Общество наука. Знание Объективная реальность, данная в сознании человека. Реальность объективная и субъективная. Объективность идеального. Материя как объективная реальность Искусство как объективная реальность

ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ – философская категория, бытие (в науке соответствует понятию материя), существование и свойства которого не зависят от того, воспринимает ли (мыслит) его какой-либо субъект, или нет. Всё, что существует, может существовать только в объективной реальности. Для описания материи выделяют три объективные формы ее существования: Движение , (см.). Различают объективную и субъективную реальность, которую можно определить как явление сознания, ощущения, восприятия человеком чего-либо и все то, что с этим связано.

В плане основного вопроса философии под объективной реальностью понимается существующее независимо от человеческого сознания и первичное по отношению к нему. Необходимость введения категории объективной реальности как абсолютной реальности, которая противостоит сознанию и познанию, была обусловлена осуществленным Декартом делением мира на внутренний (мир «Я» — субъективной реальности, феноменов мышления, сознания) и внешний (мир «не-Я» — чувственных, телесных вещей, физических явлений в пространстве и времени). Это деление мира стало философской основой классического природоведения, где объективная реальность – это природа (материя), которую субъект познает, опираясь на ощущения и на эксперимент, которую можно описать такой, какой она есть, противопоставляя ее феноменам Мышления и Сознания (см.). Материалисты обычно представляют объективную реальность как некий механизм, который работает в соответствии со своим устройством, и на который люди могут оказывать лишь ограниченное влияние. Взгляд некоторых религий на объективную реальность мало отличается от материалистического - вся разница сводится к тому, что здесь этот «механизм» был создан Богом (см. Деизм ); кроме того, Бог иногда вмешивается в работу этого «механизма» (теизм). Агностики считают, что «объективная реальность», то есть истина, недоступна пониманию человека.

Категория объективной реальности необходима также для сохранности реалистической, антисубъективистской мировоззренческой ориентации. По мнению некоторых учёных, сам термин «объективная реальность», введенный в советсткой философской традиции, представляет собой пример логической ошибки (плеоназм), поскольку уже понятие «реальность» обозначает данность, свободную от субъективных влияний.

Вместе с тем развитие науки обнаружило гносеологические трудности, обусловленные понятием «объективная реальность». В процессе познания субъект неизбежно вовлекает объективную реальность в систему своих средств познания и познавательных действий, что делает проблемным установление границы между объективной реальностью, как она мыслится субъектом, и самым субъектом (его средствами познания и его сознанием).

С точки зрения современных естественных наук «объективная реальность» является принципиально непознаваемой (в полном объёме, до мельчайших деталей), так как квантовая теория доказывает, что наличие наблюдателя изменяет наблюдаемое (парадокс наблюдателя). Отсюда в философии возникает целесообразность рассмотрения объективной реальности как бытия, которое существует независимо от данного субъекта, от его ощущений и мыслей, его познавательной активности, а также использования операционных характеристик объективной реальности, обусловленных его психологическими и праксеологическими измерениями. Объективная реальность в этом смысле проявляет себя не только как мир естественных явлений и процессов, но и закономерностей исторического и социального бытия, институционального строения общества, а также как совокупность определенных культурных явлений, идей, мыслей или представлений других субъектов. Движение, Пространство и Время, Жизнь (см.) и т. д. — все это свойства или проявления свойств и взаимодействий различных по степени сложности видов материи, которые в совокупности и образуют мир в целом или всю объективную реальность.

Объективная реальность, данная в ощущении

Дракон – это сущее

Идеальное

2. трансцендентальное

3. нереальное

4. материальное

Материя и бытие

1. материя шире

Бытие шире

3. равны по объёму

4. Движение – это

Всякое изменение вообще

2. перемещение тел

3. развитие

Пространство и время

Атрибутивны

2. трансцендентальны

3. абсолютны

Относительны

5. субстанциальны

1. субстанция

Сознание

4. небытие

Человек – это существо биологическое

3. человек – это существо социальное

Человек – это машина

8. Механицизм – это

1. идеализм

2. материализм

3. агностицизм

Редукционизм

9. Учение о бытии относится к

Онтологии

2. социальной философии

3. аксиологии

4. антропологии

5. гносеологии

10. Независимость материи от сознания утверждает

Материализм

2. дуализм

3. агностицизм

4. идеализм

11. Объективное – это

1. зависимое от сознания

2. материальное

Не зависимое от чел. сознания

4. идеальное

Общее

12. Субъективное – это

Зависимое от сознания

2. материальное

3. не зависимое от чел. сознания

4. идеальное

Индивидуальное

13. Соотнесите положение и теорию:

