Отличительные признаки живого. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого Планируемые результаты обучения
Разделы: Биология
Цели урока :
- Ознакомление учащихся с царствами живых организмов.
- Дать представления о разнообразии живых организмов.
- расширить знания школьников по предмету;
- развивать у учащихся внимание и наблюдательность; любознательность и интерес к предмету;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, телевизор, раздаточный материал: “Схемы классификации животных и растений”, презентация “Разнообразие жизни на Земле”.
Ход урока
I. Вводная часть.
Организационный момент. (Проверяю готовность детей к уроку)
II. Основная часть урока. Изучение нового материала.
Здравствуйте. Сегодня у нас с вами необычный урок. Его тема “Разнообразие живых организмов”.
(Cлайд №1)
О разнообразии живой природы можно говорить очень и очень много... Но, если честно, то и времени у нас предостаточно…Ведь живую природу вы будете изучать на уроках биологии все годы обучения в школе. Сегодня мы вспомним, что вам уже известно о живой природе и узнаем, что-то новое и интересное.
(Cлайд №2)
Начнём наш урок с “Разминки”.
(Cлайд №3)
Дети отвечают на вопросы “Разминки”
- Что изучает природоведение?
- Что такое природа?
- Назовите признаки живых организмов.
- Когда началось развитие жизни на Земле?
- Что является единицей строения живых организмов?
Дети отвечают на вопросы, взаимно исправляя и дополняя друг друга.
Нас окружает огромный мир живых организмов. Ученые делят их на несколько царств – больших групп.
1. Бактерии.
2.Простейшие.
4. Растения.
5. Животные.
(Cлайд №4)
Первое царство, с которым мы знакомимся - это царство Бактерии.
(Cлайд №5)
На земле существует около 2500 видов этих организмов. Они видны нам только при сильном увеличении. Мир бактерий крайне многообразен, так как они отличаются по форме, по размерам, а главное по той роли, которую они играют в природе. А роль этих микроскопических организмов очень и очень велика. Ученые называют их” санитарами нашей планеты”, ведь благодаря им разрушаются и исчезают с лица Земли умершие организмы. Велика роль бактерий в передаче опасных заболеваний человека и животных. Рассмотрите на слайде фотографии и рисунки, на которых они изображены.
Следующее царство – царство Простейшие.
(Cлайд №6)
Бактерии и простейшие – одноклеточные организмы. Клетка бактерии не имеет ядра, а в клетках всех других организмов ядра есть.
Эти организмы чаще всего встречаются в водной среде. Они тоже очень малы, но как мы видим из нашего слайда они тоже отличаются своим многообразием, да и на Земле их встречается 40000 видов.
(Cлайд №7)
Грибы, конечно, каждый знает: белый, подберезовик, лисичка, мухомор, бледная поганка... Но не всем известно, что к царству грибов относятся и живущие на деревьях трутовики, дрожжи, которые используют когда пекут вкусные пироги, а также плесневые грибы. Всего ученые насчитывают около 100 000 видов грибов.
Вы видите, что среди грибов также есть микроскопические формы. Грибы тоже играют свою важную роль в природе. И мне хочется повторять вновь и вновь, что лишних организмов в природе – НЕТ!!!
(Cлайд №8)
Вашему вниманию представляется одно из самых красивейших царств природы - это царство Растений. Оно включает в себя 350000 видов.
Я предлагаю вам посмотреть, сравнить и подумать, чем отличаются растения, которые вы видите на слайдах.
(Cлайды №8-4)
Отвечают дети.
Представители царства растений отличаются от других многоклеточных организмов тем, что образуют на свету из углекислого газа и воды питательные вещества (грибы и животные поглощают только готовую пищу). Растения делят на несколько крупных групп: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Всего в царстве растений около 350 тыс. видов. Есть среди них и большие и маленькие. Самым маленьким растением среди цветковых считается плавающая ряска из водоемов Австралии - её длина 0,6 мм и ширина 0,33 мм. Самым высоким хвойным растением является секвойя. высота отдельных деревьев достигает 80-100 м.
Подвожу итоги: растения подразделяются на несколько групп, отличаются своими размерами и формами, в зависимости от их видовой принадлежности и условий произрастания.
Предлагаю детям рассмотреть “Схемы классификации растений” и составить подобную схему из слов: хвойные,ландыш,растения,ель,земляника, сосна, цветковые.
(Cлайд №15)
Царство Животных составляет 1 миллион 500 тысяч видов.
(Cлайды №16-23)
Это самое разнообразное царство, ведь оно так многочисленно. Его представители распространились по всему земному шару.
Каких животных вы знаете? А чем они питаются?
