Рождественские истории. Рождественские мифы и легенды Притчи о рождестве читать

Жил-был один сапожник. Овдовел он и остался у него маленький сын. И вот накануне праздника Рождества Христова мальчик говорит своему отцу:

Сегодня к нам в гости придёт Спаситель.

Да полно тебе, - не поверил сапожник.

Вот увидишь придёт. Он сам мне об этом сказал во сне.

Ждёт мальчик дорогого гостя, в окно выглядывает, а там всё нет никого. И вдруг видит - во дворе на улице двое ребят бьют какого-то мальчишку, а тот даже и не сопротивляется. Выбежал сын сапожника на улицу, разогнал обидчиков, а избитого мальчика в дом привёл. Накормили они его с отцом, умыли, причесали, и тут сын сапожника говорит:

Папка, у меня двое сапог, а у моего нового друга пальцы из обуви вываливаются. Давай я ему свои валенки отдам, а то ведь на улице страсть как холодно. Да сегодня и праздник к тому же!

Что ж, пусть будет твоя воля, - согласился отец.

Отдали они мальчишке валенки, и тот радостный, сияющий домой пошёл.

Прошло некоторое время, а сынок сапожника всё от окна не отходит, ждёт в гости Спасителя. Проходит нищий мимо дома, просит:

Добрые люди! Завтра Рождество Христово, а у меня три дня крошки во рту не было, покормите, Христа ради!

Заходи к нам, дедушка! - позвал его через окно мальчик. - Дай Бог тебе здоровья! Накормили, напоили они с отцом старика, ушёл он от них радостный.

А мальчик всё Христа ждёт, уже беспокоиться начал. Наступила ночь, на улице фонари зажглись, вьюга метёт. И вдруг кричит сын сапожника:

Ой, папка! Там какая-то женщина у столба стоит, да с ребёночком маленьким. Посмотри, как им, бедным, холодно! Выбежал сын сапожника на улицу, привёл женщину с ребёнком в избу. Накормили они их, напоили, а мальчик и говорит:

Куда же они пойдут в мороз-то? Вон, на улице, какая метель разыгралась. Пускай, папка, они у нас дома заночуют.

Да где у нас ночевать? - спрашивает сапожник.

А вот где: ты на диване, я на сундуке, а они на нашей кровати.

Что ж, пускай.

Наконец, все улеглись спать. И снится мальчику, будто приходит к нему, наконец-то, Спаситель и говорит ласково:

Чадо ты моё милое! Будь ты счастлив на всю твою жизнь.

Господи, а я тебя днём ждал, - удивился мальчик.

А Господь говорит:

Так я к тебе три раза днём приходил, дорогой мой. И три раза ты принял меня. Да так, что лучше и придумать нельзя.

Господи, не знал. Но когда же?

Вот не знал, а всё равно принял. Первый раз ты не мальчишку спас от рук ребятишек-хулиганов, а меня спас. Как я когда-то принял от злых людей плевки и раны, так и мальчишечка этот… Спасибо тебе, мой родной.

Господи, а когда же ты второй раз ко мне приходил? Я в окно все глаза проглядел, - спрашивает сын сапожника.

А второй раз - вовсе не нищий, это я к тебе приходил на трапезу. Вы с отцом сами корочки ели, а мне праздничный пирог отдали.

Ну, а третий раз, Господи? Может быть, я бы тебя хоть в третий раз узнал?

А третий раз я у тебя даже ночевал со своей матерью.

Как же так?

Когда-то нам пришлось бежать в Египет от Ирода. Так ты и мою мать у столба, как в египетской пустыне, нашёл и пустил нас под свой кров. Будь счастлив, мой родной, вовеки! Проснулся мальчик утром и первым делом спрашивает:

А где же женщина с ребёнком? Смотрит - а дома уже нет никого. Валенки, которые он вчера бедному мальчику подарил, снова в углу стоят, на столе - праздничный пирог нетронутый. А на сердце - такая несказанная радость, какой никогда вовек не было.

Приготовление самогона и спирта для личного использования
абсолютно легально!

После прекращения существования СССР новое правительство остановило борьбу с самогоноварением. Уголовная ответственность и штрафы были отменены, а из УК РФ изъята статья о запрете производства спиртосодержащей продукции в домашних условиях. По сей день не существует ни одного закона, запрещающего нам с Вами заниматься любимым хобби – приготовлением алкоголя в домашних условиях. Об этом свидетельствует Федеральный закон от 8.07.1999 № 143-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3476).

Выдержка из Федерального закона РФ:

«Действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность граждан (физических лиц), производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт».

