Проблемный очерк «Знаете ли Вы своего ребёнка? Что дают человеку знания V. Закрепление изученного. Анализ текста

Людмила Косых
Проблемный очерк «Знаете ли Вы своего ребёнка?»

Проблемный очерк на тему :

«Знаете ли Вы своего ребенка

На первый взгляд этот вопрос кажется нелепым. А если вдуматься в его смысл? Что может наш ребенок, что хочет, а чего не хочет, что знает , а чего не знает и как ему помочь ? Как надо изменить требования к нему, чтобы не навредить? Можно ли ожидать положительных результатов воспитания, если мы практически все делаем вслепую?

И какими бы благими ни были наши намерения, немного будет стоить все то, чему мы научим ребенка, если не сохраним его здоровье, не поможем ему сформироваться духовно.

Чтобы глубже узнать ребенка, необходимо проанализировать его отношение к окружающему миру. Любая личность раскрывается по отношению к учебе, труду, к своему делу , к окружающим. Изучая эти отношения, можно выделить и основные качества личности, поставить воспитательный диагноз и в соответствии с ним подбирать приемы и методы воспитания. Есть группы отношений, рассмотрим три из них : отношение ребенка к своему делу ; отношение к другим людям, отношение к самому к себе.

Трудится потому, что ему важен результат или сам процесс труда, потому что это дает возможность делать открытия, творить или возможность завоевать лидерство, добиться признания?

Отношение ребенка к труду лежит на поверхности, всегда видны успехи и неудачи. Очень важно не подменять отношение результатом. Ребенок хочет сделать что-то, но это не всегда у него может получиться хорошо. Достижения в труде, учебе не всегда адекватны отношению ребенка к ним. Для детей главное - положительное отношение к труду, желание трудиться, понимать значение труда в жизни человека. Необходимо понаблюдать за ребенком в разных ситуациях, а возможно, провести с ним беседы по отдельным проблемам . Беседы могут возникнуть после прочтения каких-либо рассказов, книг.

Очень важно остановиться на отношениях в семье. Именно семья накладывает отпечаток на эмоциональное благополучие ребенка. Между тем, мнение о том, что неблагоприятные дети вырастают в неблагоприятных семьях, не всегда верно. Можно привести немало примеров, когда в благополучной семье вырастали трудные дети.

Существуют стили семейного воспитания.

Отношения в семье можно представить в виде формулы :

система семейных отношений = (родители + родители) + (родители + дети) + (дети + дети) .

Мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом - общее развитие ребенка.

Воспитание по типу Золушки. Родители, придерживающиеся этого стиля воспитания, чрезмерно придирчивы к своим детям, требуют от них беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения семейным традициям. Они враждебны или недоброжелательны к ребенку, не дают ему нужной ласки, теплоты. Забитые, робкие, вечно под страхом наказания и оскорблений, многие из таких детей вырастают в дальнейшем неряшливыми, пугливыми, не способными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность и конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям. Эти дети, обостренно переживая несправедливое отношение к ним родителей и других взрослых, много фантазируют, уходят в мир фантазий, вместо того, чтобы активно действовать.

Родители наказывают своих детей за несоблюдение порядка, за плохие школьные отметки, за невыполнение их требований, за нарушение многих других запретов.

Этих родителей мало заботит нравственная сторона, важно, чтобы ребенок был послушным и беспрекословно выполнял требования старших.

Строгость и чрезмерная требовательность родителей нередко оборачивается тем, что дети не хотят учиться, с трудом концентрируют внимание во время объяснения педагога. Авторитарные родители создают у детей повышенно тревожное отношение к похвале или порицанию педагога.

Пошаговый контроль родителей за действиями ребенка исключает не только возможность свободы для него, но и исключает доверие между детьми и родителями. В условиях недоверия и ограничения свободы подавляется поисковая активность детей, гасится инициатива и воображение. Чем старше становится ребенок, тем большую нетерпимость он проявляет к требованиям родителей. На этой почве возникают конфликты, иногда с плачевным исходом. У детей развивается чувство неполноценности, отверженности.

Воспитание постоянной опекой. Родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых. Постоянная опека приводит к тому, что ребенок лишен самостоятельности. Его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Среди таких детей вырастают зависимые, необщительные, инфантильные, неприспособленные к жизни, эгоцентричные люди. Они привыкают к тому, что за них кто-то все решает, и им не остается ничего другого, как подчиняться чужой злой воле.