Различают беспозвоночных и позвоночных животных. У первых, как и показывает название, нет позвоночника, а у вторых он есть. К беспозвоночным относятся черви, моллюски, иглокожие, членистоногие и некоторые другие группы животных. Позвоночные - это рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Рассмотрите “Схемы классификации животных” и составьте подобную схему из слов: беспозвоночные, птицы, бабочки, воробей, лягушка, ворона, земноводные, животные, позвоночные, насекомые.
Вот и закончилось наше знакомство с разнообразием живых организмов.
Прошу вас сдать “Схемы классификаций растений и животных” и схемы, которые составили вы сами.
III. Домашнее задание: рассмотреть рисунки на странице 110-111. Приготовить сообщение, мини-сочинение о вашем любимом животном.
IV. Заключительная часть урока.
Подошёл к концу наш урок. И в заключении мне хочется сказать, что многообразный мир природы очень хрупок и требует к себе бережного и внимательного отношения людей всех стран.
(Cлайд №24)
Этот слайд призывает каждого из нас беречь Землю, наш общий дом.
(Cлайд № 26)
До свидания! Урок окончен. Спасибо за внимание!
Список литературы (слайд №25):
“Природоведение-5 класс”, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.
Рабочая тетрадь к учебнику “ Природоведение”
Фотографии и рисунки найдены с помощью поисковой системы GOOGLE.
Вопрос 1. Чем растения отличаются от животных?
Вопрос 2. Какие признаки характерны для живых организмов?
Живые организмы растут, питаются, дышат, развиваются, размножаются, обладают раздражимостью, выделяют в окружающую их среду продукты своей жизнедеятельности (обмен веществ и энергии). Все живые организмы состоят из клеток (кроме вирусов).
Вопрос 1. Какие царства живых организмов вы знаете?
Выделяют четыре царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные.
Вопрос 2. Какие особенности отличают живые организмы от неживых объектов?
Живые организмы от неживых объектов отличаются следующими особенностями: рост, питание, дыхание, развитие, размножение, раздражимость, выделение, обмен веществ и энергии, подвижность. Неживые объекты такими особенностями не обладают.
Вопрос 3. Какое значение для существования жизни на Земле имеет способность организмов к размножению?
Если прекратиться размножение на любой ступени организмов, постепенно исчезнет всё живое. Это говорит о взаимосвязи живых организмов. Размножение осуществляет передачу наследственной информации и преемственность поколений. Размножение позволяет популяции существовать, продолжать свой вид.
Подумайте
Рассмотрите рисунок 9. Какое явление изображено на нём и почему оно получило название «цепь питания»? Самостоятельно составьте пищевую цепь, характерную для живых организмов, обитающих в вашей местности.
На этом рисунке изображено явление «цепь питания». Оно действительно похоже на цепочку из определенных звеньев, которые последовательно сменяют друг друга. Примеры:
Солнце →трава →заяц →волк;
Солнце → листва дерева →гусеница →птица (синица, иволга) →ястреб или сокол;
Ель →белка →куница;
Солнце →трава →гусеница →мышь →гадюка →ёж →лиса.
Задания. Составьте план параграфа.
План параграфа
§3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.
План параграфа:
1. Царства живых организмов;
2. Отличия живых организмов от неживых объектов;
3. Основные особенности живых организмов;
3.1. Клеточное строение;
3.2. Химический состав;
3.3. Обмен веществ;
3.4. Раздражимость;
3.6. Развитие;
МБОУ «СОШ №15»
г. Краснотурьинск
2015 г.
Технологическая карта урока по биологии в 5 классе
на тему: «Разнообразие живой природы»
Цель урока: формирование знаний о классификации живых организмов, их многообразии.
Компоненты содержания урока: знания о мире, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения.
Способы усвоения содержания урока: восприятие, осознание, запоминание; переживание.
Методы обучения: информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), проблемное изложение, частично – поисковый, соотношение актов обучения с потребностями и мотивами учащихся.
Формы реализации методов обучения: демонстрация, чтение проблемных текстов, пример, убеждение, поощрение самостоятельности и самовыражения, уважение личности.
Организационная форма урока: вводный урок - семинар.
Задачи урока:
предметные – дать определение понятию «таксон», познакомиться с Царствами живой природы, изучить основные таксономические единицы (классификацию живых организмов на разных уровнях организации), научиться классифицировать организмы по таксономическим группам.
личностно-ориентированные - научиться бережно относиться к редким и вымирающим видам растений и животных, видеть красоту и многообразие живой природы;
развивающие - развивать умение работать в группах, анализировать информацию, делать выводы.
Приложения:
Презентация «Разнообразие живой природы».
Задания для капитанов.
Задания для команд.
Пояснения к занятию.
