядок разделения труда между мужчиной и женщиной, обусловленный спецификой развития важнейших отраслей производящего хозяйства.

В начале неолита усложнение производственной деятельности привело к росту специализации труда на основе пола и возраста. Изготовление орудий труда было мужским делом, уход за детьми, приготовление пищи, доставка воды и топлива - женским. В земледелии и скотоводстве принимали участие и мужчины - они выполняли более тяжелые работы, а женщины делали самую кропотливую работу, требующую терпения и аккуратности.

С течением времени ситуация изменилась: участие женщин в земледелии и скотоводстве все более ограничивалось. В конце неолита сферой их деятельности становится главным образом домашнее хозяйство, а в нем - обслуживание мужчин и детей. Все основные средства производства переходят в распоряжение, а затем в собственность мужчин, что повлекло за собой экономически зависимое, неполноправное положение женщин.

Наука и научные знания

Развитие престижной экономики с ее подсчетом подарков стимулировало накопление математических знаний. Появились первые, пока еще примитивные счетные системы - это были связки соломы, связки раковин, веревки с завязанными на них узелками. В первобытной Европе для счета обычно применялись камни: слова «калькулятор», «калькуляция» восходят к древнему латинскому слову calculus - камень.

Рост земледелия и все более интенсивные земельные работы способствовали развитию геометрических знаний. Были составлены первые географические карты. В самом конце неолита изобретено колесо и началось развитие колесного транспорта. Тогда же произошло еще одно исключительной важности событие - появилась первая в истории человечества письменность. Это стало рубежом, отделяющим первобытную историю от эпохи цивилизаций.

Вопросы для повторения

1. Какие этапы выделяются в развитии экономики первобытного хозяйства?

2. Объясните термин «неолитическая революция».

3. Объясните, почему для древних людей охота была наиболее важным хозяйственным занятием.

4. Расскажите о важнейших научно-технических изобретениях человечества в первобытную эпоху.

Важнейший этап в истории человечества, в значительной мере определивший все ее дальнейшее развитие, - переход от присваивающей охотничье-рыболовческой и собирательской экономики к производящему хозяйству, развитие и распространение основных его форм. Эти процессы знаменовали начало нового периода древнейшей истории, принципиально отличного от сотен тысячелетий предшествующей эволюции. Они явились переломными как в сфере производства, так и во всех иных областях жизни древнего общества. Обобщая периодизацию Л. Моргана, Ф. Энгельс именно эти процессы положил в основу своей знаменитой схемы, выделив два основных периода истории первобытного общества - дикость и варварство. «Дикость,- писал Ф. Энгельс,- период преимущественного присвоения готовых продуктов природы; искусственно созданные человеком продукты служат главным образом вспомогательными орудиями такого присвоения. Варварство - период введения скотоводства и земледелия, период овладения методами увеличения производства продуктов природы с помощью человеческой деятельности».

Накопление археологических материалов, особенно после второй мировой войны, полностью подтвердило справедливость этой периодизации, заставило ряд крупных западных исследователей обратить особое внимание на ее принцип. Так, видный английский археолог Вир Гордон Чайлд подчеркнул историческое значение перехода от присваивающей экономики к производящей и дал ему наименование «неолитической революции». Известный американский исследователь Ближнего Востока Роберт Брейдвуд разделил древнейшую историю на эпоху присвоения пищи и эпоху производства пищи и выделил в последней ряд этапов. Фактически он воспринял положения Ф. Энгельса, применив их к новым археологическим материалам. В конце 60-х - 70-х годах объем материала еще возрос, что снова вызвало необходимость в его осмыслении. «Моделирование» путей становления земледелия и скотоводства осуществляется на основе разностороннего анализа материала, в котором помимо археологов
принимают участие палеогеографы и палеозоологи, антропологи и палеоботаники. Все концепции, предлагаемые сейчас не только советскими, но и английскими, американскими, французскими, датскими и другими исследователями, строятся на основе признания важности для всей истории человечества перехода от присваивающей к производящей экономике.

Община собирателей, охотников и рыболовов даже в условиях максимально благоприятного природного окружения твердо ограничена в своей численности и производственных возможностях. Она может совершенствоваться в использовании природных ресурсов. В благоприятных экологических ситуациях (морские побережья, районы обитания стадных животных) возможно даже существование долговременных поселений. Но умножить то, что дает природа, добиться качественного изменения природных ресурсов, привести их в соответствие с потребностями численно возрастающих коллективов - этого община охотников и собирателей не может. Этим объясняется медленный рост населения в эпоху присваивающего хозяйства. Человек мог жить только в областях естественного распространения необходимых ему животных и растений. Воздействовать на них, способствовать их распространению на новые территории, акклиматизировать их в первоначально несвойственных им условиях он не мог. Это ограничивало возможности расселения самого человека, вследствие чего была велика разобщенность коллективов, между ними отсутствовал регулярный обмен, была невозможна специализация. Примитивность и разнообразие форм хозяйства, необходимость постоянного участия значительной доли коллективов в добывании («присвоении») пищи обусловливали ограниченность не только возможностей, но и потребностей человека. Узость производственной базы, полная зависимость от естественных условий и их превратностей сдерживали развитие общества в целом, во всех его проявлениях.

Коренные изменения в жизни общества наступили с переходом к производящему хозяйству. Мы вправе говорить о революционном характере этого процесса, вправе согласиться с В. Г. Чайлдом, определившим его как «первую революцию, которая трансформировала человеческую экономику, дала человеку контроль над его собственным запасом пищи». Человек стал производить пищу, постоянно совершенствовать это производство, расширять его масштабы. В этих условиях неизмеримо возросли возможности человека и расширилась сфера его деятельности, одно за другим исчезли ограничения предшествующего периода.