Воспитание по типу кумира семьи. При таком стиле воспитания выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти. Дети растут своевольными , упрямыми, не признающими запретов, не задумывающиеся о материальных и иных возможностях родителей. Эгоизм, безответственность, неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим - вот следствия такого воспитания.

Воспитание равнодушием. Ребенок не получает в семье ни тепла, ни внимания, он предоставлен сам себе, никем не контролируется. Никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию "что такое хорошо, а что такое плохо". У таких детей возможны серьезные нарушения поведения. Это воспитание, на почве которого произрастают многие формы нарушения, вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно было бы охарактеризовать как безнадзорность. Для исправления прежних плодов воспитания требуются значительные усилия.

Воспитание подарками. Существует и такой стиль воспитания, когда родители не занимаются достаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками. Дети, воспитывающиеся таким образом, вместо того, чтобы получить от родителей ласку, тепло и заботу, получают от них суррогаты любви. Родители перепоручают воспитание своих детей родственникам, репетиторам или случайным людям, лишь бы дети не мешали им делать карьеру, работать. Такое воспитание отражается на психике ребенка, он не чувствует себя счастливым, нужным близким людям. Как правило, такие дети впоследствии сдают своих родителей в дома престарелых, лишая их своей заботы на старости лет.

Воспитание доверием. Родители предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим регулировать свое поведение , готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам, воспитывают социально адаптированных, независимых детей, способных к сотрудничеству и творчеству.

Ребенку нужна поддержка старших, вера в то, что если он сегодня не умеет что-то делать, то завтра это у него обязательно получится.

Психология семейного воспитания выдвигает требование об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании детей является оптимальной, если они принимают ребенка таким, какой он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание; если они способны изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменением обстоятельств жизни ребенка; если их воспитательные усилия направлены в будущее и соотносятся с требованиями, которые ставит перед ребенком его дальнейшая жизнь.

Оптимальная родительская позиция направлена на благо ребенка. Все воспитание в семье держится на любви к детям. Любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей.

Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля. Взамен директивного подавляющего контроля ("делай, как я сказал") можно использовать инструктивный контроль ("может быть, ты сделаешь так, как я предложу") . Инструктивный контроль развивает инициативу, трудолюбие, самодисциплину.

Трудно изменить сложившиеся подходы родителей к воспитанию детей. Тому, кто открыт новому опыту, желает изменить свое отношение к своим детям, можно напомнить, что у ребёнка есть права : право на сегодняшний день, право быть тем, что он есть.

Чтобы распознать отношение ребенка к самому себе, надо обратить внимание на такие качества, как чувство собственного достоинства, гордость, критичность и самокритичность, скромность, сомнение, доброта, великодушие, злопамятность, эгоизм, бескорыстие и др.

Судить об этих качествах и соответствующих поступках надо не по результату, а по мотиву, который побудил ребенка к определенному действию. Внешняя сторона действий ребенка не всегда соответствует его внутренним мотивам. В зависимости от мотива выбирают пути продуктивного воздействия на ребенка в плане формирования положительных качеств его личности. Одного рецепта на все случаи быть не может. Знание особенностей личности ребенка позволит определить соответствующую программу его воспитания.

Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или педагогов. Настоящая основа человека - не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок - существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе".

Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.

Каждый день, час, минуту и даже секунду в мире происходят изменения. Мы не можем оставаться на месте, а должны идти в ногу с прогрессом. Для этого нужно развиваться, поглощая различную информацию отовсюду.

Залог успеха

Будущее любого человека зависит от багажа знаний, которые находятся у него за спиной. Они помогут построить надежный фундамент из точных целей и прочных жизненных позиций. Знания приходят к нам из внешнего мира, протекают по всему сознанию и оставляют следы на долгие годы.

Умный человек – это огромная созидающая сила, которая влечет за собой мудрость, богатство, любовь, долголетие. Только упорство и желание обучаться чему-то новому даст огромный успех в любом деле. Тот, кто много читает получает взамен большой запас слов. С каждой прочитанной книгой приходит четкое понимание мира, выстраивается характер, жизненные нравы и принципы. С такими людьми очень приятно общаться, от них можно почерпнуть много нового.