1.Пространство и время – субстанциальны 2 1. Философия Канта

2.Пространство и время – релятивны 3 2. Теория Ньютона

3.Пространство и время - субъективны 1 3. Теория Эйнштейна

14. Согласно материализму материя – это

1. атрибут

4. энергия

Субстанция

15. Отказ от материализма и понятия материи в к.19 – нач. 20 вв. был вызван

1. открытием сложного строения атома

Относительности пространства и времени

Кризисом механицизма

4. открытием эл.-маг. поля

16. Диалектика – это

1. искусство красноречия

2. теория познания

3. социальная философия

Теория развития

1. законы общества

Логические формы освоения всеобщих свойств мира

3. разделы теории диалектики

Атрибуты действительности

18. Принцип детерминизма раскрывает

Всеобщую обусловленность явлений

Всеобщую взаимосвязь

Всеобщее развитие

4. отсутствие развития

5. изменение действительности

19. Как можно охарактеризовать следующие стили мышления:

1. эклектика 2 1.опора на неизменные истины

2. софистика 3 2.механическое соединение разнообразных

сведений

3. догматизм 1 3.отрицание объективной истины



20. К историческим формам диалектики относятся:

Философия Гегеля

Философия Маркса

1. учение Гегеля 1 1. диалектика

2. Парменида 2 2. метафизика

3. Маркса 1

4. Гераклита1

5. механицизм Нового времени 2

22. Соотнесите закон диалектики и отражаемый им момент развития:

2. Перехода количественных изменений в качественные 2 2. механизм

3. Отрицания отрицания 1 3. источник

23. Согласно диалектике борьба за существование как фактор развития является 1. внутривидовой 2.между человеком и живым миром 3. межвидовой

24. Потеря одного волоса не делает человека лысым, но если последовательно выдергивать по волосу, то в какой-то момент потери следующего волоса (одного) можно констатировать лысину. Следовательно, потеря одного волоса ДЕЛАЕТ человека лысым. Так рассуждали софисты. На каком моменте какого закона диалектики спекулирует подобное рассуждение:

1. скачок 2. закон отрицания отрицания 3. закон перехода количественных изменений в качественные 4. противоречие 5.мера 6.отрицание 7.количественные изменения 8. спираль 9. закон единства и борьбы противоположностей

25. Диалектика предполагает, что источник развития находится

Внутри системы

2. вне системы

26. Деизм как метафизическое представление о развитии полагает, что источник изменения находится

1. внутри системы

Вне системы

27. Преформизм как метафизическое представление о развитии полагает, что изменения носят только

1. качественный характер

Количественный характер

28. Современные представления о развитии представлены

1. теорией систем

Синергетикой

3. диалектикой

29. Синергетика трактует развитие как процесс

1.однозначный 2. закрытых систем 3. нелинейный 4. линейный 5.детерминированный прошлым 6.детерминированный будущим 7.открытых систем 8. вероятностный



30. Сопоставьте идеи о развитии и теорию

1. внутренне противоречивый процесс 1 1. диалектика

2. непротиворечивый 2 2. метафизика

3. количественный и непрерывный 2

4. количественно подготовленные ка-

чественные скачки1

5. нелинейный 1

6. спиралевидный процесс2

Сознание

1. материально

2. трансцендентно

Идеально

32. При отражении передается

1. вещество

Информация

3. энергия

33. Отражение – это свойство

1. высокоорганизованной материи

2. живой материи

3. неживой материи

4. человека

Всей материи

34. Сознание – это

Свойство

2. материя

3. трансцендентная реальность

Субстанция

35. Соотнесите положение и концепцию

1. сознание – свойство материи 1 1. Идеализм

2. сознание – субстанция мира 3 2. Дуализм

3. сознание – одна из субстанций 2 3.материализм

36. Согласно вульгарному материализму, сознание

Материя

2. свойство материи

3. особая идеальная субстанция

37. Определенный комплекс безусловных рефлексов присущ

Биологическому виду в целом

2. всему живому

3. всей материи

4. отдельной особи

38. Определенный комплекс условных рефлексов присущ

1. биологическому виду в целом

2.всему живому

3.всей материи

4. отдельной особи

39. В условных рефлексах сигналом является

Условие жизни

2. физиологическое состояние организма

3. время года

4. членораздельная речь

40. Суть человеческого существования составляет

1. преобразование действительности

2. мышление о действительности

3. приспособление к действительности

41. Какое суждение верно:

1.Все действия человека являются собственно человеческими.

Всего живого

2. растений

3. животных

4. человека

5. всей материи

44. Язык – это

1. система образов

2. система предметов

Система знаков

45. Важнейшим фактором формирования сознания при здоровом мозге является 1. религиозная вера 2. слух 3. зрение 4.обучение моральным нормам 5. включение в человеческую деятельность

46. Сознание человека – это

2. творческое планирование деятельности

3. материальное явление

4. рефлекторное отражение

47. Сознание в отличие от психики

1. управляет приспособительной деятельностью 2. биологически рефлекторно 3. внеситуативно 4.социально 5. управляет творческим преобразованием себя и среды 6. дает понимание отличия себя от среды 7. объединяет себя со средой 8. ситуативно

48. Деятельность животных носит характер

1. инстинктивный 2.преобразовательный 3. сознательный 4.творческий 5.приспособительный 6. целеполагающий 7. потребительский

49. Чтобы предмет являлся знаком для человека , т.е. 1. не нес информацию 2. нес информации,

он должен 3.быть предметом договоренности 4.являться знаком от природы

1-4, 2-3

50. Сознательное действие человека противоположно

51. Роль предмета или процесса как знака в человеческом общении является результатом

1. врожденных склонностей человека 2. социальной условности 3. естественных объективных законов

52. Слова как сигнальная система 1. производны от биологических программ человека 2.не зависят от условий жизни 3. привязаны к условиям

53. Соотнесите формы отражения и их основные функции

1. Безусловный рефлекс 2 1. Обеспечивает универсальное выживание путем преобразования среды

2. Условный рефлекс 3 2. Удовлетворение базовых потребностей для выживания организма в любых условиях

3. Сознание 1 3. Выживание в определенных условиях жизни

54. Примером редукционизма в понимании сознания является понимание его как 1. программы переработки информации 2. инстинкта 3.высшей формы отражения 4. условного рефлекса

Гносеология изучает

Процесс познания

2. ценностное отношение

3. социальную жизнь

4. строение мира

5. соотношение форм движения

56. Процесс, методы, формы, результаты познания изучает

1. этика 2.аксиология 3.гносеология 4. онтология

57. Возможность адекватного познания отрицает

Агностицизм

2. рационализм

3. идеализм

4. эмпиризм

58. Агностицизм – это

1. учение, отрицающее познаваемость мира 2. учение о познании 3.учение о первичности материального 4. учение о первичности идеального

59. Агностицизм считает, что мы можем иметь информацию о

1. самом процессе познания 2. объекте 3.высшем разуме 4. собственном субъективном состоянии

60. Отрицание истины характерно для

1. эмпиризма 2.идеализма 3. агностицизма 4.рационализма 5. материализма

61. Человеку в познании дан не предмет как таковой, а состояния его собственного сознания. Следовательно, он не может знать предмет. Так рассуждает агностик

62. В каждый момент развития познания наше знание о мире неполно, приблизительно, а, значит, ошибочно. Так рассуждает агностик

63. Человек в состоянии адекватно отражать в знании предмет. Так рассуждает гносеолог

64. В каждый момент развития познания наше знание о мире неполно, приблизительно, но это приближает нас к знанию, более полному и точному. Так рассуждает ….