Резко изменился темп роста народонаселения. Весьма показательны здесь материалы некоторых специальных демографических исследований. Американский биолог Эдуард Дивей, широко использовав археологические и этнографические данные, попытался ориентировочно определить численность и плотность населения ойкумены до перехода к производящим формам хозяйства и в период «неолитической революции». Он пришел к заключению, что если раньше на протяжении десятков тысячелетий темп роста народонаселения был весьма незначительным, то примерно за одно тысячелетие «неолитической революции» население ойкумены возросло более чем в 16 раз, превысив 80 млн. человек, а плотность его в древнейших очагах возросла в 2,5 раза и достигла 1 человека на 1 кв. км.

Рост численности и плотности был непосредственным результатом перехода к производящему хозяйству. Не менее значительны были и другие явления, обусловленные этим процессом. Искусственное распространение культивированных растений и одомашненных животных на территориях, отличных от естественной прародины их предков, позволило на новых принципах расширить границы ойкумены. Непрестанно возраставшие потребности производящего хозяйства значительно расширили сферу человеческой деятельности, вызвали появление ее новых направлений, сделали жизненно необходимыми регулярные связи между отдельными коллективами. Познание явлений природы, циклов жизни растений, их роста и созревания, попытки объяснить их обусловили новый этап в развитии мышления и различных областей культуры, археологически фиксируемых прежде всего в сфере изобразительного искусства. Стало иным само распределение времени наших далеких предков: развитие производящей экономики уже не требовало постоянного участия большинства дееспособных членов человеческих коллективов в производстве пищи. Значительный фонд времени был освобожден для развития других отраслей производства и культуры.

Следствием формирования производящего хозяйства явилось появление регулярного прибавочного продукта, а значит, и возможности его концентрации в руках отдельных родов и семей. А это вело к далеко идущим социальным последствиям, знаменовавшим первые ступени длительного процесса разложения первобытнообщинного строя.
Вместе с тем «неолитическая революция» обусловила заметную неравномерность дальнейшего развития различных районов ойкумены. Ведь переход к производящему хозяйству был возможен лишь там, где имелся необходимый для этого процесса природный фон, т. е. в центрах распространения диких предков культурных растений и домашних животных. Определение этих центров и выявление их роли в истории человечества в большой мере связано с исследованиями Н. И. Вавилова. Великий биолог выделил ряд центров происхождения культурных растений, бывших в то же время очагами возникновения земледельческой культуры. Пять таких центров были намечены им в горных тропических и субтропических областях Старого Света - от Балкан до Юго-Восточной Азии, два - в подобных же областях Южной Мексики и Перу. «В сущности,- писал Н. И. Вавилов,- только узкая полоса суши земного шара сыграла основную роль в развитии земледелия». Дальнейшие исследования полностью подтвердили как общие выводы Н. И. Вавилова, так и выделение им конкретных раннеземледельческих очагов.

Среди последних особое внимание ученых заслуженно привлекает Юго-западноазиатский очаг, охватывавший предгорья и речные долины Палестины, Ливана, Сирии, Южной Турции, Северной Месопотамии и уходящий далее на восток, в области Ирана и юга Сред¬ней Азии. С этим очагом связаны происхождение важнейшей из земледельческих культур - пшеницы - и одомашнивание ряда основных видов животных. Здесь сформировались древнейшие центры производящего хозяйства, а позднее - первые цивилизации Старого Света. У археологов эта территория получила романтическое наименование «полумесяц плодородных земель». Именно здесь сделаны наиболее значительные открытия раннеземледельческих поселений и прослежены последовательные этапы формирования производящей экономики.

Эти открытия и являются предметом анализа автора предлагаемой вниманию читателей книги, известного английского археолога Дж. Мелларта. Ему посчастливилось быть участником раскопок и первооткрывателем важнейших древнеземледельческих памятников Палестины и Турции. Дж. Мелларт принимал участие в раскопках Иерихона и Вейджисултана - памятника энеолита и бронзового века в Западной Турции. Сенсационными явились его раскопки двух неолитических поселений в Южной Анатолии - Чатал Хююка и Хаджилара,- результаты которых коренным образом изменили наши представления об уровне развития людей эпохи неолита. Он много и плодотворно работал и продолжает работать над вопросами развития древнейших земледельческих культур Ближнего Востока, и в первую очередь, конечно, Турции.

«Древнейшие цивилизации Ближнего Востока» - книга, представляющая интерес как первая сводка достижений ближневосточной археологии, суммирующая разрозненный и неравномерно опубликованный материал. Ценность ее и в том, что она принадлежит перу не только полевого исследователя, но и вдумчивого ученого, понимающего необходимость осмысления, всестороннего анализа специфического исторического источника - археологического материала.

Автор стремился включить в эту небольшую работу все важнейшие памятники. Характерно, что впервые в западной литературе он рассматривает древнейшую земледельческую культуру на территории нашей страны - джейтунскую. Почти каждый полевой сезон вносит коррективы в намеченные исследователями картины становления и развития земледельческо-скотоводческих культур. После выхода в свет «Древнейших цивилизаций…» в разных районах Ближнего Востока был сделан ряд важных открытий, несколько изменивших в отдельных случаях гипотезы автора. При переводе книги на русский язык эти данные были учтены и приведены в комментарии. Работа Дж. Мелларта - не только компетентное, но и популярное исследование, заслуживающее внимания советских читателей.

Не останавливаясь здесь на некоторых неточностях и преждевременных выводах, естественных для области столь быстро развивающихся исследований, обратимся к двум положениям автора, вызывающим решительное несогласие.