Кто знаниями обладает, тот всюду побеждает. (пословица)

Вперед к совершенству

Быть всесторонне развитым – это не только интересно, но и полезно для жизни. Со знаниями человек становится самодостаточным, не требуя ни от кого ничего взамен. Все мировые заслуги, от самых маленьких и до глобальных масштабов, принадлежат обознанным, интеллектуально развитым людям. Мир вокруг нас продолжает совершенствоваться только с помощью новых знаний.

Знание подготавливает человека к будущему. Чтобы добиться в жизни успеха, оставив после себя след, а также стать полезным обществу необходимо всегда стремиться к познанию нового.

История человечества насчитывает не одну тысячу лет. За это время люди прошли много ступеней развития, научились использовать окружающую среду, познали тайны природы. Технический прогресс достиг больших высот: наука не стоит на месте. Что же послужило причиной такого роста человека, что помогло ему перейти из каменного века в век высоких технологий? Я думаю, это знания.

В ранний период развития люди были очень уязвимы, и для выживания было необходимо узнавать об окружающем мире как можно больше, чтобы понимать, как избежать опасности. Люди придумывали новые способы добычи еды, учились строить дома, приручали животных. Наблюдая за природой, человек составил календарь, что очень помогло при ведении хозяйства. Новые инструменты, изобретения, технологии…Всё это появилось благодаря знаниям.

Знания играют большую роль в развитии человечества. Откуда мы их получаем? Существует много способов что-либо узнать. Мы получаем знания из наблюдений, собственного опыта, книг, интернета и телевидения, от других людей. Они могут быть нужными или бесполезными, но необходимы хотя бы для общего развития человека и всего общества в целом. Что дают знания? Прежде всего, развитие науки и техники. Учёные в лабораториях изучают предметы и явления, тем самым толкая вперёд научный прогресс. Наша жизнь, несомненно, улучшилась с изобретением электричества, автомобилей и новых средств связи, поэтому получение новых знаний также положительно отразилось на уровне жизни людей и их комфорте.

Ещё знания дают свободу. Чем больше человек осведомлён об окружающих предметах, явлениях и событиях, тем больше он ориентируется в окружающем мире, и тем труднее кому-либо навязать ему свою волю. Люди, чьи знания очень обширны, как правило, поднимаются выше остальных и способны управлять теми, чей запас знаний мало.

Если человек многое знает и умеет в какой-то области, а ещё лучше, если это несколько областей, то он становится мастером своего дела и за счёт этого становится свободнее, потому что теперь зависит от меньшего количества людей и способен обеспечить себе достойную жизнь.

Но самих знаний недостаточно, важно ещё уметь их применять в жизни, что написано в абзаце выше. Если ты многое знаешь, но не можешь этим воспользоваться, то много ли будет толку от этого? Знания должны нести пользу не только теоретически, но и практически. Как сказал знаменитый итальянский поэт Франческо Петрарка: «Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам?».Поэтому недостаточно изучать только теорию, надо ещё уметь применять полученные знания на практике.

Как мы видим, в жизни людей знания имеют огромное значение. Без них не было бы того прогресса, что мы сейчас имеем. Может быть, мы так и оставались бы жить на уровне каменного века, если бы не стремились к знаниям. Всё, что мы знаем, делает нас сильнее и лучше, давая способность влиять на ход жизни.

Знания – сила! И чем больше мы знаем, тем больше развиваемся и идём вперёд. Я надеюсь, что в будущем люди узнают много всего нового и воспользуются этими знаниями с умом, чтобы улучшить мир, в котором мы живём.

Разделы: Русский язык

Класс: 11

Цели урока:

1.Познавательные: обобщение изученного о функционально – смысловых типах речи; повторение через анализ готовых текстов следующих понятий: тип речи, стиль текста; проверка знаний обучающихся о публицистическом стиле; знакомство с содержанием и особенностями проблемного очерка.ти

2.Практические: совершенствование умения анализировать готовый текст через понятия тип, стиль, тема; формирование умения писать сочинение – рассуждение по прочитанному тексту.

3.Общепредметные: развитие способности объединять изученные сведения в систему; развитие операций логического мышления (анализ, обобщение); проверка умений анализировать текст публицистического стиля.

