М. Лермонтов "Пророк": анализ стихотворения. Анализ стихотворения «Пророк» (М. Ю. Лермонтов) Жанр, направление и размер

Людей всегда интересовала духовная сторона жизни. Еще с древних времен пришло осознание, что не может быть все так бессмысленно. Вот именно в поисках сути человечество пришло отчасти к религии, философии и атеизму. Если последние категории больше направлены на понимание роли человека, то первая - на взаимоотношения с высшим началом.

Как же понять Бога, если его никто не видел? Для этого существуют пророки. или посредники, способные слышать и передавать волю Господа простым людям.

Пророки в разных религиях

Прорицатель, истолкователь, «говорящий вперед». Эти синонимы показывают, как люди понимали термин «пророк». Это определение слова, но не его глубинный смысл.
Подобные люди известны во всех религиях Ближнего и В некоторых верах был только один подобный человек (зороастризм - Затаруштра), в других - много. Но наиболее точно определяет задачу

В Коране говорится, что такие люди посылаются на Землю, чтобы вернуть человечество к единобожию.

Элийяху (Илия)

Один из самых известных пророков Израиля, который жил в девятом веке до нашей эры. Он родился и вырос в городке Фисвы. В переводе с иврита его имя означает «мой Бог». В русскоязычной имя читается «Илья» (Илия).

Как поборник истинной веры, Элийяху противостоял царю Ахаву и царице Иезавель, которые решили вернуть в Израиль культ Баала и Астарты.

В процессе борьбы с правителями он показал несколько чудес. Например, прекратил на некоторое время дожди, а после по его слову пошел ливень. Наводил голод и спускал огонь с небес на землю. Также считается, что его кормили птицы и ангелы. За свои заслуги Илия был взят живым на небо. Именно такой пример добродетели и защиты веры иллюстрирует, что такое «пророк».

Его чтят не только в христианстве. В иудаизме считают, что он должен помазать мессию, в исламе Илию знают, как Ильяса.

Даже в православии он знаменит своей огненной колесницей, единственным атрибутом, который повторяется во всех религиях.

Иисус Навин

Если досконально изучить источники по поводу термина «пророк», анализ даст неожиданные результаты. Подобные люди не всегда были мирными, а зачастую, судя по Библии, очень даже воинственными.

Иисус, сын Нава, изначально названный Осия, свое имя получил от Моисея. Они вместе вышли из египетского рабства, и вскоре он уже командовал отрядом евреев.
Впоследствии Навин становится прямым преемником Моисея и возглавляет экспансию израильтян на Святую землю.

Первым делом, при помощи ангелов, он сравнивает с землей Иерихон. Этот город славился своими неприступными стенами, однако благодаря определенному ритуалу они превратились в прах.

За время завоеваний он истребляет под корень население захваченных городов.
Он подчинил народу Израилевому всю землю от Газы до Гаваона и призывал поклоняться только Господу, а не разным богам, как в Египте.

Таким образом, мы немного разобрались с понятием пророк - кто это, чем занимались подобные деятели, судя по христианской и иудейской традициям. Теперь давайте посмотрим, что по этому поводу думают мусульмане.

Виды пророков в исламе

Эта религия в текстах священных книг и комментариях к ним уделяет особое внимание пророкам. Упоминается о двадцати восьми из них. Согласно Корану, эту категорию людей выделяет наличие пяти качеств одновременно.

Во-первых, они всегда честны, даже если что-то угрожает их жизни.

Следующая особенность - верность и приверженность понятиям чести. То есть они не подведут своих последователей.

Пророк - это человек, который мудрее и понятливей остальных и превосходит их во всем.

Четвертый принцип. Они передают слова Аллаха, невзирая на трудности, такие как неверие, агрессия и прочие.

Последнее качество. Эти посланники всегда безгрешны как в поступках, так и в мыслях.

Итак, мы разобрались, что такое пророк в исламе. Давайте теперь посмотрим, на какие категории их делят мусульманские богословы.

Во-первых, это «наби», собственно прямой перевод слова «пророк» на арабский язык. Эти люди отвечают пяти качествам, приведенным выше, но не получают от Аллаха послания для всех. Только руководства в плане личных действий. Они доносят до людей в следующих поколениях то, что получил «расуль».