Самогоноварение в других странах:

В Казахстане в соответствии с Кодексом РК Об административных правонарушениях от 30 января 2001 года N 155 предусмотрена следующая ответственность. Так, согласно статье 335 «Изготовление и сбыт алкогольных напитков домашней выработки» незаконное изготовление в целях сбыта самогона, чачи, тутовой водки, браги и других алкогольных напитков, а равно сбыт указанных алкогольных напитков влечет штраф в размере тридцати месячных расчетных показателей с конфискацией алкогольных напитков, аппаратов, сырья и оборудования для их изготовления, а также полученных от их реализации денег и иных ценностей. Однако законом не запрещается приготовление алкоголя в личных целях.

В Украине и Белоруссии дела обстоят иначе. Статьями №176 и №177 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрены наложения штрафов в размере от трех до десяти не облагаемых налогом МРОТ за изготовление и хранение самогона без цели сбыта, за хранение без цели сбыта аппаратов* для его выработки.

Практически слово в слово повторяет эту информацию статья 12.43. «Изготовление или приобретение крепких алкогольных напитков (самогона), полуфабрикатов для их изготовления (браги), хранение аппаратов для их изготовления» в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях. Пункт №1 сообщает: «Изготовление физическими лицами крепких алкогольных напитков (самогона), полуфабрикатов для их изготовления (браги), а равно хранение аппаратов*, используемых для их изготовления, – влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти базовых величин с конфискацией указанных напитков, полуфабрикатов и аппаратов».

*Приобретать самогонные аппараты для домашнего использования все же можно, так как второе их назначение – дистилляция воды и получение компонентов для натуральных косметических средств и парфюмерии.

Подайте, Христа ради, милостыньку! Милостыньку, Христа ради! Никто не слушал этих жалобных слов, никто не обращал внимания на слезы, звучавшие в словах бедно одетой женщины, одиноко стоявшей на углу оживленной городской улицы.

Подайте милостыньку!

Прохожие торопливо шагали мимо нее, с шумом неслись экипажи по снежной дороге. Кругом слышался смех, оживленный говор.

На землю опускалась святая, великая ночь Рождества Христова. Она сияла звездами, окутывала город таинственной мглой.

Милостыньку не себе, деткам моим прошу...

Да она и сама не думала о себе, о том, что совсем замерзла, что с утра не ела ни крошки. Вся мысль ее принадлежала детям, сердце болело за них.

Сидят они, бедные, там, в холодной темной конуре, голодные, иззябшие, и ждут ее. Что она принесет или что скажет? Завтра великий праздник, всем детям веселье, а ее бедные детки голодны и несчастны.

Что делать ей? Что делать? Все последнее время она работала, как могла, надрывала последние силы. Потом слегла и потеряла последнюю работу. Подошел праздник, ей негде взять куска хлеба.

Ради детей она решилась, в первый раз в жизни, просить милостыню. Рука не поднималась, язык не поворачивался. Но мысль, что ее дети хотят есть, что они встретят праздник голодные, несчастные, - эта мысль мучила ее. Она готова была на все. И за несколько часов ей удалось набрать несколько копеек.

"Милостыньку, добрые люди, подайте! Подайте, Христа ради!"

И словно в ответ на ее отчаяние, неподалеку раздался благовест ко Всенощной. Да, надо пойти помолиться. Быть может, молитва облегчит ее душу. Она помолится усердно о них, о детях. Неверными шагами доплелась она до церкви.

Храм освещен, залит огнями. Всюду масса людей, у всех веселые довольные лица. Притаившись в уголке, она упала на колени и замерла. Вся безграничная, материнская любовь, вся ее скорбь о детях вылилась в горячей молитве, в глухих скорбных рыданиях. "Господи, помоги! Помоги!" - плачет она. И кому, как не Господу, Покровителю и Защитнику слабых и несчастных, вылить ей все свое горе, всю душевную боль свою? Тихо молилась она в уголке, и слезы градом лились по бледному лицу.

Она не заметила, как кончилась всенощная, не видела, как к ней подошел кто-то.

О чем вы плачете? - раздался за ней нежный голосок.

Она очнулась, подняла глаза и увидала перед собой маленькую, богато одетую девочку. На нее с милым участием глядели ясные детские глазки. Сзади девочки стояла старушка-няня.

У вас горе? Да? Бедная вы, бедная! - Эти слова, сказанные нежным, детским голосом, глубоко тронули ее.

Горе! Детки у меня голодны, с утра не ели. Завтра праздник такой великий...

Не ели? Голодны? - На лице девочки выразился ужас. - Няня, что же это? Дети ничего не ели! И завтра будут голодны! Нянечка! Как же это?

Маленькая детская ручка скользнула в муфту.

Вот, возьмите, тут есть деньги... сколько, я не знаю... покормите детей... ради Бога... Ах, няня, это ужасно! Они ничего не ели! Разве это можно, няня!

На глазах девочки навернулись крупные слезы.

Что ж, Манечка, делать! Бедность у них! И сидят, бедные, в голоде да в холоде. Ждут, не поможет ли им Господь!

