Презентация - правописание междометий. Конспект урока на тему: "Междометие: общее значение, употребление, написание. Знаки препинания при междометии" Междометия и знаки препинания

1. Сложные междометия и звукоподражательные

слова пишутся через дефис: ей-богу, ей-же-ей,

о-го-го, ха-ха-ха; динъ-динъ-динъ, тренъ-бренъ,

кис-кис, мяу-мяу и т. п.

2. В выражениях: Вот те раз!; Чёрт те знает!

и т. п. (те - сокращения от тебя, тебе) дефис не

210. Перепишите, раскрывая скобки.

1. Ушица, ей (же) ей, на славу сварена. (Кр.) 2. Вся

столица содрогнулась, а девица - хи (хи) хи да ха (ха)

ха1(П.) 3. Еду, еду в чистом поле; колокольчик дин

(дин) дин. (П.) 4. И пьют же они, эти военные госпо-

да, - о (го) го! (Т.) 5. Теперь ему так живётся - ой (ой)

ой! (М. Г.) 6. «Хо (хо) хо!» - басовито засмеялся режис-

сёр. «Хе (же) хе!» - тоненьким смехом откликнулся

поверенный. (Скит,) 7. Часы на каланче отбивают чет-

верти: «Был день- было дело! Дин (дон)*. (Гайд.)

8. Вам бы быть писателем, (ей) ей. (Баб,) 9. «Вот (те)

раз!» - с удивлением воскликнул он. (Буб.)

ПОВТОРЕНИЕ ОРФОГРАФИИ

Диктанты

Во время Великой Отечественной войны был учреж-

дён орден Ушакова. Эта высокая правительственная на-

града предназначалась для морских офицеров, отличив-

шихся в боях с фашистскими захватчиками. Учрежде-

ние ордена Ушакова свидетельствовало о признании

заслуг адмирала перед родиной,

Фёдор Фёдорович Ушаков - современник Александ-

ра Васильевича Суворова. В жизни и в военном искусст-

ве полководца Суворова и флотоводца Ушакова немало

общего. Как войска Суворова, покрывшие себя неувядае-

мой в веках славой, не знали отступлений на суше, так и

эскадра Ушакова не ведала поражений на море, с каким

бы противником она ни сталкивалась. Как и Суворов на

суше, Ушаков на море успехом считал не то, что враг от-

теснён, а то, что враг разбит, уничтожен.

Имя Ушакова - это символ русского умения побеж-

дать по-суворовски, символ бесстрашия, разумной дер-

зости, отваги, символ непримиримой ненависти к врагу

и беззаветной любви к родине. С именем знаменитого ад-

мирала связано создание военного Черноморского флота,

воспитание офицеров и матросов в духе подлинного пат-

риотизма.



Как никто иной в его время, Ушаков понимал значе-

ние передовой военной морской тактики, и не кто иной,

как он, был её творцом в России. Его военное учение бы-

ло свободно от рутины, независимо от какой бы то ни бы-

ло догмы. Участвуя в трёх турецких военных кампани-

ях, он неоднократно разбивал превосходящий по силам

неприятельский флот. А каких только сражений не при-

ходилось ему вести! То в открытом море, то у непроходи-

мого для судов пролива, то при ярком дневном свете, то

в густых сумерках, когда неразличимые в тумане кораб-

ли противника или не слышимые издали гружённые

морской пехотой лодки могли внезапно подкрасться для

неожиданного удара.

Не знавшая поражений эскадра Ушакова завоевала

неприступную крепость Корфу, очистила Ионические

острова, Неаполь и Мальту от французских полчищ; рус-

ские моряки заняли Рим.

Покрытое немеркнущей славой имя великого флото-

водца Ушакова по-прежнему зовёт к верному служению

родине новые поколения морских офицеров.

