Налоговая политика рф. Основные направления налоговой политики рф. Стимулирование малого бизнеса

Налогам предписана выдержка

Минфин наметил фискальные планы на следующие три года

Минфин РФ подготовил проект "Основных направлений налоговой политики на 2016-2018 годы". План на очередную трехлетку фиксирует нынешнюю конструкцию фискальной системы, едва ли не впервые совсем не трогая ставок и существенно не меняя базы ни одного из крупных налогов. Основной упор в "направлениях" сделан на изменения в администрировании - как облегчающие, так и осложняющие жизнь налогоплательщиков.

К маю каждого года Минфин готовит "Основные направления налоговой политики" - ключевой документ, с одобрения которого начинается верстка бюджета на следующую трехлетку.

В идеологической части документа подтверждается провозглашенный Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию курс на консервацию до 2019 года нынешних налоговых условий ведения бизнеса. "Правительство РФ не планирует повышения налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики в среднесрочной перспективе. Эта политика будет продолжена и по завершении планового периода, в 2019 году",- обещают "направления". Впрочем, наряду со стабилизацией обещаны и некие "меры налогового стимулирования структурных преобразований".

Значимых новаций, однако, в документе Минфина немного. Если в прошлогодних "направлениях" раздел налоговых инициатив составлял половину документа (остальное - описание уже сделанного и анализ налоговой нагрузки), то сейчас все предложения Минфина на 2016-2018 годы заняли лишь 13 из 43 страниц. При этом частично они уже прорабатываются. Речь, в частности, идет об амнистии капиталов, законопроект о которой уже внесен в Госдуму, и о предоставлении регионам права снижать ставки налога по упрощенной и вмененной системам налогообложения. Также из давно обещанного - снижение ставки налога на прибыль с 20% до 10% для новых промышленных предприятий ("гринфилдов").

Из нового в документе - выгодное бизнесу увеличение стоимости амортизируемого имущества. Это позволит списывать на затраты стоимость недорогого оборудования сразу при его вводе в эксплуатацию, а не через механизм постепенной амортизации. В части ключевого для бюджета налога - НДС - предлагаются точечные меры, направленные как на упрощение его возмещения (право на заявительный порядок для организаций, предоставивших поручительство материнской компании), так и на борьбу с неправомерным возвратом (налогоплательщика обяжут восстановить НДС, принятый к вычету по авансам, если поставка в течение определенного времени не состоялась).

Ставки акцизов на 2016 и 2017 годы Минфин предлагает не менять, а на 2018-й - проиндексировать на инфляцию из готовящегося трехлетнего макропрогноза. Впрочем, некоторую свободу маневра ведомство себе оставляет - если удастся договориться с партнерами по Таможенному союзу, то акцизы (прежде всего на сигареты) можно будет и поднять. По части НДПИ на нефть и газ Минфин после серии налоговых маневров едва ли не впервые ничего не предлагает. Также в 2016-2018 годы ведомство не намерено касаться и системы страховых взносов во внебюджетные фонды.

В отсутствие значимых решений по ставкам и базе налогов значительное место в "направлениях" заняли новации по части администрирования. Из неоднозначных для бизнеса новостей - намерение Минфина закрепить в Налоговом кодексе (НК) используемую арбитражной практикой норму о злоупотреблении правом налогоплательщика (фактически - ввести запрет на формально легальные схемы, если они используются для сокращения налогов или получения незаконных вычетов). Вадим Зарипов из "Пепеляев групп" полагает, что с учетом того, что сейчас даже Верховный суд вновь использует ранее признанный некорректным термин "недобросовестность налогоплательщика" (как в рассмотренном недавно деле ЗАО "Горные машины"), подход здесь должен быть иным. "Вместо закрепления в НК нынешних широких возможностей судов и налоговых органов трактовать сделки налогоплательщиков эту практику следует, наоборот, ограничить, установив четкие правовые рамки и механизмы сдержек и противовесов",- считает эксперт.