Для проведения мероприятия учащихся необходимо заранее разделить на 4 команды по 6-7 человек, в каждой команде учителю необходимо выделить лидера-координатора или «капитана». Занятие проводится в виде семинара, где команды выступают с мини-проектами на заданные темы (Приложение №3 ). Для капитанов предполагается отдельные задания, которые помогут им выполнять функцию организатора в группе учащихся (Приложение №2 ).
Для проведения мероприятия необходима презентация (Приложение №1 )
План урока:
Организационный момент (1-2 мин.)
Актуализация знаний (5 мин.)
Изучение нового материала (20-25 мин.)
Закрепление (6 мин.)
Рефлексия (2 мин.)
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, уважаемые ребята! Сегодня у нас необычный урок, а урок-семинар. Это значит, что вы сегодня будете выступать в роли докладчиков, экспертов! Что это значит?
(Учащиеся дают определение понятиям «докладчик» и «эксперт»)
Учитель: Итак, начнем! Дети, посмотрите на слайд и постарайтесь сформулировать тему урока. Ваши варианты? (Слайд №2, приложение №1)
(Учащиеся формулируют тему урока, а также задачи к уроку)
Учитель: Выслушав ваши предложения, формулируем тему урока: «Разнообразие царств живой природы». (Слайд №3, Приложение №1)
Учитель: Ребята, как вы думаете: живые организмы объединяют в какие-нибудь группы? И если объединяют, то, в какие?
(Учащиеся отвечают на поставленные вопросы)
Учитель: Вы правы, живые организмы разделяют на группы, эти группы называются «таксонами». В таксономические группы объединяют живые организмы, которые обладают несколькими общими признаками.
Как называется самый высший таксон?
(Учащиеся отвечают)
Учитель: Правильно, высшая таксономическая группа – Царство. А какие царства живой природы вы знаете?
(Учащиеся отвечают)
Учитель: Царств живой природы 4: Царство Бактерии, Царство Растения, Царство Грибы, Царство Животные.
Как вы догадались, каждая команда будет представлять определенное царство живой природы. (Слайд №4, Приложение №1)
Учитель: Во время урока я попрошу вас заполнить таблицу «Общая характеристика царств живой природы». В конце урока мы проверим правильность заполнения (Слайд №5, Приложение №1).
Название Царства |
Общая характеристика |
Примеры |
Бактерии |
||
Растения |
||
Животные |
Учитель: Итак, слово предоставляется капитану первой команды, представляющей Царство Бактерий (Слайд №6, Приложение №1).
(Капитан выступает по плану: количество видов в Царстве, образ жизни представителей, способ питания представителей, способ размножения представителей, значение царства для человека) (Приложение №2).
Учитель: Слово предоставляется команде, представляющей Царство Бактерий.
(Учащиеся выступают по плану: Сине-зеленые водоросли, Молочно-кислые бактерии, Бактерии группы кишечной палочки, Азотобактер или азотфиксирующие бактерии, Патогенные бактерии) (Приложение №3).
Учитель: Итак, слово предоставляется капитану второй команды, представляющей Царство Грибы (Слайд №7, Приложение №1).
(Капитан выступает по плану: (Приложение №2).
Учитель: Слово предоставляется команде, представляющей Царство Грибы.
(Учащиеся выступают по плану : Одноклеточные грибы - Дрожжи, Базидиомицеты, Аскомицеты, Зигомицеты) (Приложение №3).
Учитель: Итак, слово предоставляется капитану первой команды, представляющей Царство Растения (Слайд №8, Приложение №1).
(Капитан выступает по плану: количество видов в Царстве, образ жизни представителей, способ питания представителей, способ размножения представителей, значение царства для человека) (Приложение №2).
Учитель: Слово предоставляется команде, представляющей Царство Растения.
Моховидные растения, Папоротникообразные растения, Саговниковидные растения, Хвойные растения, Цветковые растения: ) (Слайд №9,10,11, Приложение №1, Приложение №3).
Учитель: Итак, слово предоставляется капитану первой команды, представляющей Царство Животные (Слайд №12; Приложение №1).
(Капитан выступает по плану: количество видов в Царстве, образ жизни представителей, способ питания представителей, способ размножения представителей, значение царства для человека)
Учитель: Слово предоставляется команде, представляющей Царство Животные.
(Учащиеся выступают по плану: Кишечнополостные животные, Кольчатые черви, Членистоногие животные, Рыбы, Птицы, Млекопитающие) (Слайд №13, Приложение №1, Приложение №3).
Учитель: Мы с вами познакомились с царствами живой природы, давайте проверим правильность заполнения ваших таблиц.
(Учащиеся проверяют друг друга - взаимопроверка)
Учитель: давайте сделаем вывод – мир живой природы огромен, представлен многообразием видов, очень красив.
Учитель: Что нового узнали? Что хотели бы узнать?
(Учащиеся отвечают)