Ещё только одиннадцатый час на исходе, а уже нику-

да не денешься от тяжёлого зноя, каким дышит

июльский день. Раскалённый воздух едва-едва колышет-

ся над немощёной песчаной дорогой. Ещё не кошенная,

но наполовину иссохшая трава никнет и стелется от

зноя, почти невыносимого для живого существа. Дрем-

лет без живительной влаги зелень рощ и пашен. Что-то

невнятное непрестанно шепчет в полудремоте неуго-

монный кузнечик. Ни человек, ни животное, ни насеко-

мое - никто уже больше не борется с истомой. По-види-

мому, все сдались, убедившись в том, что сила истомы,

овладевшей ими, непобедима, непреодолима. Одна лишь

стрекоза чувствует себя по-прежнему и как ни в чём не

бывало пляшет без устали в пахучей хвое.

На некошеных лугах ни ветерка, ни росинки. В роще

под пологом листвы так же душно, как и в открытом по-

ле. Вокруг беспредельная сушь, а на небе ни облачка.

Но отправиться купаться не хочется, да и незачем:

после купания ещё больше распаришься на солнцепёке.

Одна надежда на грозу: лишь она одна может разбудить

скованную жарой природу и развеять сон.

И вдруг впрямь что-то грохочет в дали, неясной и ту-

манной, и гряда тёмных туч движется с юго-восточной

стороны. В продолжение очень короткого времени, в те-

чение каких-нибудь десяти - пятнадцати минут царит

зловещая тишина, и вдруг всё небо покрывается тучами.

Но вот откуда ни возьмись в мёртвую глушь врывает-

ся резкий порыв ветра, который, кажется, ничем не

сдержишь. Он стремительно гонит перед собой столб пы-

ли, беспощадно рвёт и мечет древесную листву, безжа-

лостно мнёт и приклоняет к земле полевые злаки. Ярко

блеснувшая молния режет синюю гущу облаков. Вот-вот

разразится гроза и на обнажённые поля польётся осве-

жающий дождь. Хорошо бы в пору укрыться от этого

совсем нежданного, но желанного гостя. Добежать до де-

ревни не удастся, а усесться в дупло старого дерева впору

только ребёнку.

Гроза надвигается: вдалеке вспыхивает молния, слы-

шится слабый гул, постепенно усиливающийся, прибли-

жающийся и переходящий в прерывистые раскаты, об-

нимающие весь небосклон.

Но вот солнце выглянуло в последний раз, осветило

мрачную сторону небосклона и скрылось. Вся окрест-

ность вдруг изменилась, приняла мрачный характер, и

гроза началась.

Командир партизанского отряда рассеянным взгля-

дом окинул всю эту сияющую красоту и не почувствовал

её. Он увидел свой отряд, измученный и поредевший

втрое, уныло растянувшийся вдоль дороги, и понял, что

ниоткуда и ни от кого ждать помощи не приходится. Сам

он тоже бессилен был что-нибудь сделать для людей,

плетущихся на одеревенелых ногах позади него по гли-

няной каше осенней дороги и жующих лепешки из не-

сеяной муки. Однако он не мог не чувствовать, что эти

люди теперь близки ему и дороги так, как никогда не бы-

ли дороги раньше. В присутствии этих людей он обязан

быть бодрым и энергичным.

Он пытался взять себя в руки, сосредоточиться на

чём-нибудь, но мысли его сбивались и путались, глаза

слипались, и он чувствовал, что эта попытка овладеть со-

бой могла ему не удаться. Странные образы, обрывки ту-

манных воспоминаний, донельзя смутные ощущения ок-

ружающего клубились в его сознании беззвучным и бес-

плотным роем.

Он не знал, сколько времени длилось это бессозна-

тельное состояние, ему казалось, что очень долго, но ког-

да он очнулся, то, к удивлению своему, почувствовал,

что по-прежнему сидит в седле с какой-то кошачьей цеп-

костью, и увидел, что впереди него колышутся те же ло-

шадиные уши. На полях, которые тянулись узкими по-

лосками от дороги к сопкам, виднелись стога соломы и

фигуры людей, медленно двигавшихся за плугами. Вда-

лось, кто-то мурлычет и мяучит. Тучи наполовину за-

тмили и продолжали затмевать оранжево-жёлтое солн-

це, создавая тревожно-неспокойное настроение.

Внезапно стало темно, как ночью. Бессчётные удары

грома следовали один за другим, молния слепила глаза.