Ах, нянечка, мне жаль их! Где вы живете, сколько у вас детей?

Муж умер - с полгода будет. Трое ребят на руках осталось. Работать не могла, хворала все время. Вот и пришлось с рукой по миру идти. Живем мы недалеко, вот тут, в подвале, на углу, в большом каменном доме купца Осипова.

Няня, почти рядом с нами, а я и не знала! Пойдем скорее, теперь я знаю, что надо делать!

Девочка быстро вышла из церкви в сопровождении старухи.

Бедная женщина машинально пошла за ними. В кошельке, который был у нее в руках, лежала пятирублевая бумажка. Забыв все, кроме того, что она может теперь согреть и накормить своих ребяток, она зашла в лавку, купила провизии, хлеба, чаю, сахару и побежала домой. Щеп осталось еще довольно, печку истопить ими хватит.

Она бежала домой изо всех сил.

Вот и темная конурка. Три детские фигурки бросились к ней навстречу.

Маменька! Есть хочется! Принесла ли ты? Родная!

Она обняла их всех троих.

Послал Господь! Надя, затопи печку, Петюша, ставь самовар! Погреемся, поедим, ради великого праздника!

В конурке, сырой и мрачной, наступил праздник. Дети были веселы, согрелись и болтали. Мать радовалась их оживлению, их болтовне. Только изредка приходила в голову печальная мысль - что же дальше? Что дальше будет?

Ну, Господь не оставит! - говорила она себе, возлагая всю надежду на Бога.

Маленькая Надя тихо подошла к матери, прижалась к ней и заговорила.

Скажи, мама, правда, что в Рождественскую ночь с неба слетает Рождественский Ангел и приносит подарки бедным детям? Скажи, мама!

Мальчики тоже подошли к матери. И желая утешить детей, она начала им рассказывать, что Господь заботится о бедных детях и посылает им Своего Ангела в великую Рождественскую ночь, и этот Ангел приносит им подарки и гостинцы!

И елку, мама?

И ёлку, детки, хорошую, блестящую елку!

В дверь подвала кто-то стукнул. Дети бросились отворять. Показался мужик, с маленькой зеленой елкой в руках. За ним хорошенькая, белокурая девочка с корзиной, в сопровождении няни, несшей за ней разные свертки и пакеты.

Дети робко прижались к матери.

Это Ангел, мама, это Ангел? - тихо шептали они, благоговейно смотря на хорошенькую нарядную девочку.

Ёлка давно стояла уже на полу. Старуха-няня развязала пакеты, вытащила из них вкусные булочки, кренделя, сыр, масло, яйца, убрала елку свечами и гостинцами. Дети все еще не могли прийти в себя. Они любовались на "Ангела". И молчали, не двигаясь с места.

Вот вам, встречайте весело Рождество! - прозвучал детский голосок. - С праздником!

Девочка поставила на стол корзину и исчезла, прежде чем дети и мать опомнились и пришли в себя.

"Рождественский Ангел" прилетел, принес детям елку, гостинцы, радость и исчез, как лучезарное виденье.

Дома Маню ждала мама, горячо обняла ее и прижала к себе.

Добрая моя девочка! - говорила она, целуя счастливое личико дочери. - Ты отказалась сама от елки, от гостинцев и все отдала бедным детям! Золотое у тебя сердечко! Бог наградит тебя.

Маня осталась без елки и подарков, но вся сияла счастьем. Она в самом деле походила на Рождественского Ангела.

Начало января. С каждым днём мы становимся всё ближе ко второму по значимости празднику Православной Церкви — Рождеству Господа нашего Иисуса Христа.

С этого события начинается великая история спасения человечества от греха и смерти, история его искупления и воссоединения с Богом посредством личности пришедшего в мир Богочеловека.

Именно поэтому Рождество Христово так почитается всеми христианами, что даже само принятое во всём мире летосчисление, сама история, делится этим событием надвое. Есть время «до», а есть время «после» Рождества Христова.

После грехопадения праотцев их потомки веками испытывали муки от поврежденности собственной природы и оттого, что посредством собственного отрицательного нравственного выбора отдалили себя от Бога, являющегося источником всех благ. Люди жили лишь ожиданием. Ожиданием пришествия в мир Мессии, Искупителя и Примирителя человечества с Богом. И, наконец, Он появился на свет, рождённый непорочной девой Марией.

Вот как об этом великом таинстве начала земного пути Господа повествует апостол и евангелист Матфей: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:18-21).

Особенно важно помнить о значимости пришествия Спасителя в мир сейчас, когда воинствующие секуляристы стараются всячески затенить перед мысленным взором людей роль личности Христа в духовной жизни, истории и культуре человечества. Стараются заменить Рождество Христово просто «Рождеством-непонятно-кого» или, ещё лучше, «праздником» без христианской символики и смыслового наполнения, чтобы разрушить в каждом из нас внутреннюю мировоззренческую систему и спокойно управлять получившемся стадом.