Идрис

Согласно исследователям Святых писаний, его отождествляют с Енохом. Это потомок третьего сына Адама и Евы Сифа. По версии Корана, он прожил около 350 лет, по Библии - 365.

Считается, что Идрис передал людям знания об алфавите, астрономии, научил делать одежду. Кроме этого, за заслуги он был взят на небо живым.

В хадисе сказано, что во время своего мираджа Мухаммед его встретил на четвертом небе. Говорят, что он вместе с Элийяху появится перед Вторым пришествием.

Нух

Наверное, самый известный пророк - это Ной или Нух в арабской традиции. С его именем знакомы даже самые отъявленные атеисты. Еще бы, судя по Святым Писаниям, именно он соорудил ковчег и спас представителей человечества, а также по паре каждого вида животных. То есть, получается, мы ему обязаны своим существованием. Давайте посмотрим, что сказано об этом в исламе.

Мусульмане считают Ноя именно посланником, получавшим наставления непосредственно от Аллаха и передававшим их людям. Судя по Корану, Нух в пятьдесят лет отправляется к «неверным», чтобы направить их на истинный путь. Но все его попытки оказались неудачными. Даже его сын отвернулся и присоединился к язычникам.

Тогда пророк просит Аллаха наслать на обидчиков беды, в ответ над полями неверных перестают идти дожди. Но это не помогло. Тогда Нух молит об уничтожении всех неверных. К нему приходит ангел с вестью, что его просьба услышана. Необходимо посадить финиковые косточки и начать строить ковчег. Когда эти деревья принесут плоды, будет великий потоп. Спасутся только те, кто на корабле.

После катастрофы выжили около 80 человек и много разных птиц и зверей. Часто Нуха называют «вторым Адамом». Считается, что современные расы произошли от его сыновей.

Ибрахим

На Ближнем Востоке самый почитаемый пророк - это Авраам, или Ибрахим. Он называется родоначальником евреев и арабов. От его сына Исмаила произошли арабы, а от Ицхака - израильтяне.

Ибрахим признается расулем и первым человеком, который начал проповедовать единобожие. В айятах Корана сказано, что он разочаровался в представителях своего народа, поклонявшихся идолам, и начал призывать их сменить веру. За порчу храма Авраама хотели сжечь, но ангелы перенесли его с родственником Лутом в Палестину.

Здесь Ибрахим строит Каабу, от бесплодной жены, благодаря молитвам, у него появляется сын. Он проходит испытание веры, когда Аллах попросил принести в жертву своего ребенка.

В принципе, мусульмане считают этого пророка ханифом. Это слово означает, что он был добропорядочным и правоверным, но не проповедовал ислам, так как этой религии тогда еще не было.

Юсуф

Согласно Писаниям, этот человек обладал очень красивой внешностью и даром правильно толковать сны. За эти достоинства его возненавидели старшие братья и бросили в колодец, чтобы караванщики нашли его и продали в рабство.

Отцу же, Якубу, сказали, что младшего сына растерзал волк. Но пророк Юсуф смог не только выжить, но и значительно преуспеть. Сначала он стал любимцем всех столичных египтянок, но из-за отказа разделить ложе с женой фараона попал в темницу. Выпустили его оттуда только после того, как он верно истолковал сон фараону и спас египетский народ от голода.

Впоследствии пророк Юсуф становится государственным чиновником, хранителем продовольствия и забирает родню к себе из голодной Палестины.

Мухаммед

Без сомнения, пророк Мухаммед - самый почитаемый исторический деятель во всем Он считается посланником, и после упоминания его имени правоверные мусульмане всегда прибавляют «мир ему и благословение от Аллаха». Судя по данным исследований, этот человек прожил всего шестьдесят один год, но то наследие, которое осталось в веках, играет до сих пор важную роль.

Шариат (религиозные и который принес пророк Мухаммед людям, в исламе считается единственно верным. Арабские ученые говорят, что каждый посланник Бога приходил на землю с укладом правил для своей эпохи, так вот Магомет был последним из череды пророков. Следующее явление будет означать начало Судного дня.

Таким образом, в этой статье мы с вами разобрались, кто такие пророки, и познакомились с некоторыми из них.