Сколько люди ни напрягали зрение, сколько ни всматри-

вались в даль, впереди ничего нельзя было различить.

Приходилось ехать наугад. Как нелегко достаётся им эта

дорога! А какие только испытания не ждут их впереди!

Но люди верили и знали: победа будет за ними.

Часть 2

ПУНКТУАЦИЯ

Междометия уникальны тем, что не принадлежат ни служебным, ни самостоятельным частям речи. Они призваны выражать чувства, эмоции, побуждения, при этом не называя их. В статье дается полное определение междометий, приведены их признаки, примеры употребления в речи.

Слова, которые помогают выразить волеизъявления, побуждения, всю многогранность эмоций и чувств, не уточняя их, называют междометиями. Они стоят отдельно и не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Фразы, выражающие чувства и эмоции, классифицируются по нескольким признакам:

  • значение (побудительные, эмоциональные и этикетные);
  • структура (составные, простые и сложные);
  • происхождение (непроизводные и производные).

Общее значение таких фраз - выражение чувств, побуждений, эмоций, не называя их. Одно и то же слово может выражать разные чувства, определить которые можно из контекста. Например, «ух» может обозначать:

  • радость: Ух, хорошо!
  • испуг: Ух, страшный какой.
  • удивление: Ух ты!
  • угроза: Ух, я Вам задам!

Такие слова не отвечают на вопросы и не имеют лексического значения. Чаще всего они не выступают в качестве членов предложения. Как определить, какой член предложения междометие? Это можно сделать, когда оно замещает другие, значимые части речи.

Например:Там, вдали, послышалось протяжное «ау». - «Ау» выступает в роли подлежащего.

Ай да умница! - «ай да» является определением.

Правописание междометий

Слова, относящиеся к данной части речи могут писаться:

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

– отдельно

  • сложные и составные междометия - Батюшки мои, где ты был?
  • выражения с сокращённой формой местоимения тебя, тебе - те. Например: Я те покажу, вот те раз.

– через дефис

  • сложные слова типа о-го-го, ей-же-ей, ей-богу;
  • слова с повторяющейся основой - ай-ай-ай, ах-ах, вот-вот и т.д.

На письме междометия всегда выделяются знаком препинания. Это может быть:

  • Запятая - ставится, если высказывание сказано с обычной спокойной интонацией, с одной или с двух сторон, в зависимости от позиции в предложении.

    Например: Ой, больно мне. Хорошо-то как, эх. Ваня, чёрт возьми, что ты наделал?

  • Восклицательный знак - употребляется после выражений с ярко выраженной интонацией.

    Например: Браво! Молодцы! Ура! Мы победили!

Однако, бывают случаи, когда междометие путают с частицами и знаки препинания не ставятся. Это касается слов о, ну, ах , в определённых позициях они не выделяются на письме.

Например: О нет, только не это. Ну надо же такому случиться.

Также не выделяются знаками препинания позиции перед словами как, какой, когда они выражают высокую степень признака.

Орфографическое правило определяет дефисное написание междометий так: «Сложные междометия и звукоподражательные слова пишутся через дефис, например: ей-богу, ей-же-ей, о-го-го, ой-ой-ой, ха-ха-ха, ш-ш-ш, ну-ну, свят-свят, гип-гип-ура, динь-динь, кис-кис» .
Междометия с частицей –ка пишутся через дефис: ну-ка . Так же пишутся некоторые составные звукоподражательные слова, например: на-поди .

Дефис не пишется в междометных выражениях типа: Вот те раз! Черт те знает! Я те покажу ! (те - сокращение от тебя, тебе).

Примечание . Междометие ммм рекомендуется писать без черточки, если оно передает ощущение предвкушения чего-то приятного: Суп Campbell’s: мм, хорош! М-М, м-м-м употребляется для обозначения звука, произносимого кем-либо в состоянии нерешительности, сомнения, недоумения и т.п. при заминке речи. Часто дефисное написание таких междометий носит вспомогательный характер (ср.: у-у-у и туу-туу-туу ).