Средства обучения: карточки с текстами публицистического стиля; таблица “Типы речи”, таблица “ Стили речи”, учебники (А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченкова. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010), портрет В.М. Пескова.

Ход урока

I. Организационный момент:

– Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.

На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство со стилистическими особенностями литературных жанров.

Основная цель нашей работы на этом занятии – знакомство с содержанием и особенностями проблемного очерка; сбор материала к написанию сочинения – рассуждения по прочитанному тексту.

II. Обобщение изученного о типах речи.

– Но прежде, чем мы перейдём к новой теме, вспомним ранее изученный материал.

– Вы знаете, что одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определённого типа речи, каждый из которых имеет свои композиционные особенности.

Чаще всего в одном тексте сочетаются различные типовые фрагменты, но всё-таки один из них является доминирующим.

– Какие типы речи вы уже знаете?

(Описание, повествование, рассуждение)

– Вспомним, ребята, основные особенности всех типов речи.

– Что представляет собой описание?

(Описание – это такой тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов (явлений). Объект описания всегда определён и раскрывается через перечисление признаков, предмет описания статичен, действия в описании практически нет.)

– Какой ФСТР называется повествованием?

(Повествование – особый тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях.

Основное его свойство– динамичность, ведущая часть речи – глагол или слова со значением движения. Последовательность действий подчёркивается интонацией.)

– Что же мы называем рассуждением?

(Рассуждение – это такой тип речи со значением сообщения, в котором наиболее важной частью является указание причин или следствий того или иного явления. Необходимым компонентом рассуждений являются аргументы (доказательства).)

– На рассуждение хочу обратить особое внимание. Во-первых, большинство предложенных в контрольно– измерительных материалах для анализа текстов является рассуждениями.

Во-вторых, мониторинг показал, что выпускники затрудняются в определении именно этого типа речи, так как не всегда ярко выражены в текстах отличительные признаки рассуждения.

– Кстати, каковы отличительные особенности рассуждения как типа речи? (Тезис, доказательство, вывод).

III. Анализ текста.

– Вам предложен текст № 1.Прочитайте его.

Умение общаться становится искусством общения тогда, когда мы так ясно осознаём происходящее между нами и другими в процессе коммуникации, что это не влечёт за собой искусственности и затруднений во взаимопонимании. Лишь тогда мы можем по горячим следам воспользоваться тем, что мы осознали для улучшения контакта. Говорят, что этому можно научиться. Я думаю, что каждый может проявить максимум старания, чтобы с достаточной степенью точности понимать, что хотят сообщить другие.

(Журнал “Наука и жизнь”)

1) научно-популярный стиль, повествование;

2) публицистический стиль, рассуждение;

3) публицистический стиль, повествование;

4) научный стиль, описание.

– Опираясь на таблицу, попробуйте определить, к какому типу речи принадлежит этот текст.

(Рассуждение)

– Докажите свою мысль.

(Мы определили по таким признакам: здесь есть ТЕЗИС, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, ВЫВОД.)

– Но не всегда рассуждение можно определить по этим признакам. В том-то и затруднение, что в ряде текстов-рассуждений не всегда ярко выражен тезис или доказательство. Но именно в таких текстах авторы объясняют какие-либо явления.

В-третьих, следует помнить, что существует три типа рассуждений: рассуждение-объяснение (толкование понятия, сути явления), рассуждение– размышление (раздумья над различными жизненными ситуациями), рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? что из этого следует?).

– А к какому виду рассуждения принадлежит данный текст?

(Рассуждение-размышление).

– Правильно.

– А какой стиль текста?

(Публицистический)

– Давайте выясним, а по каким признакам вы определили, что данный текст принадлежит к публицистическому стилю.

– Скажите мне, чем характеризуется каждый функциональный стиль?

– Сфера применения публицистического стиля?

– Каковы функции публицистического стиля?

– Основные стилевые особенности?

– Основные языковые средства?

– Назовите основные жанры публицистики.

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Сфера применения (где?) – общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги.
Функции (зачем?) Воздействие и убеждение с целью формирования

какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу.