Удачи вам, дорогие читатели!

На вопрос, кто такой поэт, во все времена отвечали по-разному. Каждая эпоха имела свой представление и о том, какую роль сочинитель стихов играет в обществе. С романтическими воззрениями на автора виршей нас знакомит «Пророк» Лермонтова.

Стихотворение «Пророк» Михаил Юрьевич представил публике в 1841 году. К этому времени автором было написано уже немало произведений, и он хорошо мог представлять себе, что есть поэт для народа.

Примечательно, что это полное глубоких переживаний стихотворение было написано незадолго до смерти литератора. Здесь автор задумывается о своём жизненном пути, осмысляет его. Стоит вспомнить, что в 1841 году Лермонтов окончательно решил уйти в отставку и посвятить свою жизнь служению литературе. Такое намерение могло заставить писателя задуматься о роли поэта в жизни общества.

Жанр, направление и размер

Лермонтов ориентируется на библейский сюжет – книгу пророка Иеремии, потому стихотворение близко жанру легенды. Обращение к религиозному тексту не случайно: в эпоху романтизма поэтические способности рассматривались как дар свыше – от Бога.

Мотив пророка занимает одно из главных мест в русской лирике. Не секрет, что любимым поэтом Михаила Юрьевича был А.С. Пушкин. Своим стихотворением он продолжает линию, начатую кумиром. Но на этом «тандеме» тема не закончила: к ней обращались Розенгейм, Некрасов, Плещеев.

Стихосложение также отсылает к пушкинскому образцу: стихотворный размер — четырёхстопный ямб, а рифма – перекрестная.

Композиция

Стихотворение делится на строфы, что свойственно для позднего романтизма. Их в произведении семь. Шестое и седьмое четверостишия закольцовывают стихотворения. Они иллюстрируют собой то, о чём говорится в первых двух – злые слова людей в адрес поэта. Центральным же является четвертый катрен, в котором говорится о гармонии, что обрёл пророк.

Таким образом, композиция стройна и математически выверена: кульминация говорит о балансе, а обрамляющие её части сообщают читателю о конфликте.

Образы и символы

Возникновение образа пророка в творчестве Лермонтова оправдывается историей его рода. По легенде, предок Михаила Юрьевича, Томас Лермонт, живший в Шотландии в XIII веке, обладал даром ясновидения и славился искусным колдуном. В XVI веке его потомок, Георг Лермонт, попадает в Россию – так начинается род Лермонтовых.

Ярким примером образа поэта-пророка в творчестве Лермонтова является лирический герой юношеского стихотворения «Предсказание», где автор предугадывает события революции начала ХХ века. «Моя душа» — другое произведение подобного рода. Здесь Лермонтов угадывает собственную судьбу: «Я предузнал мой жребий, мой конец…»

Лирический герой в «Пророке» предстаёт зрелой и цельной личностью. Он не ропщет на людей или свою судьбу, но радуется обретению своего пристанища – пустыни. Она символизирует место, где нисходит божественное откровение. Образ пророка, созданный Лермонтовым, напоминает юродивого – нищего странника, отказавшегося ради служения Христу от всех земных благ.

Темы и настроение

  1. Одиночество. Поэт-пророк полностью осознаёт свою миссию – говорить людям правду. Но это далеко не всегда приятно публике. Поэтому он вынужден искать покой и уединение в пустыне, где его слушают звезды. Без лишения себя социума, герой не может в полной мере реализовывать свои способности, потому пророк совершает подвиг отшельничества. Когда автор говорит об изгнании – он полон отчаяния и сострадания к людям. Настроение сменяется радостным, когда речь идёт о природе и звёздах.
  2. Поэт и поэзия – основная тема. Творчество – это дар неба. И относиться к нему нужно с должной ответственностью. Терпеть непонимание, одиночество – идти на многие жертвы ради того, чтобы мир узнал божественные слова.
  3. Поэт и толпа . Народ не желает принимать поэта, люди противятся заветам любви и правды. Вместо того чтобы прислушаться к словам пророка, она изгоняют его. Так и правдивые, искренние стихи часто оказывались под гнётом критики, а их авторы – в ссылке.
  4. Идея

    Основная мысль стихотворения – стойко и мужественно следовать своему предназначению. Людям не приятно знать правду о себе, но всё же должен быть тот, кто её вещает. И это поэт-пророк. Он призван, чтобы научить алчных и завистливых людей жить в мире и согласии. Лирический герой понимает, что это будет не просто, но он готов к трудностям и лишениям. Ведь сам «вечный судия» призвал его на это служение.