Из определенно позитивных новаций - предложение перенять зарубежный опыт предварительного налогового контроля. Его смысл в том, что бизнес сможет заранее получить от налоговиков информацию о налоговых последствиях будущей сделки. Другая инициатива касается требуемой от предпринимателей "должной осмотрительности" при заключении сделок. Сейчас, не проверив контрагента на склонность к уклонению от налогов, можно столкнуться с претензиями налоговиков. Для того чтобы такая проверка была более полной, Минфин предлагает расширить перечень информации, не относящейся к налоговой тайне, которую можно было бы получить от ФНС (о представленной отчетности, о средней численности персонала и средней зарплате, о сумме уплаченных налогов).

На сегодняшний день в России действует документ в «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» . Материалы Основных направлений налоговой политики учитываются как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, однако этот документ представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и внесения их в Правительство Российской Федерации.

В течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства Российской Федерации останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Такого рода предложения не будут вноситься Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, а также не будут поддерживаться в тех случаях, когда они будут поступать от других субъектов права законодательной инициативы. Фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки в 2015 году, а также в ближайшие три года должен обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов. Одновременно Правительство Российской Федерации планирует дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведения антикризисных налоговых мер, а также дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования.

При этом налоговая политика Российской Федерации должна отвечать современным глобальным вызовам, среди которых, прежде всего, санкции, введенные против России, и низкие цены на нефть.

В настоящее время разработан проект федерального закона, направленный на предоставление по решению субъектов Российской Федерации налоговых льгот вновь создаваемым предприятиям промышленности («гринфилдам») в пределах общего объема осуществляемых ими капитальных затрат по аналогии со льготами для Дальнего Востока.

Предусматривается предоставление субъекту Российской Федерации права по снижению до 10% ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, для вновь создаваемых предприятий промышленности, осуществляющих капитальные вложения. Также предусмотрено применение для таких налогоплательщиков ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0% в части, поступающей в федеральный бюджет.

Механизм снижения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций будет осуществляться в рамках механизма отбора инвестиционных проектов, уже установленного Налоговым кодексом Российской Федерации в отношении региональных инвестиционных проектов.

В качестве меры поддержки бизнеса с учетом изменившейся стоимости основных средств предполагается рассмотреть вопрос о повышении порогового значения стоимости амортизируемого имущества вплоть до 80 - 100 тыс. рублей. Указанная мера позволит списывать в затраты стоимость недорогого оборудования единовременно в момент его ввода в эксплуатацию, а не через механизм начисления амортизации.

В целях налогового стимулирования развития малого предпринимательства предлагается внести в специальные налоговые режимы следующие изменения:

1) расширить перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;

2) распространить право на применение 2-летних «налоговых каникул» по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения на деятельность в сфере бытовых услуг;

3) предоставить субъектам Российской Федерации право снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, с 6 до 1 процента в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

4) предоставить право представительным органам муниципальных образований, законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя снижать ставки единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.

В настоящее время в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость включаются полученные налогоплательщиком авансовые платежи. Такой подход не только соответствует общемировой практике, но и после вступления в силу изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации, принятых в 2008 году, позволяет покупателю получить право на вычет суммы НДС, уплаченного в составе авансового платежа. Очевидно, что отказ от включения в налоговую базу по НДС авансовых платежей предоставит продавцам товаров (работ, услуг) дополнительный финансовый ресурс, поскольку НДС, полученный от покупателей в составе аванса, они должны будут уплатить в бюджет лишь после фактической отгрузки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Однако такое решение (отказ от включения в налоговую базу по НДС авансовых платежей) сопровождается ухудшением положения налогоплательщиков-покупателей, поскольку их необходимо вновь лишить права на вычет налога, переданного продавцу в составе уплаченного аванса, как это было до 2009 года. В противном случае в цепочке уплаты НДС и принятия его к вычету возникнет разрыв, который приведет к нарушению нейтральности налога и бюджетным потерям.

Необходимо вместо отказа от включения в налоговую базу по НДС авансовых платежей, упростить начисление и принятие к вычету налога, уплаченного в составе аванса, а также решить ряд других вопросов, связанных с соотношением НДС, начисленного при получении авансового платежа, и НДС, начисленного при фактической отгрузке товара, выполнении работы, оказании услуги.

На 2016 и 2017 годы предусматривается сохранение размеров ставок акцизов, установленных действующим законодательством о налогах и сборах. На 2018 год предполагается индексация ставок акцизов с учетом индекса потребительских цен, заложенного в Основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов. В то же время отдельные решения по индексации ставок акцизов могут быть приняты с учетом принятия соответствующих решений на уровне государств-членов Евразийского экономического союза о гармонизации ставок акцизов .