65. Независимый субъект познания – это

1. человеческое сознание

2. человечество в целом

3. сообщество ученых

Отдельный человек

66. Истина – это

1. свойство предмета

2. свойство субъекта

3. свойство отношения субъекта и объекта

Характеристика знания

67. Объект познания – это 1. только общество 2. сам субъект 3. часть объективной реальности 4. только природа 5. вся объективная реальность

68. Активность познавательной деятельности исходит от

1. материи 2.объекта 3.метода 4.прибора 5. субъекта

69. Объективность истины означает

1. логическую доказанность 2.зависимость ее от субъекта 3. отражение объекта 4. общераспространенность 5. ее не зависимое от субъекта существование

70. Истина 1. субъективна по содержанию 2. субъективна по форме существования 3.объективна по содержанию 4. объективна по форме существования

71. Сопоставьте положение и концепцию

1. в каждую эпоху человечество имеет относительно 2 1. агностицизм

верное знание 2. гносеологический

2. в каждую эпоху все, что у нас есть, - заблуждение 1 оптимизм

3. раз нет абсолютно верного знания, то нет

истинного знания вообще 1

4. относительно верное знание приближает нас к

абсолютной истине, до конца не достижимой 2

72. Истинное знание по содержанию

1. материально

Объективно

3. идеально

4. субъективно

73. Сопоставьте позицию по вопросу о том, что считать истиной, и философское учение

1. несомненность идеи, ее логическая

доказанность 4 1. позитивизм

2. соответствие идеи чувственным данным 5 2. прагматизм

истиной, верифицируемость идеи 1 4.рационализм

4.полезность идеи 2 5. эмпиризм

5.соответствие идеи и объекта, доказываемое

Практикой 3

74. Зависимость истинного знания от условий его выработки отражается в понятии

1. относительности истины 2.конкретности истины 3.абсолютности истины 4.абстрактности истины 5. объективности истины

75. Соотнесите аспекты истинного знания и их характеристику

2. способ его существования 3 2. объективность

3. ограниченность его истинности 4 3. субъективность

4. зависимость от условий выработки 5 4. относительность

5. совершенно достоверное, неопровергаемое 1 5. конкретность

76. К уровням познания вообще относятся 1. трансцендентальный 2. чувственный 3.рациональный 4.теоретический 5.метатеоретический 6. эмпирический

77. К чувственным образам относятся 1. факт 2.представление 3.ощущение 4.суждение 5.восприятие 6.умозаключение 7. понятие

78. К формам рационального познания относятся 1. понятие 2. теория 3.ощущение 4.суждение 5.восприятие 6.умозаключение 7.факт 8. представление

79. Отдельные свойства предмета отражаются в 1. восприятиях 2.представлениях 3. ощущениях 4. моделях 5. фактах

80. Непосредственное действие на органы чувств необходимо для наличия 1. восприятия 2.ощущения 3. представления

81. Сопоставьте образ и его определение

1. отражение отдельных свойств предмета, 1 представление

2 2.ощущение

2. отражение комплекса свойств предмета, 3. восприятие

действующего на органы чувств 3

3. отражение целого предмета, ранее

действовавшего на органы чувств 1

82. Соотнесите уровень познания и его характеристики:

1. чувственное познание 1.отражение единичного предмета 1

2. рациональное познание 2. отражение обобщенное, класса предметов 2

3. отражение случайных черт 1

4. отражение конкретности 1

5. отражение необходимых, закономерных

Черт 2

6. отражение сущности 2

7. в знаковой форме 2

8. наглядное 1

9. абстрактное 2

83. Какое отношение правильное:

Слово выражает понятие

2. понятие выражает слово

3. слово и понятие – одно и то же

84. Понятие – это

1. образ 2. знак 3.система знаков 4.идеальная модель сущности явления 5.способ выражения мысли 6.связь суждений 7. слово

85. К уровням научного познания относятся

1. онтологический 2.метатеоретический 3.эмпирический 4.рациональный 5.теоретический 6.тансцендентальный 7.гносеологический 8. чувственный

86. Эмпирический уровень науки

1. объясняет

2. описывает предмет

Чувствует объект

4. предсказывает

87. Модель в науке

Замещает

2. преобразует

3. обозначает предмет

4. выражает

88. К метатеоретическому уровню научному познания относятся

Научная картина мира

Эксперимент

2. факт науки

Наблюдение

5. закон науки

6. стиль постановки задач

90. Периодический закон Менделеева

1. теоретический

Эмпирический

3. статистический

91. Соотнесите элементы научного познания и уровень:

1.эмирический 1. факт науки 1

2.теоретический 2. сущностный закон 2

3.метатеоретический 3. Эксперимент 1

4. данные 1

5. теория 2

6. научная картина мира 3

92. Основным элементом теории является

Гипотеза

5. понятие

93. Примером теоретических законов науки являются

1. закон Бойля-Мариотта

Законы Ньютона

3. закон Ома

4. закон Гука

94. Образование льда при 0˚ С является

1. гипотезой 2. эмпирическим фактом 3.теорией 4. законом

95. Расставьте по порядку расположения в ходе развития научного познания

1. эмпирическое исследование 2.гипотеза 3.теория 4.проблема

96. Парадигма – это

1. научные данные 2.закон 3.метод 4.факт5.стиль мышления и исследования 6. теория

97. Разделение науки по дисциплинам проводится по

1. способам применения знания 2.роли в обществе 3.предмету изучения 4. характеру знания

98. Наблюдение и эксперимент – это явления эмпирического уровня научного познания.

99. Закон о сущности изучаемого явления формулируется на теоретическом уровне научного познания.

100. Научная революция – это явление метотеоретического уровня научного познания.

101. Общество – это

1. государство 2.личное общение 3.система надличных отношений 4.договор 5. большая группа людей

102. «Мнение правит миром», - писал Вольтер. Это положение соответствует идеалистической модели общества.

103. «Общественный строй зависит от типа водных ресурсов, которыми оно располагает», - считал Мечников. Это положение соответствует материалистической модели общества.

104. «Общественное бытие определяет общественное сознание», - считал Маркс. Это положение соответствует собственно материалистической модели общества.

105. Гражданское общество – это взаимодействие людей 1. вне права 2.вне государства 3.вне морали 4.внутри политики 5. вне экономики

106. Рассмотрение истории как совокупности несвязанных историй отдельных общественных организмов соответствует цивилизационный подходу к истории.

107. Рассмотрение истории как единого процесса общечеловеческого развития соответствует формационный подходу к истории.

108. Формация – это

1. стадия развития общества 2.группа людей 3.тип общества 4.часть общества 5. Цивилизация + тип производства

109. Общество образуется

1. волей свыше 2.самодостаточностью в обеспечении жизни 3. господствующими идеями 4.природными условиями 5. количеством людей

110. Соотнесите понимание исторического процесса и название теории:

1.формационный 1.челочество – единый субъект 1

2.цивилазиционный 2.человечество состоит из независимых организмов 2

3.каждое общество имеет свои законы развития 2

4.законы общественного развития едины для всех 1

111. Что относится к (1)лично-психологическим и что к (2)социальным отношениям :

1.драка болельщиков

2.выборы в ГосДуму

3.забастовка на заводе за повышение зарплаты

4.разборка в общественном транспорте

5.отношения студент-деканат

6. политическая демонстрация

112. Выделение традиционного, индустриального, постиндустриального общества проводится на основе

1.социальных групп

Типов способа производства

3.ведущей сферы производства

4. способа культурной преемственности

113. Собственность – это

Отношения человека и вещи

2.отношения внутри вещественных элементов производства

3.отношения между людьми по поводу вещей

4. совокупность вещей

114. Человек – это существо

1.сугубо животно-материальное

Духовно-природное существо

3. сугубо духовное

115. Культура – это

1. знания 2.духовность и совершенство 3.противоположность природе 4.система ценностей 5. общество

116. Цивилизация – это

1. знания 2. степень материального развития 3.наличие правовых регуляторов 4. целостное конкретно-историческое образование 5.культура 6. общество

117. Соотнесите идею и концепцию:

1.натурализм 2 1.человек создан обществом и создает

2.социологизм 3 общество

3.соц. конструирование 1 2.человек создается обществом

3.общество создает человека

118. Личность – это

1.социальная сущность человека

2.неповторимость человека

3.единичный представитель человеческого рода

объективная реальность, данная в ощущении

Дракон – это сущее

Идеальное

2. трансцендентальное

3. нереальное

4. материальное

Материя и бытие

1. материя шире

Бытие шире

3. равны по объёму

4. Движение – это

Всякое изменение вообще

2. перемещение тел

3. развитие

Пространство и время

Атрибутивны

2. трансцендентальны

3. абсолютны

Относительны

5. субстанциальны

6. Противоположность материи -

1. субстанция

Сознание

4. небытие

7. С точки зрения редукционизма

1. человек – это существо биосоциальное

Анашкина Эльвира Адольфовна

учитель обществознания

ГБОУ СОШ с.Кашпир


Тест «Познание»

1. Объективная реальность, данная в сознании человека , это:


2. Процесс преобразования и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование называется:

1) познание, 2) знание, 3) истина, 4) воображение.