Рождество Спасителя исключительно важно для нас. И об этом, помимо Церкви, свидетельствует сама история мира, сами воспринятые нашим обществом представления о должном и недолжном, даже сама наша культура, насквозь пронизанная христианскими мотивами.

История появления Санта Клауса и Деда Мороза

Пузатый красноносый старик в короткой красной шубе с белой оторочкой, таких же штанах и с чёрным кожаным ремнём поперёк живота, живущий в Лапландии с оленями и эльфами, лазающий в Рождество по печным трубам ради раздачи подарков детям — вот каков современный образ Санта Клауса в западной культуре. (Санта — святой, Клаус — редуцированная форма имени Николай)

Реальный прототип этого фольклорного персонажа святитель Николай Чудотворец выглядел совсем не так. Он был весьма аскетичен и посвятил жизнь служению Богу, хотя детей тоже очень любил.

Святитель Николай родился в Малой Азии в III веке от Рождества Христова и застал ещё эпоху последних крупных гонений на Церковь от императора Диоклетиана. Однако судьба мучеников за веру миновала Николая и он возглавил местную Церковь, став епископом в городе Миры в Ликии (современная область Анталья).

До рукоположения Николай был достаточно зажиточным человеком, но перед хиротонией употребил всё своё имущество для помощи бедным, преимущественно детям сиротам.

Впоследствии он также много помогал сиротам и неимущим, выделяя на это деньги из собранных христианами средств и тайно по ночам раздавая пожертвования. Христианская добродетель милосердия вообще была свойственна святителю. Однажды, таким образом он спас от бесчестия трёх девиц, закинув в окно их дома три мешочка с деньгами — чтобы у них появилось приданое и они могли достойно выйти замуж.

Позже, на основе этих рассказов, в Европе широко распространилось поверье о том, что святитель ежегодно тайно навещает детей, раздавая послушным подарки, а непослушных награждая лишь щепоткой соли. Появилось даже народное дополнение к житию, согласно которому святитель, забрасывая мешочек с приданым в дом трёх девиц, попал им в сушившийся над камином (в Малой Азии!) носок и отсюда, якобы, пошла традиция готовить для подарков Санты рождественские носки.

Со временем образ святителя в европейской культуре всё более фольклоризировался и вот к XVII веку в Голландии его уже сопровождает негр — «Чёрный Питер», который прячет в мешок всех непослушных деток и навсегда уносит с собой, а сам Синтер Клаас начинает несолидно спускаться в дом по печной трубе и, неожиданно, переселяется с юга Турции в Лапландию.

Кроме того, до Реформации Санта раздавал подарки 19 декабря — в день памяти святителя Николая, а после, в период католической реакции, начал делать это заметно позже — в ночь Рождества Христова — 7 января.

К середине XIX столетия Санта Клаус в США, трудами местного учителя воскресной школы и одного известного карикатуриста, сначала приобрёл оленей и свиту из эльфов, а потом и короткую красную шубу, огромное брюхо, красный нос и остроконечный колпак с помпоном, окончательно утратив связь со святым прообразом.

Русский Дед Мороз появился, вопреки распространённому мнению, не в 1930-е, заменив собой рождественский образ святого, а много раньше.

В России вообще было не принято вульгаризировать образ святителя и чудотворца Николая, отождествляя его с Сантой. В русской культуре святитель навсегда остался в границах Церкви, где ему молились и благоговейно почитали.

Во второй половине XIX века в городах России начинают пытаться заимствовать широко распространённый на западе образ рождественского дарителя, чтобы у детей появилась ещё одна добрая сказка. Дабы неблагоговейно не смешивать его с образом святого Николая, образ дарителя нашли в русской дохристианской культуре, освятив и облагородив древнего Деда Трескуна — сурового хозяина зимней стужи.

Обновлённый Дед Мороз выступил однозначно добрым персонажем. Седой и величественный старец приходил к рождественской ёлке в длиннополой шубе, боярской шапке и рукавицах, с посохом в руках и мешком подарков за спиной. Непослушных детей он мог назидательно наказать, а послушным дарил подарки и мог покатать в санях на своей тройке.

По-настоящему широкое распространение образ Деда Мороза получил уже в 1910 году, а потом, как раз в 1930-е годы, как и многие другие атрибуты семейного рождественского праздника, был перенесён большевиками на Новый год. Это было сделано чтобы сместить акценты и оставить форму зимнего семейного праздника, выхолостив из него всё глубокое религиозное и мировоззренческое содержание.

В общем, традиция рождественского дарителя в России так и не прижилась. Дед Мороз стал прочно ассоциироваться именно с Новым годом, а в день Рождества Христова, после богослужения, россияне сами дарят друг другу подарки, прекрасно обходясь без сказочных посредников.