С целью предоставления налогоплательщику возможности получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить, в рамках мероприятий предварительного налогового контроля, предполагается ввести институт предварительного налогового разъяснения (контроля), который уже успешно функционирует в зарубежных правовых системах.

Такой институт поможет значительно снизить налоговые риски, сыграет существенную роль в стимулировании деловой активности за счет повышения стабильности и определенности правового регулирования налогообложения, а также предоставит налогоплательщику гарантию в отношениях с налоговым органом, поскольку полнота и достоверность представленной налогоплательщиком информации освободит его от риска применения к нему налоговых санкций.

Налоговым органам введение данного института позволит осуществлять предварительный налоговый контроль деятельности налогоплательщика и сократить временные издержки при проведении последующих налоговых проверок, а также поможет в борьбе с уклонением от уплаты налогов.

Глобальные внешние вызовы, в числе которых развитие новых финансовых технологий, мобильность капитала и рабочей силы, конкуренция налоговых режимов, стали причиной для активного использования налогоплательщиками различных способов законной и полузаконной минимизации своих налоговых обязательств путем использования различных инструментов международного налогообложения. Для России такие внешние вызовы усугубляются введенными санкциями, необходимостью мобилизовать ресурсы для существования в имеющемся экономическом окружении.

Как следствие этих вызовов Россия активно участвует в реализации Плана действий по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (OECD Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting - BEPS (ОЭСР/G20)) (План BEPS), который был одобрен главами государств и правительств «Группы двадцати» в сентябре 2013 года под председательством России в Большой двадцатке.

Мероприятия указанного плана предполагают выработку мер, направленных на решение проблем, возникающих при налогообложении в области цифровой экономики, устранение двойного «неналогообложения», ужесточение правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, раскрытие информации, а также пересмотр требований к налогообложению при трансфертном ценообразовании финансовых операций и к документации компаний в рамках контроля за трансфертным ценообразованием.

На период 2016-2018 годов предполагается сохранение тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2015 года - в отношении большинства плательщиков - 30 процентов и неперсонифицированного тарифа - 10 процентов сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Также в соответствии с уже принятыми решениями о сроках действия льготных ставок тарифа будет происходить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф.

При этом в случае необходимости поддержки отдельных секторов экономики могут быть предоставлены иные меры государственной поддержки, не затрагивающие систему обязательного социального страхования.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в трехлетней перспективе 2016-2018 гг. приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются прежними и нацелены на создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность, по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков .

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень.

Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика государства на 2018-2020 годы

Основные направления налоговой политики государства на 2018 и плановые 2019-2020 годы можно посмотреть в проекте «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 03.10.2017.

В проекте этого документа декларируется:

  • неповышение уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков;
  • завершение работы по систематизации правил установления и взимания неналоговых платежей;

См. материалы:

  • сокращение теневого сектора экономики в результате изменения администрирования доходных поступлений за счет:
    • полного охвата розничной торговой сети онлайн-кассами, которая обеспечивает онлайн-передачу данных на серверы ФНС;
    • интеграции информационных систем и систем управления рисками налоговых и таможенных органов;
    • создание системы сквозной прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю и запуска пилотного проекта по внедрению этого проекта на территории ЕАЭС;
    • постепенное распространение систем прослеживаемости (ЕГАИС, маркировка) на другие товарные группы;
    • интеграция информационных массивов государственных внебюджетных фондов и налоговой службы;
    • запуск единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и создание федерального регистра сведений о населении;
    • автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций;
  • предоставление инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль (действует с 01.01.2018);
  • включение в состав безнадежных долгов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, задолженности гражданина, призванного банкротом (действует с 01.01.2018).
  • расширение круга лиц, имеющих право на применение ставки НДС 0% при экспорте за счет отказа от признака иностранного покупателя экспортируемых товаров как условия подтверждения вычета;
  • установление нулевой ставки НДС при реализации услуг по воздушным перевозкам пассажиров и багажа, если пункт назначения или отправления расположен на территории Калининградской области (действует с 01.01.2018);
  • уточнение правил взимания таможенного НДС при ввозе товаров физическими лицами;
  • признание налоговыми агентами по НДС покупателей отдельных видов товаров (лома и отходов цветных металлов, вторичных алюминиевых сплавов, сырых шкур) (действует с 01.01.2018);
  • пресечение злоупотреблений с использованием режима единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) за счет признания плательщиков ЕСНХ плательщиками НДС (на основании закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.11.2017 № 335-ФЗ с 01.01.2019 применение ЕСХН не освобождает от НДС);
  • ограничение количества объектов недвижимости (их общей площади), в отношении которых ИП может применять ПСН по такому виду деятельности, как сдача в аренду жилых и нежилых помещений;
  • уточнение видов деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД и ПСН;
  • закрепление критериев самозанятых граждан, которые освобождаются от уплаты НДФЛ до 01.01.2019;
  • предоставление возможности налоговому агенту уведомлять налогоплательщика НДФЛ о невозможности удержать налог как письменно, так и посредством электронных сервисов;
  • снятие ограничения по возрасту инвалида 1-й или 2-й группы, который находится на обеспечении родителя (усыновителя, попечителя, опекуна) для применения налогового вычета по НДФЛ;
  • уточнение видов деятельности, при осуществлении которых плательщики на УСН будут вправе применять пониженные тарифы страховых взносов;
  • уточнение порядка признания расходов для исчисления НДС при реализации доли в уставном капитале; выходе из состава участников общества; реализации (погашении) ценных бумаг;
  • предоставление льгот по НДПИ организациям, которые реализуют инвестиционные проекты в Дальневосточном регионе;
  • продление увеличенной ставки НДПИ при добыче нефти;
  • изменение в порядке определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа;
  • совершенствование порядка исчисления акцизов, уточнение идентификационных признаков средних дистиллятов;
  • сохранение ставок акцизов на 2018-2019 годы без изменений (кроме бензина и дизельного топлива) и индексация ставок акцизов на 2020 год;
  • установление дифференцированного подхода к определению размера госпошлины за выдачу лицензии на торговлю алкоголем в зависимости от количества мест осуществления деятельности.

Нефтедобывающие компании ожидает введение новой системы налогообложения — налога на добавленный доход (НДД). Предполагается, что он будет распространяться на пилотные объекты, включающие как новые, так и зрелые месторождения. Налоговой базой по этому налогу предполагается установить расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом фактических эксплуатационных и капитальных расходов по разработке участков недр. А ставка по налогу рассматривается на уровне 50%.

Основные направления налоговой политики на 2018 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2018 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Создания кодекса неналоговых платежей.
  3. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  4. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2018-2020 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 03.10.2017 и до настоящего времени не был одобрен Правительством РФ. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

В части мер, касающихся вопросов налогообложения, документ повторяет идеи, заложенные в его проект. В отношении возможности введения моратория на повышение неналоговых платежей документ отличается от своего проекта в более благоприятную для бизнеса сторону.

В начале июня, напомним, на сайте ведомства был размещен проект данного документа. Основная идея, которая отражена и в окончательной версии документа - правительство РФ не планирует выходить с предложениями о повышении налоговой нагрузки и о каких-либо масштабных изменениях в налоговой системе в 2015 году и в последующие ближайшие три года. Также правительство не будет поддерживать такие инициативы других субъектов права законодательной инициативы. На стадии проекта мы подробно освещали ряд тем, затронутых в "направлениях". Окончательная редакция документа повторяет большую их часть.

Возможно внесение в НК поправок в части налогообложения движимого имущества. Из-под освобождения было выведено принятое на баланс начиная с 2013 года в результате реорганизации или ликвидации юрлиц, а также передачи взаимозависимыми лицами. Теперь авторы "направлений" пришли к выводу, что это может ущемлять права добросовестных налогоплательщиков: реорганизация теперь приводит к налогообложению имущества даже в тех случаях, когда оно до нее правомерно освобождалось от налога. Передача имущества от взаимозависимого лица не обязательно является признаком злоупотребления (например, в случае централизованных закупок оборудования через зависимое лицо). Ситуацию планируют мониторить и, возможно, .