    Смысл стихотворения был выстрадан поэтом, ведь сам он нередко вынужден был драться на дуэлях, отстаивая свое право на прямолинейность и честность суждений. Один из таких поединков его и погубил.

    Средства художественной выразительности

    В первой строфе встречается метафора: «В очах людей читаю я// Страницы злобы и порока».

    Намерения героя автор подчеркивает эпитетом «чистые», что говорит об искренности и бескорыстии пророка. Этому по определению противопоставлена «самолюбивая» улыбка старца, который воспитывает презрение в детях к таким, как этот поэт. Лирический герой рисует свой портрет через взгляд человека из толпы: «Как он угрюм, и худ, и бледен!»

    В стихотворении противопоставляются пустыня и мир людей, а проводник между ними – пророк, ведающий истину.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Пророк» Михаил Лермонтов

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

Анализ стихотворения Лермонтова «Пророк»

Дата создания одного из последних лермонтовских произведений совпадает с годом его гибели - 1841. В «Пророке» автор продолжает тему предназначения творческого дара, заданную Пушкиным. Аллюзии на строки мастера очевидны: аналогичное заглавие, обилие церковнославянской лексики, узнаваемые христианские мотивы и образы.

Изначальная интертекстуальная связь с пушкинским творением избавляет лермонтовского лирического персонажа от обязанности подробно объяснять свое прошлое: он пережил подобное преображение. Вместе с необыкновенным даром прорицатель обрел и высшую цель - нести слово божественной правды в общество. Отношения поэта-провидца и социума становятся темой страстного монолога лермонтовского героя.

Благородный миссионер не всколыхнул людские сердца. Явив миру свой уникальный дар, герой столкнулся с завистью, «злобой» и «пороком». Публика не только осталась глуха к речам о «любви и правде», но проявила «бешеную» агрессию в ответ на призывы. От персонажа отвернулись и незнакомые слушатели, и «все ближние». Ситуация непонимания и неприятия развивалась довольно бурно: для ее моделирования оказалось достаточно двух начальных катренов поэтического текста.

Тема пророчества через страдания, изображаемая Лермонтовым, имеет конкретный ветхозаветный источник, книгу пророка Иеремии. Иудейский предсказатель полвека призывал свой народ к покаянию и исправлению, прошел через многочисленные испытания: его бросали в темницу, угрожали убийством. Глухота общества обернулась тяжелыми последствиями - разрушением Иерусалима и потерей свободы. Под тяжестью испытаний и людского непонимания Иеремия однажды посмел усомниться в Боге и бросить свое дело. Однако он преодолел временную слабость и прошел скорбный путь прорицателя до конца.

Лермонтовский персонаж лишен запаса терпения и упорства, присущего ветхозаветному образу. Утратив надежду наладить отношения с обществом, пророк выбирает стезю отшельничества, становится «нищим», живущим подобно птицам небесным. Уходя из города в пустыню, он движется по вектору, прямо противоположному пушкинскому «коллеге», который направлялся от места преображения к людям.

Перед бегством пророк поступает, как древний иудей: посыпает голову пеплом. Обычай, который призван напомнить смертному о его грешной природе, на практике применялся в знак скорби, невосполнимой потери. Лишившись веры в людской разум, герой полностью отделяется от социума. Известный обряд - видимый знак отречения от общества.

Оказалось, что и в пустыне можно выполнять высокую миссию. Благодарными слушателями пророка-нищего становятся «тварь земная» и звезды. Знаковые детали - покорность зверей и радостная игра лучей света - служат отрадными свидетельствами понимания между прозорливцем и природой. Последняя оказывается ближе к божественному началу, чем общество людей.