Первое - склонность Дж. Мелларта именовать более или менее устойчивые комплексы предметов материальной культуры, происходящие с древнеземледельческих поселений, цивилизациями. В советской науке принято марксистское определение цивилизации как этапа, на котором достигает расцвета общественное разделение труда и обмен, существует развитое товарное производство и формируется классовое общество. Применение этого термина к первобытной эпохе приводит к его размыванию и утрате им исторического значения. Характерно, что и западные исследователи избегают, как правило, применять его в таком контексте.
То же увлечение Дж. Мелларта неоправданно «завышенными» определениями для характеристики неожиданно крупных достижений неолитических обитателей Востока звучит и в употреблении понятия «город» (или «городок» - town). Так он называет Чатал Хююк, считая, что для этого достаточно наличия в поселении святилищ и храмов, мастерских, существования производящего хозяйства и обмена. Поселения типа Чатал Хююка, по его мнению, ближе к городам, чем к деревням, и потому, что они были центрами жизни.

Она начинается с первых регулярных попыток доместикации растений и животных и завершается формированием первых долговременных земледельческих поселков. Они располагаются еще непосредственно в зоне распространения предков доместицированных позже растений и животных, главным образом на ее периферии, в предгорьях, где годовые осадки достигают 1000 мм. Основные памятники первой фазы - Карим Шахир, Зави Чеми Шанидар, Гандж Даре-Е. Выращивание злаков, видимо, еще не началось, но несомненна интенсификация собирательства. Свидетельства этого - лезвия серпов, растиральные камни, ямы-хранилища. На поселениях возрастает число костей в дальнейшем доместицированных животных, а в отдельных случаях возможен уже и сам процесс одомашнивания. Наряду с открытыми поселками, состоящими из легких жилищ типа шалашей, появляются первые телли (Малефаат) из многослойных напластований сырцовых построек.

В это время находится в расцвете каменная индустрия, а появление обсидиана свидетельствует об установлении связей с его источниками, достаточно удаленными от рассматриваемых областей. Главный из них находился в районе вулкана Немрут Даг, на Армянском нагорье.

В течение второй фазы (VII тысячелетие до н. э.) уже были одомашнены злаки. Наиболее распространена эммеровая пшеница. Наряду с диким эммером встречены формы, представляющие ступени «генетического перехода», а также уже полностью доместицированные; то же следует сказать о ячмене. Одомашнены овца, коза, собака, возможно, свинья. Поселки этого времени располагаются еще в той же зоне, что и в предшествующий период. Основные памятники в Загросе - Джармо, Тепе Гуран, Тепе Сараб, Гандж Даре-D, на границе аллювиальной долины - Али Кош, Тамархан, в Синджарской долине - Телль Магзалия. Архитектура уже достаточно развита; на некоторых поселениях существовали фортификационные системы. Значительная долговременность поселков приводит уже к образованию больших теллей (Телль Магзалия). Их нижние горизонты бескерамичны, в верхних появляется керамика. Обсидиан и металл свидетельствуют о дальнейшем развитии дальних связей: отдельные металлические изделия известны еще в докерамических слоях Телль Магзалии.

Хотя сохраняется хозяйственная замкнутость поселений, в это время формируются уже их группы.

Третья фаза (конец VII-V тысячелетие до н. э.) ознаменована завершением процесса доместикации растений и формированием полного (кроме лошади и верблюда) стада домашних животных. Земледельцы широко расселяются по равнине вначале в северной ее части, в зоне естественного орошения: такова культура Телль Сотто, обнаруженная в Синджарской долине нашими археологами. Затем происходит выход за пределы этой зоны, что потребовало создания простых ирригационных систем. К таким памятникам относятся поселения хассунской, самаррской и халафской культур. В конце фазы начинается освоение южной части Двуречья, что обнаружено раскопками в Эриду.

В этот период достигает расцвета общинное ремесло, резко активизируются внешние и внутренние связи, в результате которых поступает обсидиан, металлы, бирюза и пр. Явный рост прибавочного продукта предполагает возможность концентрации его в руках отдельных семей. Взаимосвязанные и уже дифференцированные поселения образуют группы, в которых к концу фазы выделяются «протогородские» центры.
Дальнейшее развитие ирригации в конце IV тысячелетия до н. э. привело к регулярному освоению и заселению основных районов долины Месопотамии, а тесное взаимодействие между высокоразвитыми культурными группами обусловило создание первой общности, охватившей значительную часть Двуречья,- так называемой убейдской культуры Ныне намечаются ступени этого процесса. На ранних ступенях особую роль играют южные центры, где в районе дельты Тигра и Евфрата был наибольшим экономический эффект ирригации. Отсюда происходит активное расселение по самым различным направлениям.В этот день:

  • Дни рождения
  • 1821 Родился Йиндржих Ванкель - чешский врач, археолог и спелеолог. Произведённые им раскопки в местах стоянок доисторического человека в районе Моравского Карста дали важные результаты по истории Чехии периода заселения её человеком.
  • 1860 Родился Макс фон Оппенгейм - немецкий дипломат, востоковед и археолог на Ближнем Востоке, первооткрыватель поселения на холме Тель-Халаф и халафской культуры.
  • 1929 Родился Владимир Антонович Оборин - советский и российский археолог, специалист по древней и средневековой истории Урала.
  • Открытия
  • 1799 Французскими саперами в ходе Египетской экспедиции Наполеона обнаружен Розеттский камень .

Введение 3

1. Характеристика понятия «неолитическая революция». 5

2. Земледелие и скотоводство. 6

3. Повседневный быт. Организация власти 9

4. Престижная экономика 11

5. Ремесло 13

Заключение 17

Список литературы 19

Введение

К концу палеолита люди заселили всю Землю, кроме районов, покрытых материковым льдом и отдаленных островов в океане. Поселения верхнего палеолита найдены на Тибетском плато, на Чукотке и Аляске, острове Тасмания и у полярного круга на реке Печоре.