Почему детей приносят именно аисты, а на стол ставят поросёнка?

Одна из европейских рождественских легенд гласит, что младенцу Христу в яслях служили разнообразные животные и птицы. Телёнок грел его своим дыханием, кошка успокаивала мурлыканьем, собака охраняла вход в вертеп. Аист тоже послужил своему Господу, дополнительно утеплив ясли Богомладенца перьями со своей груди.

В благодарность за это Христос нарёк аиста «благословенной птицей и другом всех детей», наделив почётной обязанностью доставлять их родителям.

В наиболее популярных вариантах легенды аист приносит ребенка, качающегося в пеленке, концы которой держит в клюве, или в корзине, закрепленной на спине. Доставка может быть прямо в руки мамы, либо в печную трубу. Если будущие родители спят, то пернатый почтальон может легонько ущипнуть маму за ногу.

Аисты почитаются как пример образцовой семьи. Согласно той же легенде — это единственные птицы, которые не только никогда не меняют партнёров, всю жизнь оставаясь верными своему выбору, но и заботятся о своих престарелых родителях, поддерживая их в полёте и подкармливая на земле.

Другая легенда, отсылающая нас к Вифлеемским яслям, касается рождественского поросёнка. Согласно преданию, его едят… в наказание за непочтительность.

В «Лете Господнем» писателя Ивана Шмелёва она описывается так: «Велено их есть в Рождество за наказание! Не давала младенцу спать, всё хрюкала. Потому и называется свинья. Он хотел её погладить, а она, свинья, щетинкой Ему ручку уколола».

Поэтому на Рождество к столу подают именно нежного молочного поросёнка с яблочком в зубах и петрушкой за ушами.

Святые дни и порочность гадания

В ночь с 6 на 7 января (если по светскому календарю) Церковь празднует Рождество Христово. Две недели от Рождества до Крещения Господня называются «Святыми днями» или же «Святками».

В эти дни принято обмениваться подарками, петь рождественские духовные гимны и особо славить родившегося Христа, посещая друзей и знакомых с колядками. В некоторых местностях устраивают своеобразные рождественские крестные ходы, только со звездой. Когда молодёжная церковная община ходит по домам с хоругвью в виде вифлеемской звезды и совершает небольшие молебны с пением тропаря Рождества Христова.

Многие православные христиане посвящают святки благотворительности, посещая больных или одиноких людей с песнями, подарками и вниманием.

Некоторые люди в святые дни рождественских праздников прибегают к помощи тёмных сил и пытаются выпытать у них, что ждёт их впереди, ведь именно в эти дни гадание считается «более сильным». Гадание — это распространённое суеверие, оскорбляющее магическими обрядами святые дни, предназначенные для прославления Бога.

Христианину чуждо представление о судьбе — ничто, кроме его ежеминутного волевого выбора, не определяет его будущее. Именно так учит нас Церковь.

Как и почему ель стала рождественским символом?

Ещё в дохристианский период у германских племён ель была символом вечной жизни, как дерево, никогда не теряющее листву. Ею германцы украшали дома, чтобы привлечь к ним жизненную силу и удачу.

В VIII веке святой Бонифаций читал язычникам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что почитаемый ими священным дуб не является неприкосновенным деревом, святой срубил один из дубов священной рощи. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все деревья, кроме молодой ели. Святой Бонифаций воспринял выживание ели как чудо и воскликнул: «Да будет это дерево деревом Христа!»

Позже, уже в средние века, этот символ был ещё более христианизирован. В 1419 году во Фрейбурге пекари нарядили дерево вкусными украшениями, которые дети могли снимать и есть в Рождественскую ночь. С тех пор ель стала непременным атрибутом Рождества Христова.

В XVIII столетии рождественское дерево перекочевало и в Россию, где император Пётр Великий распорядился украшать елями или их ветками дома и общественные места в дни рождественских праздников.

Ошибка Дионисия Малого или как Христос родился позже своего рождения

2015 год. 2016 год. 2017 год от Рождества Христова. Именно так во всём мире мы считаем время сегодня. Эта система летосчисления была предложена римским аббатом скифского происхождения Дионисием Малым в VI веке.

Дионисий был учёным монахом, и оставил после себя множество собственных трудов и переводов древних авторов. В числе прочего он занимался составлением и уточнением Пасхалии, а также вычислением даты рождения Спасителя. Эту работу ему поручил римский папа Иоанн Первый.

В своей работе аббат Дионисий руководствовался Александрийской пасхалией и библейскими сведениями, хронологически ограничивающими дату рождения Христа. Однако он не учёл, что некоторые императоры имели соправителей, царствовали под разными именами и т.п., отчего в его расчёты вкралась ошибка. Они стали противоречить Священному Писанию, где сказано, что Господь родился во времена Ирода Великого, хотя по расчётам Дионисия он умер в 4 году до Рождества Христова.