Будут предоставляться льготы по налогу на прибыль в виде ставки 0% в части, зачисляемой в федеральный бюджет, и понижения до 10% "региональной" части налоговой ставки для вновь создаваемых предприятий промышленности, реализующих инвестиционные проекты. Отличие от уже существующего льготирования для региональных инвестпроектов будет состоять в том, что снижение налоговой нагрузки будет действовать на всей территории РФ, а не в отдельных субъектах РФ. В связи с этим разработан и внесен в ГД законопроект 801288-6 (подробнее правительством при внесении), однако пока что проект не рассматривался ни в одном чтении.

Также правительство РФ предлагает ввести ряд преференций для специальных инвестиционных контрактов, которые будут заключаться с инвесторами в соответствии с федеральным законом о промышленной политике. В частности, предполагается ввести ограничения для субъектов РФ и местных органов власти по увеличению ставок региональных и местных налогов, а также региональной части налоговой ставки по налогу на прибыль сверх уровня ставки, первоначально установленной для инвестора - стороны специального инвестиционного контракта, а также ограничение на повышение федеральной составляющей ставки налога на прибыль организаций свыше 2% до 2025 года. Также планируется предоставить возможность использовать повышающий коэффициент 2 к основной норме амортизации для оборудования, произведенного в результате реализации специального инвестиционного контракта и относящегося к 1-7 амортизационным группам. Указанные нормы могут вступить в силу с 2016 года.

Упомянуты в "направлениях" грядущее повышение стоимости амортизируемого имущества до 100 тысяч рублей, увеличение критериев по выручке в целях уплаты авансовых платежей, которые уже установлены федзаконом от 08.06.2015 , региональные льготы спецрежимникам (закон от 13.07.2015 ). Сказано, какие факторы введению патента для самозанятых лиц, не имеющих наемных работников.

О том, какие новшества могут быть введены в части исчисления и администрирования НДС, мы подробно на стадии проекта "направлений". Все сказанное осталось и в окончательной версии документа. Кроме того, исходя из ее тезисов, планируется также установить порядок определения налоговой базы по НДС при получении авансов в рамках договоров, заключенных в иностранной валюте (условных единицах), оплата по которым производится в рублях.

Режим налоговой тайны могут снять с бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, также планируется ввести институт предварительного налогового контроля (подробнее эти темы освещались ).

Меры, касающиеся вопросов налогообложения, налогового администрирования сделок (в том числе займов) между взаимозависимыми лицами, также в полном составе перекочевали из проекта в окончательный документ. Подробно ознакомиться с ними можно .

При числе работников от 50 налогоплательщикам придется сдавать налоговые декларации только в электронном виде. Об этом говорится в "направлениях", а соответствующий законопроект уже 1 чтение в ГД (однако дальнейшего его движения с конца мая пока не происходило).

Постепенный отказ от льгот по взносам задекларирован в "направлениях" так же, как и в их .

По сравнению с проектом изменилась оценка возможности введения моратория на повышение неналоговых платежей. Если в проекте о сложностях такой меры, то в окончательном документе разработчики высказались более оптимистично: "в отношении неналоговых платежей предпринимателей, решения о введении которых до настоящего времени не приняты либо не приняты нормативные правовые акты, необходимые для обеспечения взимания таких платежей, представляется целесообразным введение моратория до 2019 года с одновременным сохранением неизменности ставок и уровня административной нагрузки на предпринимателей в отношении неналоговых платежей, которые предусмотрены действующими нормативными правовыми актами и которые взимаются в настоящее время".

Налоговая политика - это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Основные направления налоговой политики на 2015–2017 годы

Раздел «Меры в области налоговой политики » начинается с исполнения Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 12.12.2013. Вводятся особые условия для деятельности предпринимателей на территориях опережающего развития, а именно каникулы сроком на 5 лет по ряду налогов, и определяются эти территории.

Стимулируется развитие малого предпринимательства. Для этого субъектам РФ будет дано право устанавливать индивидуальным предпринимателям, подходящим под определенные критерии, налоговую ставку 0%.

Отдельно обозначена проблема уклонения от налогообложения, в том числе с использованием офшоров. В связи с существующей проблемой разработаны мероприятия по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефециарных собственников.

