Отличительные признаки живого. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого Планируемые результаты обучения

Разделы: Биология

Цели урока :

  1. Ознакомление учащихся с царствами живых организмов.
  2. Дать представления о разнообразии живых организмов.
  • расширить знания школьников по предмету;
  • развивать у учащихся внимание и наблюдательность; любознательность и интерес к предмету;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, телевизор, раздаточный материал: “Схемы классификации животных и растений”, презентация “Разнообразие жизни на Земле”.

Ход урока

I. Вводная часть.

Организационный момент. (Проверяю готовность детей к уроку)

II. Основная часть урока. Изучение нового материала.

Здравствуйте. Сегодня у нас с вами необычный урок. Его тема “Разнообразие живых организмов”.

(Cлайд №1)

О разнообразии живой природы можно говорить очень и очень много... Но, если честно, то и времени у нас предостаточно…Ведь живую природу вы будете изучать на уроках биологии все годы обучения в школе. Сегодня мы вспомним, что вам уже известно о живой природе и узнаем, что-то новое и интересное.

(Cлайд №2)

Начнём наш урок с “Разминки”.

(Cлайд №3)

Дети отвечают на вопросы “Разминки”

  1. Что изучает природоведение?
  2. Что такое природа?
  3. Назовите признаки живых организмов.
  4. Когда началось развитие жизни на Земле?
  5. Что является единицей строения живых организмов?

Дети отвечают на вопросы, взаимно исправляя и дополняя друг друга.

Нас окружает огромный мир живых организмов. Ученые делят их на несколько царств – больших групп.

1. Бактерии.

2.Простейшие.

4. Растения.

5. Животные.

(Cлайд №4)

Первое царство, с которым мы знакомимся - это царство Бактерии.

(Cлайд №5)

На земле существует около 2500 видов этих организмов. Они видны нам только при сильном увеличении. Мир бактерий крайне многообразен, так как они отличаются по форме, по размерам, а главное по той роли, которую они играют в природе. А роль этих микроскопических организмов очень и очень велика. Ученые называют их” санитарами нашей планеты”, ведь благодаря им разрушаются и исчезают с лица Земли умершие организмы. Велика роль бактерий в передаче опасных заболеваний человека и животных. Рассмотрите на слайде фотографии и рисунки, на которых они изображены.

Следующее царство – царство Простейшие.

(Cлайд №6)

Бактерии и простейшие – одноклеточные организмы. Клетка бактерии не имеет ядра, а в клетках всех других организмов ядра есть.

Эти организмы чаще всего встречаются в водной среде. Они тоже очень малы, но как мы видим из нашего слайда они тоже отличаются своим многообразием, да и на Земле их встречается 40000 видов.

(Cлайд №7)

Грибы, конечно, каждый знает: белый, подберезовик, лисичка, мухомор, бледная поганка... Но не всем известно, что к царству грибов относятся и живущие на деревьях трутовики, дрожжи, которые используют когда пекут вкусные пироги, а также плесневые грибы. Всего ученые насчитывают около 100 000 видов грибов.

Вы видите, что среди грибов также есть микроскопические формы. Грибы тоже играют свою важную роль в природе. И мне хочется повторять вновь и вновь, что лишних организмов в природе – НЕТ!!!

(Cлайд №8)

Вашему вниманию представляется одно из самых красивейших царств природы - это царство Растений. Оно включает в себя 350000 видов.

Я предлагаю вам посмотреть, сравнить и подумать, чем отличаются растения, которые вы видите на слайдах.

(Cлайды №8-4)

Отвечают дети.

Представители царства растений отличаются от других многоклеточных организмов тем, что образуют на свету из углекислого газа и воды питательные вещества (грибы и животные поглощают только готовую пищу). Растения делят на несколько крупных групп: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Всего в царстве растений около 350 тыс. видов. Есть среди них и большие и маленькие. Самым маленьким растением среди цветковых считается плавающая ряска из водоемов Австралии - её длина 0,6 мм и ширина 0,33 мм. Самым высоким хвойным растением является секвойя. высота отдельных деревьев достигает 80-100 м.

Подвожу итоги: растения подразделяются на несколько групп, отличаются своими размерами и формами, в зависимости от их видовой принадлежности и условий произрастания.

Предлагаю детям рассмотреть “Схемы классификации растений” и составить подобную схему из слов: хвойные,ландыш,растения,ель,земляника, сосна, цветковые.

(Cлайд №15)

Царство Животных составляет 1 миллион 500 тысяч видов.

(Cлайды №16-23)

Это самое разнообразное царство, ведь оно так многочисленно. Его представители распространились по всему земному шару.

Каких животных вы знаете? А чем они питаются?