Численность населения того времени в разных оценках колеблется от 3 до 10 млн человек: жители крупного современного города, рассеянные по всей эйкумене.

10 200 лет назад завершился ледниковый период, начался голоцен – геологическая современность. Менялись ландшафты: сухая полярная степь наполнялась водой и становилась тундрой, на нее наступал лес, пояс лесов с юга теснила степь. Море затопило побережья, погребая под собой устья рек, прибрежные равнины, проникая вглубь долин. Исчезали крупные животные, других становилось меньше. Человечество столкнулось – не впервые – с серьезным экологическим кризисом, потребовавшим от людей новых решений в борьбе за выживание. Если раньше похолодания заставляли людей отступать к югу, переселяться, совершенствовать орудия охоты, то на рубеже голоцена для многих общин такие возможности были исчерпаны. В особенно трудном положении оказались жители горных долин и оазисов, окруженных пустыней. Даже при минимальном росте населения равновесие между человеком и природой нарушалось. Охота становилась малопродуктивной, росла роль собирательства.

Все эти и другие связанные с ними обстоятельства, включая и такой важный фактор, как накопление опыта и знаний, привели к кардинальному перевороту в системе материального производства - неолитической революции, т.е. переходу человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве.

1. Характеристика понятия «неолитическая революция».

В 1939 г. английский археолог Гордон Чайлд на основе изучения переднеазиатских древностей ввел понятие «неолитическая революция»: процесс перехода к земледелию и скотоводству, коренным образом преобразивший жизнь.

Неолитическая революция по Г. Чайлду привела к оседлости, значительному росту производительности труда с получением регулярного избыточного прибавочного продукта и как результат – росту численности и плотности населения, общественному разделению труда, развитию социальной дифференциации общества, новых идей и взглядов. Из нее непосредственно следовало возникновение цивилизации: городов, государств, письменности.

Неолит характеризуется прежде всего значительным совершенствованием техники обработки камня. Усложнились операции по обработке камня - появились сверление, шлифование, распиливание и другие операции. С их использованием создавались совершенно новые специализированные и высокопроизводительные виды каменных орудий, а также орудий из дерева и кости. Была изобретена технология производства тканей и глиняной посуды. Появились и совершенствовались первобытные транспортные средства (сани, лыжи, лодки). Значительно повысилась производительность труда.

Смысл этой революции в системе материального производства состоял в переходе от присваивающей экономики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Люди научились сеять хлеб, который обеспечивал бесперебойное питание в течение всего года, разводить скот, регулярно снабжавший человека мясом (кроме того, молоком, сыром, шкурами, кожей, шерстью и др.). Экологический (и экономический) кризис был преодолен. Жизнь родовой общины стала более обеспеченной, стабильной; люди стали меньше зависеть от природной среды, значительно повысилось общественное благосостояние. Неолитическая революция была первым звеном цепи последовательных преобразований системы общественной жизни, в результате которых в конечном счете возникла цивилизация, а вместе с ней и наука.

По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7 - 8 регионах.

Древнейший и мощнейший по своему влиянию центр происхождения земледелия и скотоводства сложился в Передней Азии, он дал человечеству пшеницу – главную пищевую культуру; всех основных домашних животных: коров, овец, коз, свиней и, в итоге,– древнейшие цивилизации Месопотамии, Египта, Средиземноморья. Центр сложился из очагов, протянувшихся от Палестины, через горы Ливана до севера Ирака – «Плодородный полумесяц» и ряда очагов в Анатолии (современная Турция). Возможно, на севере центр включал и Закавказье.

Результатом развития производящего хозяйства стал существенный рост общей численности населения: на рубеже V-IV тыс. до н. э. на Земле уже проживало около 80 млн. человек, а плотность населения составляла для заселенных территорий от 10 до 100 чел. на 1 км2.

Причинами столь резкого роста численности неолитического населения явилась улучшение качества жизни и снижения смертности, увеличение рождаемости и сокращение интервалов между родами. Впервые в истории человечества намечалось стремление к многодетности. Кроме того, с того времени начинает сокращаться очень значительный прежде разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин. Народонаселение Земли увеличилось, несмотря даже на довольно частые эпидемии, которые стали обычными с периода неолита; эпидемии вызывались переходом к оседлости и скученностью людей.

2. Земледелие и скотоводство.

По имеющимся сейчас данным, первым злаком, который люди одомашнили, был, по-видимому, ячмень. В X-VIII тыс. до н.э. его уже сеяли в Малой Азии, на западных склонах Иранского нагорья и Палестине. В малоазийском культурном комплексе Чатал-Хююк (вторая половина VII - первая половина VI тыс. до н.э.) культивировались уже 14 видов растений, среди которых главную роль играли пшеница, ячмень и горох. Но в горных условиях земледелие мало продуктивно. Только в результате миграционных движений в речные долины субтропического пояса земледелие получило простор для своего победного развития. За 4000 лет земледелие распространилось по всей западной части Старого Света.

Основным орудием древних земледельцев была сначала палка-копалка для рыхления почвы. В дальнейшем (но не везде) к ней добавилась мотыга (палочно-мотыжное земледелие). Скотоводство сложилось на 2000 лет позже, но тем не менее земледелие, вероятно, никогда не было единственной формой хозяйства; на ранних этапах своего становления оно комбинировалось с охотой. Помощником человека на охоте выступала одомашненная еще в верхнем палеолите собака.