Производные междометия, образованные из полнозначных слов, сохраняют ту же орфографию, что и исходное слово: Упаси господи! Матушки! Здравствуйте! Прощайте! Пожалуйста! Это же касается междометий, произошедших из слов иноязычного происхождения (Алло! Вау! Бис! Браво!) и из служебных частей речи (например, частиц - вишь, ишь).

Их разряды, грамматические особенности, а также другие их функции изучим подробнее в данной статье.

Междометия

Эту часть речи, согласно школьной программе, изучают в шестом или седьмом классе. Хотя стакиваются с ней гораздо чаще. Еще в самом детстве, когда ребенок не умеет разговаривать, его первыми звуками являются именно они. Междометиями в нашем языке принято называть особую группу речи, которая помогает выражать Лингвисты относят их к особой категории. С точки зрения морфологии они являются частью речи. Однако стоят обособленно от самостоятельных и служебных слов. По функциональности они не несут в себе никакую смысловую нагрузку. То есть значений эти слова не имеют, лишь косвенные. Потом их нельзя назвать самостоятельными.

Что касается служебных, которые помогают соединяться словам в предложении и тексте, то и они не передали междометиям своих функций. Эти слова никому не «служат» и ничего не обозначают. Что же это тогда? Это самые обычные эмоции, когда нам не хватает слов выразить их более оформленно. Скажем: «Ах!», и все поймут, что нас что-либо удивило. Услышим: «Тсс!», и сразу же замолчим, поскольку данное слово обозначает прекращение разговоров или каких-либо действий. Предложения с междометиями являются более эмоциональными и гораздо глубже передают то, что сказать словами не всегда получится.

Сравним: «Ох, больно!» и «Мне больно». Оба эти предложения передают одинаковый смысл. Однако первое передает сиюминутное ощущение человека, второе же может означать и длительное чувство боли. Будет достаточно только охнуть, и нас поймут те, кто находится рядом.

Происхождение

Термины «Звукоподражательные слова» и «Междометия» появились очень давно, еще в начале семнадцатого века. Лингвист Смотрицкий ввел их в обиход в 1619-м году. Тогда он именовал их "междуметия", то есть сказанное между слов. По сути, таковыми они и являются.

Некоторые образовались, что называется, стихийно, от наших выкриков. Например, такие, как «А», «О», «Фу», «Ах», не имеют особой истории происхождения. Это наша невольная реакция на какой-либо раздражитель.

Всем известное слово «Баю-бай» берет свои корни от древнерусского слова говорить (баять). Таким образом, укладывая малыша, родители как бы приговаривают, чтобы он уснул.

Знакомое слово «алло», которые мы произносим, отвечая на звонок, пришло к нам из Англии. Его прямое значение - hello, что переводе «Здравствуйте». Поднимая трубку, мы даем знать, что слышим собеседника, одновременно приветствуя его.

Современный сленг с каждым годом создает все новые звукоподражательные слова и междометия. Появились формы «Упс», «Круто», «Бла-бла». Все они являются родственными нашим привычным «Ах», «Ого», «Да-да».

То есть с течением времени одни междометия исчезают, а на смену приходят другие, более актуальные на сегодняшний день.

Словообразование

Как и любая часть речи, междометия имеют свои особые способы образования. Различают следующие:

  • С помощью аффиксов. От слова «А» образуется более ласковое «Аиньки».
  • Переход из одной ч.р. в другую: «Батюшки! » (от им.сущ.), «Обалдеть!» (от глагола), «Круто!» (от наречия).
  • Сращение: «Вот тебе и на», «И не говори».
  • Сложение: «Кис-кис».

Разнообразие способов словообразования доказывает, что данная часть речи не так проста, как кажется на первый взгляд.

Структура

Классифицируют несколько видов междометий в зависимости от того, из скольких частей они состоят. Первая группа - простые. В их структуре всего одно слово и один корень. Примеры: «Ой», «Увы», «Эх».

Следующий вид называют сложными. Такое наименование они получили благодаря тому, что они складываются из нескольких корней. Например: «ах-ах-ах», «да-да-да», «батюшки-светы», «ого-го».

Последней по структуре группой являются составные междометия. Они образованы из нескольких простых слов: «увы и ах», «вот тебе и раз». Как правило, эта группа происходит от имен существительных, к которым прибавляются междометия.