Различают беспозвоночных и позвоночных животных. У первых, как и показывает название, нет позвоночника, а у вторых он есть. К беспозвоночным относятся черви, моллюски, иглокожие, членистоногие и некоторые другие группы животных. Позвоночные - это рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Рассмотрите “Схемы классификации животных” и составьте подобную схему из слов: беспозвоночные, птицы, бабочки, воробей, лягушка, ворона, земноводные, животные, позвоночные, насекомые.

Вот и закончилось наше знакомство с разнообразием живых организмов.

Прошу вас сдать “Схемы классификаций растений и животных” и схемы, которые составили вы сами.

III. Домашнее задание: рассмотреть рисунки на странице 110-111. Приготовить сообщение, мини-сочинение о вашем любимом животном.

IV. Заключительная часть урока.

Подошёл к концу наш урок. И в заключении мне хочется сказать, что многообразный мир природы очень хрупок и требует к себе бережного и внимательного отношения людей всех стран.

(Cлайд №24)

Этот слайд призывает каждого из нас беречь Землю, наш общий дом.

(Cлайд № 26)

До свидания! Урок окончен. Спасибо за внимание!

Список литературы (слайд №25):

“Природоведение-5 класс”, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.

Рабочая тетрадь к учебнику “ Природоведение”

Фотографии и рисунки найдены с помощью поисковой системы GOOGLE.

Вопрос 1. Чем растения отличаются от животных?

Вопрос 2. Какие признаки характерны для живых организмов?

Живые организмы растут, питаются, дышат, развиваются, размножаются, обладают раздражимостью, выделяют в окружающую их среду продукты своей жизнедеятельности (обмен веществ и энергии). Все живые организмы состоят из клеток (кроме вирусов).

Вопрос 1. Какие царства живых организмов вы знаете?

Выделяют четыре царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные.

Вопрос 2. Какие особенности отличают живые организмы от неживых объектов?

Живые организмы от неживых объектов отличаются следующими особенностями: рост, питание, дыхание, развитие, размножение, раздражимость, выделение, обмен веществ и энергии, подвижность. Неживые объекты такими особенностями не обладают.

Вопрос 3. Какое значение для существования жизни на Земле имеет способность организмов к размножению?

Если прекратиться размножение на любой ступени организмов, постепенно исчезнет всё живое. Это говорит о взаимосвязи живых организмов. Размножение осуществляет передачу наследственной информации и преемственность поколений. Размножение позволяет популяции существовать, продолжать свой вид.

Подумайте

Рассмотрите рисунок 9. Какое явление изображено на нём и почему оно получило название «цепь питания»? Самостоятельно составьте пищевую цепь, характерную для живых организмов, обитающих в вашей местности.

На этом рисунке изображено явление «цепь питания». Оно действительно похоже на цепочку из определенных звеньев, которые последовательно сменяют друг друга. Примеры:

Солнце →трава →заяц →волк;

Солнце → листва дерева →гусеница →птица (синица, иволга) →ястреб или сокол;

Ель →белка →куница;

Солнце →трава →гусеница →мышь →гадюка →ёж →лиса.

Задания. Составьте план параграфа.

План параграфа

§3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

План параграфа:

1. Царства живых организмов;

2. Отличия живых организмов от неживых объектов;

3. Основные особенности живых организмов;

3.1. Клеточное строение;

3.2. Химический состав;

3.3. Обмен веществ;

3.4. Раздражимость;

3.6. Развитие;

МБОУ «СОШ №15»

г. Краснотурьинск

2015 г.

Технологическая карта урока по биологии в 5 классе

на тему: «Разнообразие живой природы»

Цель урока: формирование знаний о классификации живых организмов, их многообразии.

Компоненты содержания урока: знания о мире, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения.

Способы усвоения содержания урока: восприятие, осознание, запоминание; переживание.

Методы обучения: информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), проблемное изложение, частично – поисковый, соотношение актов обучения с потребностями и мотивами учащихся.

Формы реализации методов обучения: демонстрация, чтение проблемных текстов, пример, убеждение, поощрение самостоятельности и самовыражения, уважение личности.

Организационная форма урока: вводный урок - семинар.

Задачи урока:

    предметные – дать определение понятию «таксон», познакомиться с Царствами живой природы, изучить основные таксономические единицы (классификацию живых организмов на разных уровнях организации), научиться классифицировать организмы по таксономическим группам.

    личностно-ориентированные - научиться бережно относиться к редким и вымирающим видам растений и животных, видеть красоту и многообразие живой природы;

    развивающие - развивать умение работать в группах, анализировать информацию, делать выводы.

Приложения:

    Презентация «Разнообразие живой природы».

    Задания для капитанов.

    Задания для команд.

Пояснения к занятию.