Переход первобытных общин к земледелию и скотоводству -достаточно длительный процесс, сопряженный со значительным изменением образа жизни – переходом к оседлости. Закономерно, что на первых порах новые формы хозяйства (земледелие и скотоводство) сочетались со старыми (охотой и собирательством), занимая подчиненное место как второстепенный уклад. Длительность такого сосуществования двух укладов (присваивающего и производящего) определялась природно-географической и социальной обстановкой, в которой жила и трудилась родовая община. Переход к производящему хозяйству происходил быстрее там, где складывались неблагоприятные условия для охоты и собирательства, где кризисные ситуации, высокая плотность населения не позволяли ограничиваться охотой и собирательством, ставили человека перед необходимостью радикально изменять обстоятельства своей жизнедеятельности.

Формы первичных систем земледелия были различными в разных регионах из-за различных природных и социально-культурных условий. Наиболее продуктивным было лиманное земледелие, развитие которого привело (в VII тыс. до н.э.) к ирригационному земледелию. В Двуречье в условиях искусственного орошения урожай ячменя был устойчивым и достаточно высоким – до 1200-1400 кг/га. (В Древнем Шумере урожай с 1 га мог прокормить в течение года три семьи, а обработка такой площади занимала всего 40-50 рабочих дней.) Также получило развитие богарное земледелие (когда посевы производились накануне дождей). В некоторых регионах для повышения плодородия траву и кустарники предварительно поджигали – так закладывалось паловое земледелие, которое впоследствии в лесистых зонах привело к подсечно-огневому земледелию.

Дальнейшее развитие земледелия было связано с его интенсификацией – освоением новых приемов земледелия (чередование посевов различных культур, применение удобрений, совершенствование рыхления почвы, появление огородничества, садоводства и т.п.), переходом от палочно-мотыжного земледелия к пашенному (V-IV тыс. до н.э.). Усложнение земледельческой техники и всего земледельческого производства привело к более широкому участию в нем мужской части общины. Более интенсивно стал применяться детский труд.

Параллельно и в тесной связи с земледелием развивалось скотоводство. На ранних этапах оно характеризовалось, по-видимому, содержанием небольших поголовий в основном мелких животных (козы, овцы, свиньи и др.), а позднее и более крупных (буйволы, ламы, крупный рогатый скот). Уход за скотом сводился к минимуму, скот находился преимущественно на вольном выпасе. В дальнейшем появилось стойловое содержание скота; а уже относительно поздно – кочевничество (номадизм).

В эпоху одомашнивания животных и растений, выведения их из зон естественного обитания древними селекционерами интенсивно накапливались и широко, плодотворно использовались разнообразные знания об анатомии, физиологии, экологии животных и растений. Сначала бессознательно, а затем осознанно они использовали искусственный отбор, осваивали его закономерности и требования (оставление лучших животных на племя, отбор лучших растений для посева и др.).

Доместикация животных содействовала развитию транспортных средств. Если еще в мезолите лодки стали универсальным видом транспорта, осваивались водные артерии, для передвижения широко использовались лыжи и санный транспорт, то в неолите для передвижения саней и волокуш начали привлекать домашних животных (лошадь была одомашнена в IV тыс. до н.э., а верблюд – в V тыс. до н.э.). В III тыс. до н.э. с появлением колесных повозок осуществился по сути революционный переворот в средствах транспорта. Скорость передвижения больших коллективов людей увеличилась почти в 10 раз (с 3,7 до 35-38 км/ч), благодаря чему стали возможны далекие миграции значительных масс людей и даже целых этносов, появились предпосылки для возникновения развитых форм номадизма. Этот революционный переворот нашел отражение в мифологии кочевников - появились мифологические образы колесницы, запряженной лошадьми (Солнце как символ колеса, колесница - бога Солнца и др.).

3. Повседневный быт. Организация власти

В неолите постепенно меняется сам тип поселений - это все чаще постоянная, построенная по определенному плану деревня в которой проживала одна община. Жители общины - уже не только родственники, но и соседи, и сама община из родовой превращается в соседскую, или территориальную. Средняя численность общины оценивается в несколько сот и даже тысяч человек.

В неолите значительно изменяется образ жизни земледельцев, их быт: упрочилась оседлость, совершенствовалось домостроительство - дома стали более прочными, долговременными, благоустроенными. Уже в VII тыс. до н.э. (культурный комплекс Иерихон А) внутренняя часть дома, построенного из сырцового кирпича, состоит из нескольких частей, разделенных перегородками. Одни из них предназначены для жилья, другие играют роль хозяйственных складов и закромов. Пол жилых помещений оштукатурен, зачастую окрашен или даже покрыт росписями, нередко укрыт циновками, которые плелись костяными орудиями. В разные цвета окрашены стены. Между домами располагались небольшие дворики, где находился очаг и приготовляли пищу. Из глины лепили фигурки людей и животных, которые и носили культовый характер, и украшали жилье.

Существенными были изменения в положении полов. Фундаментом для этого послужил новый порядок разделения труда между мужчиной и женщиной, обусловленный спецификой развития важнейших отраслей производящего хозяйства.

В начале неолита усложнение производственной деятельности привело к росту специализации труда на основе пола и возраста. Изготовление орудий труда было мужским делом, уход за детьми, приготовление пищи, доставка воды и топлива - женским. В земледелии и скотоводстве принимали участие и мужчины - они выполняли более тяжелые работы, а женщины делали самую кропотливую работу, требующую терпения и аккуратности.

С течением времени ситуация изменилась: участие женщин в земледелии и скотоводстве все более ограничивалось. В конце неолита сферой их деятельности становится главным образом домашнее хозяйство, а в нем - обслуживание мужчин и детей. Все основные средства производства переходят в распоряжение, а затем в собственность мужчин, что повлекло за собой экономически зависимое, неполноправное положение женщин.

Важным элементом общественной организации были или мужские союзы, или мужские дома которые выросли из естественного обособления мужчин и женщин. В мужских домах все взрослые мужчины общины обсуждали текущие дела, в том числе хозяйственные, принимали решения, выбирали руководителей. Женщины на такие собрания не допускались.