Виды

Принято подразделять их на несколько типов.

  1. Побудительные. Они, заменяя полнозначные слова, сигнализируют о том, что пора действовать: "Давай быстрее!", "Эй, подскажи, как здесь проехать!", "Тсс, говорите тише - спит ребенок".
  2. Эмоциональные. Такие слова невольно вырываются у человека, когда он удивлен или напуган: «Ах, как это мило!» «Ой, какая же сильная гроза!».
  3. Этикетные. Далеко не все знают, что привычные для нас слова «Здравствуйте», «До свидания», «Спасибо» относятся к классу междометий. Они не имеют самостоятельного значения, передавая лишь нашу вежливую интонацию. Например: "Пожалуйста, отпустите меня погулять. Спасибо вам огромное за помощь! Привет, друзья!"

Без слов этой группы вряд ли воспитанный человек может представить свою жизнь. Они помогают не только украсить нашу речь, но и придают ей некий шарм.

Пунктуация

Как же на письме обособляется эта часть речи? Предложения с междометиями, как правило, имеют запятые.

Например: «Эх, как быстро пролетел отпуск!» После эмоционального слова ставится запятая, поскольку оно стоит в начале предложения. Подобные примеры: «Ого, как вас много здесь!», «Фу, как это некрасиво с вашей стороны».

Особое место занимает междометие «о». Употребляясь вместе с другими словами, оно не отделяется запятыми: «О воздух, как ты чист!», «О нет, вынужден в этом деле вам отказать».

В предложении «Ну как же решиться и позвонить?!» слово «ну» не обособляется, поскольку имеет значение усиления. В случае, когда оно обозначает продолжительность действия, то его необходимо выделить запятой: «Ну, не знаю, сколько это будет продолжаться».

Междометие «какой», которое употребляется как высшая степень чего-либо, не обособляется: «Какой прекрасный вечер!», «Какой ты неряха!».

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий

Особой категорией представлены слова, которые имитируют какие-либо звуки. Они, в отличие от междометий, никакой эмоциональности в себе не несут. Их основная функция - передать похожий звук. Например, тиканье часов передается на письме словом «Тик-так». Когда мы услышим пролетающего мимо жука, то воспроизведем его полет как «Жжж». И таких примеров масса.

Кроме того, эта часть речи активно участвует в образовании различных слов: гав - гавкать, хрю - хрюкать, хи-хи - хихикать.

Самое главное их отличие от междометий - разная роль в языке. На первый взгляд, они очень схожи. Однако путать и не стоит, поскольку звукоподражательные слова не передают чувств и эмоций человека. Они лишь повторяют звучание.

Разряды

Звукоподражательные слова в русском языке разделяются на несколько подвидов:

  • Голоса животных (в том числе птиц): кукареку (петух), мяу (котенок), у-у (сова), пи-пи (мышка).
  • Природные звуки: ба-бах (гром), бум (что-то упало), пшш (шипение воды).
  • Имитация музыкальных инструментов: динь-дон (звенит колокол), трень (игра на гитаре).
  • Издаваемые людьми звуки: хрум (есть морковку), топ-топ (кто-то идет), цок (на каблуках).

Это самые распространенные разряды этой части речи. Звукоподражательные слова и междометия составляют особую группу в русском языке, не относясь ни к самостоятельным, ни к служебным.

Синтаксическая роль

Очень любопытно, что в редких случаях такие маленькие словечки могут являться различными членами предложения. Междометия и звукоподражательные слова, примеры которых были многократно приведены нами выше, бывают:

  • Определениями. Например: "Ай да праздник!" В этом случае междометие «Ай да» отвечает на вопрос «Какой?», заменяя слово «Замечательный».
  • Дополнением: И вдруг вдалеке мы услышали тихое «Ау!».
  • Сказуемым: И дверь внезапно - «Хлоп!»
  • Подлежащим: И тут раздалось громкое «Ура».