Для проведения мероприятия учащихся необходимо заранее разделить на 4 команды по 6-7 человек, в каждой команде учителю необходимо выделить лидера-координатора или «капитана». Занятие проводится в виде семинара, где команды выступают с мини-проектами на заданные темы (Приложение №3 ). Для капитанов предполагается отдельные задания, которые помогут им выполнять функцию организатора в группе учащихся (Приложение №2 ).

Для проведения мероприятия необходима презентация (Приложение №1 )

План урока:

    Организационный момент (1-2 мин.)

    Актуализация знаний (5 мин.)

    Изучение нового материала (20-25 мин.)

    Закрепление (6 мин.)

    Рефлексия (2 мин.)

Ход урока:

    Учитель: Здравствуйте, уважаемые ребята! Сегодня у нас необычный урок, а урок-семинар. Это значит, что вы сегодня будете выступать в роли докладчиков, экспертов! Что это значит?

(Учащиеся дают определение понятиям «докладчик» и «эксперт»)

    Учитель: Итак, начнем! Дети, посмотрите на слайд и постарайтесь сформулировать тему урока. Ваши варианты? (Слайд №2, приложение №1)

(Учащиеся формулируют тему урока, а также задачи к уроку)

Учитель: Выслушав ваши предложения, формулируем тему урока: «Разнообразие царств живой природы». (Слайд №3, Приложение №1)

    Учитель: Ребята, как вы думаете: живые организмы объединяют в какие-нибудь группы? И если объединяют, то, в какие?

(Учащиеся отвечают на поставленные вопросы)

Учитель: Вы правы, живые организмы разделяют на группы, эти группы называются «таксонами». В таксономические группы объединяют живые организмы, которые обладают несколькими общими признаками.

Как называется самый высший таксон?

(Учащиеся отвечают)

Учитель: Правильно, высшая таксономическая группа – Царство. А какие царства живой природы вы знаете?

(Учащиеся отвечают)

Учитель: Царств живой природы 4: Царство Бактерии, Царство Растения, Царство Грибы, Царство Животные.

Как вы догадались, каждая команда будет представлять определенное царство живой природы. (Слайд №4, Приложение №1)

Учитель: Во время урока я попрошу вас заполнить таблицу «Общая характеристика царств живой природы». В конце урока мы проверим правильность заполнения (Слайд №5, Приложение №1).

Название Царства

Общая характеристика

Примеры

Бактерии

Растения

Животные

Учитель: Итак, слово предоставляется капитану первой команды, представляющей Царство Бактерий (Слайд №6, Приложение №1).

(Капитан выступает по плану: количество видов в Царстве, образ жизни представителей, способ питания представителей, способ размножения представителей, значение царства для человека) (Приложение №2).

Учитель: Слово предоставляется команде, представляющей Царство Бактерий.

(Учащиеся выступают по плану: Сине-зеленые водоросли, Молочно-кислые бактерии, Бактерии группы кишечной палочки, Азотобактер или азотфиксирующие бактерии, Патогенные бактерии) (Приложение №3).

Учитель: Итак, слово предоставляется капитану второй команды, представляющей Царство Грибы (Слайд №7, Приложение №1).

(Капитан выступает по плану: (Приложение №2).

Учитель: Слово предоставляется команде, представляющей Царство Грибы.

(Учащиеся выступают по плану : Одноклеточные грибы - Дрожжи, Базидиомицеты, Аскомицеты, Зигомицеты) (Приложение №3).

Учитель: Итак, слово предоставляется капитану первой команды, представляющей Царство Растения (Слайд №8, Приложение №1).

(Капитан выступает по плану: количество видов в Царстве, образ жизни представителей, способ питания представителей, способ размножения представителей, значение царства для человека) (Приложение №2).

Учитель: Слово предоставляется команде, представляющей Царство Растения.

Моховидные растения, Папоротникообразные растения, Саговниковидные растения, Хвойные растения, Цветковые растения: ) (Слайд №9,10,11, Приложение №1, Приложение №3).

Учитель: Итак, слово предоставляется капитану первой команды, представляющей Царство Животные (Слайд №12; Приложение №1).

(Капитан выступает по плану: количество видов в Царстве, образ жизни представителей, способ питания представителей, способ размножения представителей, значение царства для человека)

Учитель: Слово предоставляется команде, представляющей Царство Животные.

(Учащиеся выступают по плану: Кишечнополостные животные, Кольчатые черви, Членистоногие животные, Рыбы, Птицы, Млекопитающие) (Слайд №13, Приложение №1, Приложение №3).

    Учитель: Мы с вами познакомились с царствами живой природы, давайте проверим правильность заполнения ваших таблиц.

(Учащиеся проверяют друг друга - взаимопроверка)

Учитель: давайте сделаем вывод – мир живой природы огромен, представлен многообразием видов, очень красив.

    Учитель: Что нового узнали? Что хотели бы узнать?

(Учащиеся отвечают)



Похожие публикации