В этот период формируется особый вид лидеров - в современной международной историко-экономической литературе их принято называть бигменами. Это были мужчины, выдвигавшие сами себя, выделявшиеся из общей массы личными талантами, знаниями, богатством и щедростью. Именно из этого слоя мужская часть общины выбирала вождя.

От руководителя требовалось знать и уметь больше, чем знали и умели рядовые члены общины. Эти знания, навыки, опыт легче было передать сыну, племяннику, брату, чем посторонним. У родственника вождя было больше шансов «выучиться» на вождя, чем у других. Результатом этих процессов формирование привилегированных слоев общества первой знати, вышедшей из родоплеменной верхушки. Это были вожди, жрицы, а также наиболее удачливые в хозяйственной деятельности.

К концу неолита, по-видимому, относится возникновение в массовом масштабе такого явления как имущественное неравенство, которое наложилось на издревле существовавшее в человеческом коллективе неравенство природное, основанное на различных психических, интеллектуальных, физических способностях людей. Закладываются и углубляются основы частной собственности -как явления всеобъемлющего, постоянного, освещенного исторической традицией.

В частной собственности были индивидуальное жилище, домашняя утварь, одежда, украшения, хозяйственный инвентарь, орудия труда, скот, лодки, прочее движимое имущество.

Другим видом собственности была коллективная (родовая или общинная) собственность на землю. Внутри коллектива отдельные люди или семьи участками земли - их можно было обрабатывать, но нельзя передать другому человеку в пользование.

4. Престижная экономика

На границах племен с разной хозяйственной ориентацией, а впоследствии и внутри племени, все интенсивнее развивался обмен. Это экономическое явление было важнейшим следствием специализации хозяйственных занятий и прогресса в эволюции производительных сил. Кочевые - пастушечьи и оседлые - земледельческие племена обменивались своим товаром - живым скотом, мясом, шкурами, зерном, фруктами. С течением времени обмен становился все более интенсивным и явился базой для развития товарного обращения.

Важнейшей особенностью развития хозяйства в этот период было появление так называемой престижной экономики - неолитический вариант дарообмена. Как и раньше, дарообмен существовал как внутри, так и между различными общинами. В качестве даров выступали самые разнообразные предметы - от скота до бесполезных в хозяйстве птичьих перьев. Независимо от того, что именно дарил человек, он приобретал общественный престиж. Экономический результат дарообмена был противоречив: с одной стороны, он способствовал развитию производства, так как для даров специально выращивались определенные растения, разводился скот, с другой стороны, процедура дарообмена сопровождалась обильными пирами, когда слишком много съедалось и выпивалось понапрасну. Непроизводительные траты тормозили развитие общества. Характерно, что постепенно усиливалось стремление дать больше, чем получить взамен: даритель приобретал определенную власть над берущим материальные ценности. Таким образом, престижная экономика способствовала социальному расслоению и сыграла крупную роль в углублении неравенства в обществе и формировании институтов власти.

Развитие престижной экономики с ее подсчетом подарков стимулировало накопление математических знаний. Появились первые, пока еще примитивные счетные системы - это были связки соломы, связки раковин, веревки с завязанными на них узелками. В первобытной Европе для счета обычно применялись камни: слова «калькулятор», «калькуляция» восходят к древнему латинскому слову calculus - камень.

Рост земледелия и все более интенсивные земельные работы способствовали развитию геометрических знаний. Были составлены первые географические карты. В самом конце неолита изобретено колесо и началось развитие колесного транспорта. Тогда же произошло еще одно исключительной важности событие - появилась первая в истории человечества письменность. Это стало рубежом, отделяющим первобытную историю от эпохи цивилизаций.

5. Ремесло

Древнейшим ремеслом было гончарное. В основе его лежало изобретение гончарного горна - печи для обжига глиняных изделий, температура в которых достигала - 1200°С, и гончарного круга - специального приспособления для придания глиняным изделиям формы. Главным в гончарном деле было производство глиняной посуды, что позволило значительно улучшить способы производства пищи и условия ее хранения. Совершенствование пищевых технологий становится важным фактором экономического развития.

Другим древнейшим ремеслом было ткачество - изготовление ткани на ручном ткацком станке. Для этого люди выращивали лен, крапиву, другие культуры, расщепляли волокна, сучили их, пряли, выделывали веревки и нити. Из нитей делали тонкие и грубые ткани для производства одежды и нужд домашнего обихода, шили мешки, сумки.

Значительно продвинулась вперед техника обработки камня, достигнув в период неолита совершенства. Наряду с прежними стали обрабатываться новые, более твердые породы минералов.

Для их обработки применялась почти ювелирная техника шлифования и полировки. В конце неолита некоторые племена, полностью освоив каменную технику и познав все возможности камня, начинают использовать новые материалы для изготовления орудий труда - металлы, прежде всего медь и бронзу. И хотя первые опыты по освоению металла были очень немногочисленны, трудны и далеко не всегда успешны, они в дальнейшем в огромной степени предопределили прогресс в развитии производительных сил.

Применение металлов в материальном производстве, в быту, в средствах транспорта, военной технике было величайшим, революционным по сути, переворотом в технической вооруженности человека. В истории развития металлургии очень много еще не вполне ясного, много спорных моментов. И тем не менее в общих чертах этот процесс можно представить следующим образом.

Еще в палеолите (примерно 20 тыс. лет назад) в Костенках при производстве темно-вишневых красок путем обжига в костре железистых конкреций из местных песков получали в качестве побочного продукта железо. Но общественной потребности в металлах тогда еще не сложилось. Первый металл, который освоил человек, была медь. Исторически первой формой освоения меди была обработка самородной меди, сначала способом холодной ковки, а затем - горячей ковки и отжига. Следующий этап - получение меди из руд и литье. И лишь впоследствии - получение сплавов меди, прежде всего бронзы.