Роль междометий и звукоподражательных слов в речи

Без этих, казалось бы, простейших словечек наш язык бы очень обеднел. Ведь большинство из них образовано импульсивно, вне зависимости от нашего желания. Позвать на помощь, вскрикнуть от страха, удивиться поступку - все это междометия, звукоподражательные слова. при первых мы рассмотрели ранее. А вот звуки, издаваемые кем или чем-либо, никак на письме не выделяются. При необходимости лишь ставятся кавычки в предложениях, где есть прямая речь.

Речь с помощью этой категории становится гораздо эмоциональнее. Трудно сдержать радость, когда произошло что-то, чего мы ждали давно. Например: «Ого! Наконец-то, это случилось!». Или же в тяжелый момент, когда человек непроизвольно вздыхает: «Эх, ничего хорошего не вышло».

А как же передать звуки, которые издаются животными? Только с помощью специальных слов. Без них это сделать практически невозможно. Такие слова стараются передать похожие звуки, такие как мычание коровы или хрюканье поросенка.

Упражнения

Для того чтобы закрепить пройденный материал, ребята выполняют специальные задания, повторяя звукоподражательные слова. Упражнения на них и на междометия обычно несложные.

  1. Например, необходимо определить разряд определенной группы: «Ах!», «Ой!», «Батюшки!». По всем признакам это эмоциональные междометия, простые по структуре.
  2. Найти звукоподражательные слова в предложениях.

«Шлеп- шлеп» - слышалось за окном. «Чик-чирик» - так воробьи привлекают внимание. Приближаясь к перрону, поезд пропел: «Ту-ту».

  1. Определить, какие звуки могут издавать скрипка, собака, капли дождя, гром, зевающий человек, падение на пол предмета, дрожание от холода.
  2. Отличить, междометия или подражательные слова употреблены в предложениях:

Здравствуйте, товарищи мои.

- «Бах!» - раздалось в тишине.

Ну давай, поторопись уже!

- «Цып-цып!» Так мы пытались подозвать маленьких птичек.

Батюшки-светы! Какой «Ба-бах» сказал нам гром!

Упражнение на предложения с звукоподражательными словами, а также междометиями могут быть очень многообразны. Но в большинстве своем никакой сложности среди учащихся они обычно не вызывают.

Морфологический разбор

Как и любая часть речи, две эти маленькие подгруппы имеют свой алгоритм разбора. При этом абсолютно идентичный.

  • Определяем часть речи.
  • Обозначаем морфологические призники:

Структура

Разряд по предаваемому значению

Неизменяемость

  • Роль в предложении.

Приведем пример анализа. «Вот тебе и на! Не ждали дождя, а он как полил!»

  1. Вот тебе и на - междометие.
  2. Составное по структуре (несколько слов).
  3. Эмоциональное, передает удивление.
  4. Неизменяемое (не может ни склоняться, ни спрягаться)
  5. Не играет никакой синтаксической роли в предложении, поскольку не заменяет самостоятельную часть речи.

Следующий пример: И тут - «Вжик-вжик!» - пролетел мимо нас мяч.

  1. Звукоподражательное слово (передает полет мяча).
  2. Сложное, состоит из двух повторяющихся основ.
  3. Разряд - звук неживой природы.
  4. Неизменяемость.
  5. В предложении будет обстоятельством (отвечает на вопрос «как»).

Еще один пример: Какой ты у меня невнимательный!

  1. Междометие
  2. Простое, из одного слова.
  3. Эмоциональное, передает возмущение.
  4. Неизменяемость.
  5. Обстоятельство (заменяет слова «очень» или «весьма»).

Вывод

Правописание звукоподражательных слов и таких похожих на них междометий обычно не вызывает трудностей. Все они передают эмоции или звуки именно так, как мы их слышим. Необходимо помнить, что повторяющиеся основы, как, например, гав-гав, всегда будут писаться через дефис.

Стихийность в их образовании делает их неотъемлемой частью нашей жизни. Малыши, не умеющие разговаривать, кричат своим мамам лишь определенные звуки. Родители по ним ориентируются, чего хочет их ребенок. Став взрослыми, мы по-прежнему продолжаем пользоваться этими частями речи. Никто не может нас заставить отказаться от выражения собственных эмоций. А звуки природы? Изобразить их нам каждому под силу, а вот написать на бумаге не всегда легко. Для этого и существуют звукоподражательные слова. Они легко повторяют то, что мы слышим, только на письме.