3. Элементарные сведения о природе, о людях, условиях их жизни, общении позволяет получить:

  1. мифологическое познание; 2) философское познание; 3) обыденно - практическое познание.

4. Фантастическое отражение реальности, познание и объяснение природы и общества народной фантазией позволяет получить:

1)мифологическое познание; 2) философское познание; 3) обыденно - практическое познание.


5. Субъект познания - это:
8. Выберите правильный ответ:

А. Ощущение, восприятие и понятие – это формы чувственного познания.

Б. Представление, суждение, умозаключение –это формы рационального познания.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.


9. Целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей, называется:
10. Общественный чувственно – наглядный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти :

1) ощущение; 2) восприятие; 3) мировоззрение; 4) представление.


11. Чувственный образ отдельных сторон, процессов, явления объективного мира называется:

1) ощущение; 2) восприятие; 3) мировоззрение; 4) представление.


12. Выберите правильный ответ:

А. Ощущения, восприятия и представления существуют как самостоятельные и независимые формы чувственного познания.

Б. Ощущения, восприятия и представления можно рассматривать как последовательные этапы чувственного познания.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.


13. Определение « Осуществляющийся в ходе практики процесс обобщенного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие ее закономерных связей» относится к понятию:

1) познание; 2) мировоззрение; 3) мышление; 4) представление.


14. Понятие – это:

1) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что – либо утверждается или отрицается.

2) форма мысли, отражающая общие закономерности связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях ;

3) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.


15. Суждение – это:

4) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.
16. Умозаключение – это:

1) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что – либо утверждается или отрицается.

2) форма мысли, отражающая общие закономерности связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;

3) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

4) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.

17. Выберите правильный ответ:

А. Чувственное и рациональное являются двумя ступенями познания, они не противопоставляются друг другу.

Б. Чувственное и рациональное познание находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.

18. Какая форма познания имеет большее значение?

1) чувственное и рациональное познание одинаково важны;

2) чувственное познание является более важным;

3) рациональное познание является более важным.


19. Выберите правильный ответ:

А. Интуиция является одной из форм чувственного познания ;

Б. Интуиция является одной из форм рационального познания.

Объективная реальность, данная нам в ощущении
Из работы «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) В. И. Ленина (1870-1924), который дал определение материи: Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении...
Шутливо-иронически: о каком-либо непреложном факте, о реальности.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Объективная реальность, данная нам в ощущении" в других словарях:

    Содержание и объем понятия. Критика домарксистских и антимарксистских воззрений на Л. Проблема личного начала в Л. Зависимость Л. от социальной «среды». Критика сравнительно исторического подхода к Л. Критика формалистической трактовки Л.… … Литературная энциклопедия

    ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И МЕДИЦИНА - ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И МЕДИЦИНА. Вопрос о применении Д. метода в медицине и биологии, несмотря на все его огромное принципиальное и практическое значение, отнюдь не является достаточно разработанным. Лишь в самые последние годы стали… … Большая медицинская энциклопедия

    Всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. «...Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения...»… … Философская энциклопедия

    отражение - ОТРАЖЕНИЕ основная характеристика познания и сознания с точки зрения философии диалектического материализма. Познание и сознание понимаются в рамках этой концепции в качестве О., воспроизведения характеристик предметов, существующих… …

    - (10(22). 04. 1870, Симбирск (ныне Ульяновск) 21. 01. 1924, пос. Горки (ныне Горки Ленинские Московской обл.) общественный и государственный деятель, политический мыслитель, философ марксист. Род. в семье инспектора народных училищ Симбирской губ … Русская философия: словарь

    ЛЕНИН (наст. фам. Ульянов) Владимир Ильич - (10(22).04. 1870, Симбирск (ныне Ульяновск) 21.01.1924, пос. Горки (ныне Горки Ленинские Московской обл.) общественный и государственный деятель, политический мыслитель, философ марксист. Род. в семье инспектора народных училищ Симбирской губ … Русская Философия. Энциклопедия