Византийские и современные исследователи, учитывающие больше количество факторов, относят дату рождения Спасителя к 3, 4 или 5 годам до Рождества Христова по летосчислению Дионисия Малого. Таким образом, будущее Рождество может приходиться не на 2017, а, скажем, на 2020 год от реального рождества Богочеловека.

5 декабря в качестве Дня Рождества впервые появляется в летописи христианского писателя греческого происхождения Секста Юлия Африкана в 221 году. Эта дата совпадала с языческими празднованиями Дня Непобедимого солнца — зимнего солнцестояния.

Саломея, усомнившаяся в девстве Божией Матери

Согласно одному апокрифическому сказанию, Иосиф Обручник привёл к ложу Божией Матери двух повитух. Но они опоздали к рождению младенца и вошли в пещеру, когда мать сама спеленала своего сына в яслях.

Осмотрев Богородицу, одна из повитух, Гелома, заявила, что Она осталась девой, а её подруга Саломея не поверила этому чуду и неблагочестиво высказала своё сомнение. За это, как сообщает Евангелие псевдо-Матфея, она была поражена либо жуткой болью в руке, либо сухорукостью.

Испугавшись, Саломея публично принесла сердечное покаяние, а явившийся после этого ангел сообщил ей о том, что она может быть исцелена: «Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к младенцу и подержи его, и наступит для тебя спасение и радость».

Как только повитуха прикоснулась к Спасителю, она чудесным образом исцелилась и уверовала в пришествие в мир Мессии.

Рождественский вертеп и вертепный театр

Придите на Рождество в любой храм Русской Православной Церкви. Что вы увидите рядом с храмом? Правильно! Рождественский вертеп, символизирующий пещеру, где родился Спаситель мира.

В этой пещере очень часто будут стоять ясли с символическим младенцем, а также фигуры Божией Матери, Иосифа Обручника, пастухов и животных. Она будет украшена еловыми ветками, гирляндами и рождественской звездой.

Этой традиции пошёл без малого третий век. В XVII столетии в Россию из Европы проник вертепный кукольный театр, устроители которого в форме красочного представления рассказывали детям на ярмарках и площадях о евангельских событиях рождения Спасителя, поклонения волхвов, избиения младенцев Иродом и бегстве Святого семейства в Египет.

Храм Христа Спасителя

Как связан главный храм Русской Православной Церкви с Рождеством Христовым? Очень просто. Этот храм посвящён именно Рождеству Христову и, одновременно с этим, является огромным памятником героям Отечественной войны 1812 года.

После успешного выдворения неприятеля за границы нашей страны, император Александр I повелел в этот день праздновать избавление Отечества «от нашествия галлов и с ними двунадесяти язык» — т.е. армии Наполеона, включавшей в себя французскую армию и полки 12-ти государств.

Дом хлеба

В притчах Спаситель иногда говорит о хлебе. Два чудесных насыщения народа Господь произвёл ничем иным, как хлебами. Таинство Причащения было установлено Христом через преломление хлебов. Наконец, в данной Им молитве «Отче наш» мы призываем Бога дать нам повседневный хлеб.

В другом месте в Евангелии от Иоанна Господь прямо сообщает евреям о себе: «Я хлеб живой, сшедший с небес (Ин, 6:51)» . И это неспроста, потому что «Вифлеем» переводится с древнееврейского как «Дом хлеба»(Бейт — дом, лехем — хлеб).

Рождественские открытки

В 1843 году сэр Генри Коул отправил из Лондона первую в истории рождественскую открытку. Эскиз для нее нарисовал знакомый Коулу художник Джон Герсли. Всего была отпечатана тысяча экземпляров. Однако целой тысячи адресатов у Коула и Герсли не нашлось, и излишки тиража были пущены в продажу.

Поначалу, новшество было встречено обществом прохладно. Настоящий бум на подобные открытки начался лишь двадцать лет спустя, когда полиграфия подешевела, а почтовая система была усовершенствована. Издатель Луи Пранг популяризовал рождественские открытки в 1875 году. Он организовал в США общенациональный конкурс на лучший дизайн рождественской открытки.

Со временем, рождественские открытки распространились по всему миру и сегодня каждый из нас дарит их друзьям и знакомым.

Сочельник и сочиво

Рождественский сочельник, день перед рождественской ночью, является кульминацией предпраздничного поста и наиболее строгой его частью. В сочельник принято полностью воздерживаться от пищи, вкусить которую можно лишь с появлением первой звезды.

Есть в этот вечер принято сочиво, отчего, собственно, и происходит название «Сочельник». Сочиво — это особое блюдо из размоченного в воде и меду зерен с орехами, а также изюмом и другими фруктами.