Нет надежды, что в будущем социум найдет силы исправиться. Этой идее посвящено содержание трех финальных катренов. Слова самолюбивых стариков, обращенные к маленьким слушателям, полны оскорбительных оценок в адрес провидца. Его обвиняют в гордости, неуживчивости, глупости. В портрете героя используются однородные краткие прилагательные с коннотациями бедности, неудачливости. Анафоры «смотрите» и «как» усиливают негативный эмоциональный заряд прямой речи.

Отвергнув Божьего посланника, общество обрекло себя на бесперспективное будущее, которое «иль пусто, иль темно».

Продолжив классическую тему, поэт решает ее в романтическом ключе, концентрируясь на противостоянии одинокого героя враждебному миру людей.

«Пророк» - стихотворение-веха, знаменующая окончательное изменение мировоззрения М.Ю. Лермонтова. Перемена, отражавшаяся в творчестве поэта с 1836 года (в стихотворениях «Поэт», «Кинжал», «Журналист, Читатель и Писатель», «Не верь себе»), выкристаллизовалась в «Пророка» - короткий и полный горечи итог размышлений Михаила Юрьевича о судьбе глашатая правды и вестника судьбы, истины в мире.

Стоит отметить, что на позицию Лермонтова повлияли не столько личные причины и образ жизни поэта, сколько состояние общества. После выступления декабристов на Сенатской площади в России наступил период реакции; гайки затягивались, цензура становилась все более жесткой, а тех, кто стремился говорить правду и критиковать сложившуюся систему, ждала невеселая судьба. Кого-то судили и ссылали, кого-то годами держали в Петропавловской крепости в ожидании расправы, кого-то просто делали изгоями в обществе. Да и само общество не желало больше прислушиваться к бунтарям. До знаменитых выступлений народовольцев и других предвестников революции было еще далеко, и люди, тонко чувствовавшие и широко мыслившие, как Лермонтов, оказались фактически в изоляции. Все это и нашло отражение в творчестве поэта.

Главная тема стихотворения

Как и в одноименном стихотворении Пушкина, в лермонтовском «Пророке» ярче всего звучит тема взаимоотношений поэта (с которым и соотносится пророк) и общества. Но если у Александра Сергеевича пророк принимает свое предназначение и готовится «глаголом жечь», то Лермонтов знакомит читателей с последствиями этого поступка. Пророк живет в изоляции, окруженный стеной непонимания. Он — изгой, к его словам никто не прислушивается, его гонят отовсюду, и единственное место, где он может спокойно существовать, - это уголок дикой природы. А проповедовать, пророчить там некому.

Лермонтовский пророк людей не любит — не может, вероятно, слишком хорошо видя то, насколько они погрязли в пороке и злобе, насколько замкнулись в своих маленьких жизнях, не желая слышать ни слова правды. Михаил Юрьевич протестует против этого непонимания, все еще видя смысл в пророческих обличительных речах, но горечь разочарования проникла уже слишком глубоко. В «Пророке» нет надежды, нет даже намека на возможный хороший исход. Отождествляя себя с главным героем произведения, Лермонтов выражает неуверенность в том, что труды его жизни кому-то нужны, что он оставит о себе память, а его работа не канет в Лету. Пророк презираем и осмеян, пророк не нужен — но все равно существует, потому что таково его предназначение.

Структурный анализ стихотворения

Произведение написано в жанре лирической исповеди. Для усиления драматического эффекта М.Ю. Лермонтов использует яркую, выразительную лексику, не чурается громких обвинений, откровенно говорит о душевных страданиях — это подчеркивают слова «глупец», «злоба», выражения «бросали каменья» и «бежал я нищий». Таким образом формируется образ гонимого, по-настоящему несчастного человека.

Размер произведения — четырехстопный ямб, рифма перекрестная во всех четверостишиях, кроме финального. Там используется опоясывающая, что вносит в композицию произведения четкий завершающий акцент. Благодаря активному использованию устаревшей лексики возникает сходство «Пророка» с религиозными текстами и старинными сказаниями. Кажется, что мы действительно слушаем исповедь уставшего от жизни и разочарований вестника истины, отчаявшегося докричаться до людей.

«Пророк» - очень зрелое произведение, созданное на закате жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. В нем нашли отражение волнения и тревоги, беспокоившие поэта, его разочарованность от непонятости обществом, от печального состояния страны, от невозможности донести до человечества свою мысль.



Похожие публикации