Без таких, казалось бы, незначительных частей речи нам попросту не обойтись. Ежедневно сталкиваясь с ними в устной речи, нам приходится в некоторых использовать их и в письменной.

Не стоит путать их со служебными частями речи, например, с частицами. Порой они очень похожи между собой. Стоит поминить одно непреложное правило: эти слова передают эмоции, чувства и звуки. Никакие другие группы речи этого делать не могут. Как говорится, для каждого - своя необходимая роль.

Слитное написание междометий и звукоподражаний
Междометия и звукоподражания пишутся слитно : ахти, айда, кукареку, ого, охти, тарарах, гопля, опля, улюлю, эхма, эва, эге, экось . Например:

Замысел был не ахти какой, но, в конце концов, я же не резидент, чтобы просчитывать каждый шаг с точностью до миллиметра.
Эй, братцы, айда к столу!
А он стоит - ни бэ, ни мэ, ни кукареку .
Ого , ягоды здесь какие-то, на клубнику похожи, но не клубника.
- Рабочий день кончился давно, а мы сидим пашем… Вдруг - трах-тарарах !..
- Теперь вы надумали совокупиться - гопля !
И ей никогда и в голову не приходило, что папы просто не стало - опля !
А уже за нами улюлю , погоня.
И там у него были цыплятки, эхма , тру-ля-ля!
- Эва , у чужих людей жить.
Эге , матушка, да не пьяна ли ты?
– Очнись, дурень! – прикрикнул Скородум. – Экось ! Всё то ему маячит…
Дефисное написание междометий и звукоподражаний
1. Сложные междометия и звукоподражания пишутся через дефис : ей-богу, ей-же-ей, о-го-го, ой-ой-ой, ха-ха-ха, динь-динь-динь, кис-кис, мяу-мяу . Например:
Нет, этот город мне ей-богу нравится.
- У меня сложилось, ей-же-ей , то же самое впечатление!
Когда жена моложе тебя на четырнадцать лет, это о-го-го какой стимул!
Да… То ли ещё будет, ой-ой-ой .
Этот подлец думает, что, убив меня, он всё исправит, ха-ха-ха , как бы не так!
Динь-динь-динь раздался звонок в дверь.
Кис-кис … успокойся, это же я!..
И этот хорош: мур-мур-мур , мяу-мяу . Лев местного пошиба.

2. Некоторые составные звукоподражательные слова также пишутся через дефис : на-поди .

Написание междометий и звукоподражаний без употребления дефиса
1. Дефис не пишется в выражениях типа:
Вот те раз! Черт те знает! Я те покажу!
(те – сокращение от тебя, тебе).

2. Междометие ммм следует писать без черточки в том случае, если оно передает ощущение предвкушения чего-то приятного. Например:

Пододвинула себе… ммм , кажется, это называется соусницей.
Он уже приступил в школе к этим наукам и находил их… ммм … скучноватыми.

3. Междометия м-м, м-м-м употребляется для обозначения звука, произносимого кем-либо в состоянии нерешительности, сомнения, недоумения и т.п. при заминке речи. Часто дефисное написание таких междометий носит вспомогательный характер (сравните: у-у-у и туу-туу-туу). Например:

Как правило, производители, указывая морозостойкость своих материалов, несколько её… м-м-м … завышают.
Этот город м-м-м … в нём живут лучшие мастера огранки драгоценных камней и ковки редких пород металла.

Производные междометия, образованные из полнозначных слов, сохраняют ту же орфографию, что и исходное слово. Например:
Упаси господи! Матушки! Здравствуйте! Прощайте! Пожалуйста!

Это же касается междометий, произошедших из слов иноязычного происхождения, например:
Алло! Вау! Бис! Браво!

и из служебных частей речи (частиц - вишь, ишь ):
А вон с теми, вишь , через дорогу большой дом, с ними и вовсе не водись, задаваки они.
Ишь , девица… Ладони холодные, мокрые, а глаза горят в темноте, словно у кошки.


Похожие публикации