Основные стилевые особенности Документальная точность (говорится о реальных, а не вымышленных лицах, событиях);
  • логичность;
  • открытая оценочность и эмоциональность;
  • призывность;
  • сочетание экспрессивности и стандарта.
Основные языковые средства
  • сочетание книжной, в том числе сниженной, лексики;
  • экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные и вопросительные предложения, парцелляции(деление высказывания на части, соответственно их смысловой значимости), риторические вопросы);
  • изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, аллегории и т.п.).
Жанры

Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление на собрании

IV. Знакомство с понятием “проблемный очерк”.

– Вы перечислили основные жанры публицистики. А сегодня на уроке мы будем говорить об очерке, так как этот жанр является одним из распространенных в публицистике.

– А с какой целью мы останавливаемся подробно именно на этом жанре публицистики?

– Возможно, кто-то из вас станет работать журналистом, да и вообще, человеку с активной жизненной позицией необходимо умение высказывать мысли как в устной, так и в письменной форме. Именно этому мы с вами будем учиться сегодня на уроке.

– Послушайте сообщение и на основании материала учебника (стр. 248) дайте определение очерка как жанра. (Читают определение.)

– Различают очерк путевой, очерк портретный и проблемный очерк.

– Сегодня мне хотелось бы познакомить вас с жанром “ проблемный очерк”. Поэтому цель нашего урока – познакомиться с содержанием и особенностями проблемного очерка; собрать материал к написанию сочинения – рассуждения по прочитанному тексту.

– Запишите в тетрадях тему урока “ Проблемный очерк. Подготовка к сочинению публицистического характера”.

– Откройте учебник на странице 262-й. Прочитайте и выпишите основные признаки проблемного очерка.

– Ответьте на такие вопросы:

  1. Что представляет собой проблемный очерк?
  2. Как строится проблемный очерк?

– Почему? (Потому что в этом тексте поднимается проблема.)

– А какая проблема? (Проблема искусства общения между людьми. А это на сегодняшний день актуально.)

V. Закрепление изученного. Анализ текста.

Святые (эпитет) места.

Любовь к Родине. Что означают эти слова? Я вспоминаю свой первый приезд в Москву. Сойдя утром с поезда, я отправился на Красную площадь. Мимо, торопливо рассуждая о пустяках, шли люди. (инверсия) Меня удивляло, что никто из них не испытывает трепета (метафора) к этому священному ( эпитет) месту. Я дождался открытия собора Василия Блаженного. Запомнились камни (инверсия) на лестнице (метонимия) , по которым прошло столько людей. А ведь (сниженная лексика) перед войной появилась идея(инверсия) снести собор и расширить Красную площадь. К счастью (вводное слово) , храм не сломали. Сегодня и Красная площадь, и храм Василия Блаженного – священные для россиян места. Поскольку (подчинительный союз со значением следствия) древние мастера свой талант могли выразить лишь строя храмы, соборы, монастыри, то, сохраняя их, мы сохраняем и память об этих мастерах. В суете ежедневных дел (метафора) мы обязательно должны помнить свои истоки (метафора) , ибо (книжная лексика) наше прошлое и окружающий нас мир мы называем одним словом – отечество, любовь к которому нужно обязательно воспитывать…

Однородные члены предложения, вопросительные конструкции.

(По В. Пескову)

– А теперь определите проблему, которую поднимает Василий Песков в своём тексте.

(Отношение к святым местам.)

– Определите тему текста?

(Тема исторической памяти.)

– Считаете ли вы актуальной, важной тему, поднятую автором?

– Если перед нами проблемный очерк, то этот текст должен быть построен по типу рассуждения.

Докажите, что текст Пескова – рассуждение.

– Какие средства выразительности характерны для этого текста? Выпишите их.

Дополнительное задание.

– Выпишите слова, в написании которых вы затрудняетесь. Объясните их правописание.

– Объясните все знаки препинания.

– Итак, мы с вами проанализировали проблемный очерк, определили его отличительные особенности.

VI. Задание на дом.

– Используя собранный материал и знания, полученные на этом уроке, дома вы напишите проблемный очерк по прочитанному тексту В. Пескова “Святые места”. Подумайте, как вы будете строить текст, какие смысловые отношения будут между предложениями, как они будут выражаться.

VII. Итоги урока.

– Подведём итоги.

Ребята, что необходимо учитывать при написании проблемного очерка?

1)основы построения;

2)наличие проблемы;

3)наличие выразительных средств

– Я надеюсь, что знания, полученные вами сегодня на уроке, пригодятся в жизни. Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.



Похожие публикации