Есть сочиво принято в подражание посту Даниила и трёх отроков, воспоминаемых перед праздником Рождества Христова, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан. 1, 8).

Легенда о четвёртом волхве

Три восточных мудреца пришли поклониться Спасителю, рождённому в маленьком иудейском городке — Вифлееме. Волхвы были наимудрейшими и образованнейшими мужами своего времени. По преданию их звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Они принесли младенцу Иисусу символические дары: золото — как царю, миро — как человеку и ладан — как Богу и поклонились Ему от лица всех мудрых людей Земли.

Три — библейское число полноты. Однако, существует легенда о том, что волхвов было не трое, а четверо. Последнего из них звали Артабаном. И он не смог поклониться Спасителю словом, потому что всю дорогу к Нему служил его земным чадам делами.

Артабан был очень богатым вельможей и продал всё своё имущество ради того, чтобы поехать в Палестину и подарить Христу три прекрасных драгоценных камня.

Путь его лежал через лес, где мудрец встретил тяжело больного еврея. Рассудив, что Богу нужно служить любовью, Артабан употребил один камень на лечение и содержание в гостинице встреченного путника. Он лично ухаживал за больным, пока тот не выздоровел и опоздал в Вифлеем.

Когда волхв прибыл к месту рождения Мессии, воины Ирода Великого как раз убивали по приказу своего царя вифлеемских младенцев. Ради того, чтобы спасти хоть одного ребёнка — в доме, где он остановился, Артабан отдал начальнику отряда воинов второй из даров, приготовленных Господу.

Позже он много лет следовал за Спасителем, всюду помогая людям, пока наконец не увидел его через 30 лет, уже идущим на Голгофу. Здесь он спас от бесчестья девушку, употребив на уплату долгов её отца последнюю из своих драгоценностей.

Во время землетрясения, после крестной смерти Господа, Артабан был поражён упавшим со стены дома камнем и умер. Но перед смертью ему явился Христос, приветствовавший его евангельскими словами: «Истинно, истинно говорю тебе: все, что ты сделал одному из меньших братий, сделал Мне» и объявил о том, что дары мудреца были приняты Им.

Православие.фм и лично автор поздравляют всех наших читателей с Новым годом и грядущим за ним празднованием Рождества Господа нашего Иисуса Христа! Желаем вам в новом году Божьей помощи, маленьких чудес для ваших душ, здоровья, семейного тепла и счастья!

Вконтакте

Рождество – волшебный праздник, который отмечается в большинстве стран, и у каждого народа есть свои притчи и легенды , связанные с этим днём.

Три кедра

Как повествуется в одной знаменитой древней легенде, некогда в прекрасных рощах Ливана родились три кедра. Кедры, как всем известно, растут очень-очень медленно, так что наши три дерева провели целые века в раздумьях о жизни и смерти, о природе и человечестве. Они видели, как на землю Ливана прибыли посланники царя Соломона и как затем, в битвах с ассирийцами, земля эта омылась кровью. Они видели лицом к лицу заклятых врагов – Иезавель и пророка Илию. При них был изобретён алфавит; они дивились, глядя, как мимо проходят караваны, гружённые красочными тканями. И в один прекрасный день кедры решили поговорить о будущем.

– После всего, что мне довелось повидать, – сказал первый, – я хотел бы превратиться в трон, на котором будет восседать самый могущественный царь на земле.

– А я хотел бы стать частью чего-то такого, что на веки вечные преобразит Зло в Добро, – сказал второй.

– А что до меня, – сказал третий, – то я желал бы, чтобы люди, глядя на меня, всякий раз вспоминали о Боге.

Прошли годы и годы, и вот наконец в лесу появились дровосеки. Они срубили кедры и распилили их. У каждого кедра было своё заветное желание, но реальность никогда не спрашивает, о чём мы мечтаем. Первый кедр стал хлевом, а из остатков его древесины соорудили ясли. Из второго дерева сделали грубый деревенский стол, который позже продали торговцу мебелью. Брёвна от третьего дерева продать не удалось. Их распилили на доски и оставили храниться на складе в большом городе. Горько сетовали три кедра: «Наша древесина была так хороша! Но никто не нашёл ей достойного применения». Время шло, и вот однажды звёздной ночью некая супружеская пара, не нашедшая себе крова, решила переночевать в хлеву, построенном из древесины первого кедра. Жена была на сносях. Той ночью она родила сына и положила его в ясли на мягкое сено. И в тот же миг первый кедр понял, что мечта его сбылась: он послужил опорой величайшему Царю Земли. Несколько лет спустя, в одном скромном деревенском доме люди сели за стол, сделанный из древесины второго кедра. Прежде чем они принялись за еду, один произнёс несколько слов над хлебом и вином, стоявшими на столе. И тут второй кедр понял, что он стал опорой не только вину и хлебу, но и союзу между Богом и Человеком. На следующий день из двух досок третьего дерева сколотили крест. Через несколько часов привели израненного человека и прибили его к кресту гвоздями. Третий кедр ужаснулся своей участи и принялся проклинать жестокую судьбу. Но не прошло и трёх дней, как он понял уготованную ему долю: человек, висевший на кресте, стал Светочем Мира. Крест, сколоченный из древесины этого кедра, превратился из орудия пытки в символ торжества. Так исполнилась судьба трёх ливанских кедров: мечты их сбылись, но совсем иначе, чем они себе представляли.