Наиболее древний из зафиксированных археологами районов обработки меди - Передняя Азия. Кузнечная обработка самородной меди, добываемой из залежей Эргани (Юго-Восточная Анатолия), зафиксирована на уровне VII тыс. до н.э. Начиная с середины V тыс. до н.э. на Ближнем Востоке, в Иране появляются крупные литые медные изделия - топоры, кинжалы, серпы и др. По-видимому, в V тыс. до н.э. начинается плавка медных руд, происходит развитие рудного дела, разработка рудников. Во второй половине V - первой половине IV тыс. до н.э. сложилось бронзолитейное производство (сначала мышьяковистые, а затем и оловянистые бронзы). На первых порах из меди и бронзы производились не предметы хозяйственного назначения (чего, казалось бы, следовало ожидать), а оружие и предметы роскоши, престижа - бусины, иглы, пронизки и т.п. Для массового производства сельскохозяйственных орудий металла просто не хватало; кроме того, на этапе становления металлургии престижное использование металлов монополизировала знать.

Первые зафиксированные археологами железные вещи, изготовленные методом ковки из метеоритного железа восходят к первой половине V тыс. до н.э. (Иран) и IV тыс. до н.э. (Египет). Освоение рудного железа относят ко второй половине IV - первой половине III тыс. до н.э. (Анатолия).

Существует мнение, что рудное железо могло быть вторичным продуктом медного металлургического производства, в котором железная руда использовалась в качестве флюса.

На первых порах развития черной металлургии железо ценилось очень дорого, считалось редким металлом и использовалось лишь для изготовления предметов роскоши. Только после открытия технологии науглероживания железа, что делало его значительно тверже, были освоены залежи железных руд (конец II тыс. до н.э., Восточное Средиземноморье), произошел переход к массовому производству железа. Это в свою очередь дало возможность коренным образом преобразовать технику, орудия сельскохозяйственного производства.

Использование металлических орудий повышало производительность труда в несколько раз. Железные топоры позволили ускорить наступление человека на леса, облегчали освоение новых пространств и угодий. На основе железного лемеха был создан настоящий плуг и интенсифицировано сельскохозяйственное производство. Кроме того, исключительно важную роль начинает играть ремесленное производство, а также развитие горного дела, истоки которого уходят в эпоху неолита, когда была налажена шахтовая добыча кремния.

Для возникновения раннеклассовых отношений производство металла не являлось необходимостью. Во многих регионах мира (например, в Полинезии) они сложились на основе дометаллургической, каменной технологии. Использование металлов было побочной, вторичной стороной становления производящего хозяйства, которая имела место далеко не везде. Но создание черной металлургии, массовое производство и широкое использование железа стали важным фактором ускорения процессов классообразования.

Заключение

Неолитическая революция - переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве.

Понятие «неолитическая революция» было впервые предложено Гордоном Чайлдом в середине ХХ века. Кроме появления производящего хозяйства оно включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохи неолита. Маленькие мобильные группы охотников и собирателей, господствовавшие в предшествующей эпохе мезолита, осели в городах и поселках возле своих полей, радикально изменяя окружающую среду путем культивирования (в том числе ирригации) и хранения собранного урожая в специально возведенных зданиях и сооружениях. Повышение производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена, появлению права собственности, централизованной администрации, политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно. Появление письменности - атрибут окончания до исторического периода, который обычно совпадает с окончанием неолита и вообще каменного века.

Сдвиги в хозяйственной деятельности человека были чрезвычайно существенны: впервые благодаря производящему хозяйству стало возможным регулярное, а не эпизодическое, как раньше, получение прибавочного продукта. Результатом неолитической революции явилось изменение характера труда и самой структуры человеческого общества, глубокие перемены в образе жизни и психике людей.

Таким образом, возникновение производящего хозяйства было величайшим достижением первобытной экономики и фундаментом для всей дальнейшей экономической истории человечества.

Неолитическая революция имела и негативные последствия. Главное из них - экологический кризис, вызванный тем, что резкое увеличение численности домашних животных, земледельческих угодий происходило за счет сжигания лесов, сокращения их площадей, а это в свою очередь вело к снижению уровня рек, грунтовых вод, опустыниванию обширных территорий. (Так, в мезолите Сахара была богатейшей саванной. Бесконтрольное развитие скотоводства превратило ее в пустыню: пересохли реки, исчезли озера, вымерли животные.) Человечество вышло из этого кризиса благодаря передвижению на север и освоению новых территорий, освободившихся после таяния ледников, а также развитию поливного земледелия в долинах рек.

Список литературы

    Бродянский Д.Л. История первобытнообщинного строя. –М.: Академия, 2005.

    Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. –М.: Центрполиграф, 2005.

    Гринин Л.Е. Производительные силы и исторический процесс. –М.: КомКнига, 2006.

    Захарова Е.Н. Введение в обществознание. Общество – Культура – Цивилизация. –М.: Академия, 2008.

    История мировой культуры (мир цивилизаций). /Под ред. Г.В. Драча. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

    История мировой экономики. /Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. –М.: Юнити, 2005.

    Коротаев, А. В., Малков А. С., Халтурина Д.А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. –М.: УРСС, 2007

    Моисеева Л.А. История цивилизаций. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

    Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. –М.: Инфра-М, 2006.

Неолитической революции , которая заключалась в переходе от присваивающего... изменения в способе производства, получившие название неолитической революции , которая заключалась в переходе от присваивающего...