В соответствии с налоговой политикой в законодательство, связанное с налогами и сборами, будут внесены следующие изменения. Будет:

  1. Определено понятие налогового резидентства.
  2. Разработан механизм налогообложения прибыли иностранных компаний, в которых участвует налоговый резидент РФ. Такой механизм необходим из-за высокого риска вывода дохода в офшоры.
  3. Определены и согласованы порядки обмена информацией с низконалоговыми юрисдикциями, участия налоговых органов РФ в проверках за рубежом.
  4. Совершенствоваться налогообложение иностранных компаний.
  5. Разрешено требовать документы по контролируемым сделкам с налоговыми резидентами других государств вне рамок налоговых проверок.

Налоговая политика может быть одним из инструментов улучшения инвестиционного климата. Для этого разрабатываются дорожные карты - комплексы мер по совершенствованию процедур ведения бизнеса. Результатом реализации дорожных карт должны стать:

  • упрощение правил регистрации юридических лиц и ИП;
  • сокращение издержек при применении ККТ;
  • поддержка экспорта несырьевых товаров;
  • сближение налогового и бухгалтерского учета.

В налоговой политике на 2015–2017 годы отдельно выделено налогообложение физических лиц. Именно в «Основных направлениях налоговой политики на 2015–2017 годы» появились планы о том, что налоговой базой по налогу на имущество для физических лиц станет кадастровая стоимость недвижимого имущества. Также налоговая политика предусматривает в отношении физических лиц изменения к подходу по освобождению доходов от продажи имущества.

В рамках налоговой политики для стимулирования инвестиций планируется предоставить льготы по налогу на прибыль при реализации крупных региональных инвестпроектов. Также предполагается поддержать туристическую отрасль, виноградарство и виноделие.

Отдельно в налоговой политике обозначены ставки акцизов с учетом их индексации. А в части табачной продукции учитывается Концепция противодействия потреблению табака (утвержденная распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 № 1563-р) и ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013 № 15-ФЗ.

Налоговая политика государства на 2016–2018 годы

Отличительной особенностью налоговой политики на рассматриваемый период является ее антикризисная направленность. В связи с этим:

  1. Планируется развивать новые производства не только на территориях опережающего развития, как в 2015 году, но и во всех субъектах РФ. Для этого субъектам РФ будет предоставлено право принимать решения о налоговых льготах для таких производств.
    Кроме того, с 2016 года налоговой политикой предполагается законодательно закрепить ограничения для региональных и местных властей по увеличению ставок региональных и местных налогов и региональной части ставки налога на прибыль в отношении вновь создаваемых предприятий промышленности. А также предусмотреть возможность применять для таких производств повышающий коэффициент 2 по оборудованию 1–7-й амортизационных групп, которое было изготовлено в рамках специального инвестиционного контракта.
  2. В плане налоговой политики предполагается поддержать развитие бизнеса путем повышения стоимости оборудования, которое можно списать единовременно, до 80 000–100 000 руб.
  3. Рассматривается стимулирование малого предпринимательства через спецрежимы.
  4. Предполагается упрощение процедуры регистрации и уплаты страховых взносов самозанятыми лицами.
  5. Планируется повышение порога по выручке в 1,2–1,5 раза, что позволит платить авансовые платежи по налогу на прибыль только поквартально.
  6. Продлевается использование величины процентной ставки 0% по займам между зависимыми обществами. В законодательство вводится понятие займа, направленного на капитализацию дочерних предприятий, где кредитор - российская организация, которое рассматривается в налоговых целях как инвестиции. Полученные при этом проценты с точки зрения налогообложения будут рассматриваться как дивиденды.
  7. Для исключения отказов со стороны продавцов от включения в налоговую базу по НДС полученных авансов в налоговой политике планируется упростить начисление и принятие к вычету НДС, уплаченного в составе аванса. А также решить другие вопросы, связанные с исключением потерь бюджета, которые возникают, когда покупатели ставят на вычет НДС по авансу, а продавцы не включают его в налогооблагаемую базу.
  8. Рассматривается возможность упрощения процедуры предоставления освобождения от уплаты акциза при продаже подакцизных товаров на экспорт, а также подтверждения обоснованности такого освобождения.
  9. Планируется оставить контроль за трансфертным ценообразованием, но при этом ввести критерии проверки, которые позволят снизить издержки налогоплательщиков.
  10. Для поддержания экспортеров налоговой политикой предусматривается упрощение процедуры получения вычета по НДС. Порядок получения вычета планируется сделать таким же, как по внутренним операциям (http://nalog-nalog.ru)


Похожие публикации