Легенда о рождественской ёлке

Во многих странах на Новый год и Рождество принято наряжать ёлку. Впервые это начали делать в Германии в средние века. Первыми игрушками были яблоки, орешки и различные сладости. А о происхождении этого обычая придумали красивые легенды.

Не только люди, но и деревья, которые росли около пещеры, где появился на свет Христос, и луговые цветы, пестреющие вокруг, - всё по-своему принимали участие в великом торжестве. Но самыми счастливыми выглядели три дерева, стоящие у самого входа в пещеру: им хорошо видны ясли и покоящийся в них Младенец, окружённый сонмом Ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зелёная ёлка. Всё радостней, всё оживлённее становится шелест их ветвей, и вдруг в нём явственно слышатся слова:

Пойдём и мы поклонимся божественному младенцу и поднесём ему наши дары,- говорила, обращаясь к маслине, пальма.

Возьмите и меня с собой! - робко промолвила скромная ёлка.

Куда тебе с нами! - окинув ёлку презрительным взглядом, гордо ответила пальма.

И какие дары можешь ты поднести божественному младенцу?- прибавила маслина. - Что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола!

Промолчала бедная ёлка и смиренно отошла назад, не осмеливаясь войти в пещеру, сиявшую небесным светом. Но ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность ёлки, ему стало жаль её и по своей ангельской доброте он захотел помочь ей.

Великолепная пальма склонилась над младенцем и положила перед ним лучший лист своей роскошной кроны.

Пусть он навевает на тебя прохладу в жаркий день, - сказала она. А маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханьем. С грустью, но без зависти, смотрела на это ёлка. «Они правы, - думала она, - где мне с ними сравниться! Я такая бедная, ничтожная, достойна ли я приблизиться к божественному младенцу!»

Но ангел сказал ей:

В своей скромности ты унижаешь себя, милая ёлка, но я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестёр!

И ангел взглянул на небо. А тёмное небо усеяно было сверкающими звёздами. Ангел сделал знак, и одна звёздочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зелёные ветки ёлки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками. И когда божественный младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли его внимание, а сияющая ёлка. На неё взглянул он, и улыбнулся ей, и протянул к ней ручки. Возрадовалась ёлка, но не загордилась и своим сиянием старалась осветить пристыженных, стоявших в тени маслину и пальму. За зло она платила добром. И ангел увидел это и сказал:

Ты доброе деревце, милая ёлка, и за это ты будешь вознаграждена. С этих пор, когда люди будут вспоминать Рождество Спасителя, и ты не будешь забыта. Каждый год в это время ты, как теперь, будешь красоваться в сиянии множества огней, и маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. Будут радоваться и взрослые, вспоминая при виде тебя золотые дни детства. И ты, скромная зелёная ёлка, станешь символом весёлого рождественского праздника.

Цветок волхвов

Все знают историю о том, как блестящая звезда привела трёх волхвов к небольшому городу Вифлеему, в котором родился Спаситель мира. С далёкого востока через Халдею, Вавилон и Ассирию пришли волхвы в Вифлеем и поклонились в яслях лежащему Христу и разложили перед ним свои дары: золото, ладан и смирну.

Но что сделалось с блестящей звездой, которая предсказала рождение Христа и которая привела к нему волхвов?

Она исполнила своё назначение, куда ей теперь идти?

Будучи звездой первой величины, она не могла сразу угаснуть и стала искать себе убежище на земле. Долго она странствовала над морями и землями разных народов и нигде не могла остановиться. В одну чудную майскую ночь пролетала она над горами Швейцарии. И горы поразили её своей красотой.

– Вот страна, которую я выбираю, – сказала звезда. И серебряным дождём рассыпалась на вершинах гор.

А на следующее утро пастухи были удивлены, найдя на снегу распустившиеся цветочки, похожие на звёздочки из белого бархата.

Теперь этот белоснежный цветочек называется эдельвейсом. И нигде не растёт он, кроме Швейцарии. Много на свете красивых гор и цветочных долин, но только среди вечных снегов швейцарских гор встретишь этот цветок.

И швейцарцы любят этот чудесный цветочек и дорожат им. Они верят, что он даст счастье всякому, сорвавшему его.

В день Рождества они украшают свои шляпы эдельвейсом – цветком волхвов.



Похожие публикации