Неолит – это новый каменный век. Его хронологические рамки – VII-IV тыс. до н.э. Неолитическая революция - переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве, трактуется учёными как переход от присваивающей к производящей экономике. Ученые не пришли к единому мнению о причинах перехода к производящему хозяйству. Причины: 1. Истощение запасов дичи и полезных растений с совершенствованием способов охоты и ростом численности населения. 2. Повышение технического уровня орудий труда и развитие знаний. 3. Наличие благоприятных природных условий, способствующих развитию земледелия и скотоводства. Сущность заключалась в том,что с целью удовлетворения своих потребностей человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных и животных форм и замещению ими природных, естественных форм.Среди основных последствий неолитической революции - не только дальнейший рост численности и плотности населения, но накопление и развитие культурных традиций (вследствие наличия большого количества свободного времени для занятия художественным творчеством), формирование нового образа жизни, появление возможности содержать лиц, не занятых непосредственно в процессе производства. Таким образом, "неолитическая революция" - кардинальный рубеж в истории человечества, выведший на авансцену истории в 9-3 тыс. до н.э. общества земледельцев-скотоводов (раннеземледельческие общества или культуры), явившиеся, в свою очередь, исходным пластом цивилизации. Общественные и природные факторы по-разному проявлялись в различных уголках земного шара. Отсюда значительное различие в характере раннеземледельческих культур и в созданных ими культурных комплексах.

5. Кризис первобытнообщинной модели хозяйственного развития: причины, сущность и последствия. Разложение первобытного общества началось примерно в IV тыс. до н. э. Изобретение и освоение принципиально новых материалов (бронзы), технологий (системы орошаемого и плужного земледелия), усиление имущественного неравенства, зарождение частной собственности неизбежно вели к возникновению классов и государства. Совершенствование орудий труда, повышение их производительности, образование на этой основе прибавочного продукта имели глубокие социально-экономические последствия. Экономическая структура первобытного общества стала тесной для новой технической базы, тормозила ее развитие. Возникновение частной собственности, распространение обмена и зарождение на этой основе имущественного и социального неравенств способствовали образованию нового типа общества, появлению государства. Среди факторов, способствующих разделению, помимо неолитической революции важную роль играли интенсификация земледелия, развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли. Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны – все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов. Итак, признаками распада родового строя явились возникновение имущественного неравенства, сосредоточение богатств и власти в руках вождей племен, учащение вооруженных столкновений, обращение пленных в рабов, превращение рода кровнородственного коллектива в территориальную общину. Разрушение первобытного общества в различных регионах мира происходило в разное время. Разнообразными были и модели дальнейшего хозяйственного развития. В конце IV тысячелетия до н. э. в Месопотамии, а затем в Египте возникли первые государства.


6. «Восточная» модель хозяйственного развития: основные черты и особенности. «Азиатский способ производства» - термин, введённый К. Марксом, характеризует сущность социально-экономического развития восточных (неевропейских) обществ. Азиатский способ производства был основой первой классовой общественно-экономической формации, возникшей впервые на Востоке в конце 4 тыс. до н. э. и просуществовавшей там до конца второго тысячелетия н. э. Для восточной (азиатской) модели хозяйственного развития характерны следующие черты : 1. Рабы не составляли главную производительную силу общества, т. е. производством материальных благ в сельском хозяйстве и ремесле занимались люди, считавшиеся свободными. 2. Земля находилась не в частной, а в государственной или государственно-общинной собственности. 3. Между государством и общинниками-земледельцами сложились отношения подданничества - отсутствие прав при безусловном несении повинностей в пользу государства. 4. Государство на Востоке приобрело форму «восточной деспотии», т. е. полного бесправия подданных перед лицом государства. Именно поэтому такой тип общества называется «обществом восточного рабства». 5. Общины отличались устойчивостью, что было связано с необходимостью создания и поддержания в должном состоянии ирригационной системы земледелия. 6. Экономика отличалась консервативностью, что привело общество к стагнации. Особенности: На Древнем Востоке раньше всего остального мира начала расцветать довольно высокая материальная культура (благоприятные климатические условия), можно было получать значительный прибавочный продукт при низком уровне техники земледелия и затрате малых людских ресурсах. Вследствие этого у людей появляется свободное время и возможность посвящать себя не только добыванию пищи. Возникает деление общества на классы. Государству в восточном обществе принадлежит всё, осуществляется эффективный централизованный контроль над обществом. Причастность к власти дает привилегии. Азиатский способ производства строится, в отличие от рабовладельческого, на эксплуатации не рабов, а общинников. Количество рабов очень мало, их используют не в крупном товарном производстве, а в качестве слуг. Ремесленников и купцов также мало, к тому же торговля менее развита по сравнению с рабовладельческим строем. При азиатском способе производства можно выделить два важнейших класса: крестьянство и бюрократию. Крестьянство формально свободно, но невозможность продажи земли и некоторые повинности в пользу государства напоминают феодальную зависимость. Подавляющее число жителей государств Древнего Востока были заняты в структуре сельского хозяйства. Но земля без воды не представляла никакой ценности. Оросительные системы были собственностью государства. Работы по созданию таких систем требовали больших людских ресурсов. Общинная трудовая повинность вскоре превратилась в государственную. Таким образом, государство подчинило себе общинников-земледельцев, и они практически перестали быть свободными. Их использовали при создании сложных оросительных систем, при строительстве храмов и других циклопических сооружений. В отличие от рабов, это была даровая рабочая сила, которую не надо было кормить и одевать. Их труд можно было использовать очень расточительно. Экономически эти страны почти не развивались. Это принято называть восточной стагнацией. Главной причиной стагнации являлось то, что интересы личности подчинялись общественным. Интересам общины, касты, государства. Подавлялась любая предпринимательская инициатива, которая невозможна без свободного распоряжения собственностью.



Похожие публикации