    Философские категории, являющиеся мировоззренческими основаниями науки в рамках материалистнч. философских учений. С точки зрения материалистич. диалектики, материальное единство мира, представляющего собой движущуюся материю, служит философским… … Физическая энциклопедия

    материализм - МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis вещественный) философское мировоззрение, утверждающее первичность материи и вторичность человеческого сознания. Никакого др. сознания, согласно М., не существует. М. признает, в отличие от субъективного… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Филос. категория, отображающая существенную определенность вещей и явлений реального мира. Филос. понятие «К.» не совпадает с употреблением этого термина, когда под ним подразумевается высокая ценность и полезность вещи. Качественная… … Философская энциклопедия

    I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Hести разлуку тяжело,
особенно когда
не знаешь, что и развело:
остуда, долг, беда?
Хоть знак какой-то был бы дан…
А то уж столько дней
тащу ее, как чемодан
без ручки и ремней.

(Майя Борисова)

Ты удивился, не увидев моих обычных слез, не услышав моих обычных слов, не ощутив обычной дрожи моих рук… Объективная реальность, данная нам в ощущениях!

До этого я целый день просидела в офисе, тупея от созерцания одной и той же картины перед глазами.

На мониторе перемигивались экранчики сетевого подключения, и я вздрагивала при каждом изменении их яркости. А рядом пульсировала стрелка антивируса. Мозг реагировал только на зрительные образы. Что может быть страшнее этого состояния?

Человеку даны пять чувств. Я вышла на улицу с одним - зрением, автоматически повернув влево. Все звуки большого города напомнили мне, что есть еще слух. Зрение безучастно отмечало: вон автомобиль белого цвета, а за ним - красного, обе машины обгоняет серебристая… Опять красная… черная… красная… Уши резал скрежет трамвая, грохот грузовиков, визг тормозов и еще - мелодии мобильных телефонов, а ведь казалось, вокруг никого, откуда тогда звонки? Вот опять верещит…

Уже внизу, когда приходилось идти то по левой стороне улицы, то по правой, вспомнилось третье чувство - осязание. Слева сосны, справа - солнце. Слева - прохладный ветерок, справа - летний зной. К мосту я подошла с тремя чувствами, но в самом начале моста возникла мысль, что их должно быть пять. Господи, я даже вспомнила, что есть шестое - интуиция. А где четвертое и пятое? И какие они?

Иду под тенью лесополосы, впереди - спиленные, но не убранные ветки, увядшие под дневными лучами летнего солнца. В ногах появилась какая-то слабость и «ватность»… Хочется не идти. Откуда это? Воспоминание детства - мы с друзьями едем вдоль поля на велосипедах. Пшеница? Рожь? Да Бог его знает. Глаза выхватывают темно-голубые головки васильков. Бросаю велосипед у обочины - и вглубь, за васильками. Это воспоминание потянуло за собой другое - скошенная трава. Ах, как она пахнет через пару-тройку часов, полежав под солнышком. Хочется не идти. Хочется упасть в траву. Но на мосту не растет трава. На мосту пахнут привядшие листья на спиленных ветках.

Обоняние! Вот оно - четвертое чувство. Но я иду дальше, и опять «теряю» его, опять помню только три…

Мост длинный, где-то посредине он пересекает речку. А я боюсь высоты. Нельзя разрешать человеку идти над водой через мост, если вместо пяти чувств, даже без шестого, у него в голове то три, то четыре. Притяжение воды внизу становится особо опасным. Подхожу поближе, хватаюсь за перила… Страшно. Речка почти не видна - с обоих берегов наклонились деревья, стоят, обнявшись ветками. Вода черная, глухая, зыбкая и одновременно неподвижная - течения почти незаметно. Внизу будто бетонное кольцо для колодца, проглядывает сквозь воду, отрезвляет. Нет, валяться в полуметре от поверхности с разбитой головой… Брр… Но чувств по-прежнему три. Четвертое опять пропало, но я его уже не пытаюсь вспомнить - пришло раз, придет и в другой.

Поднимаюсь на гору - самый тяжелый участок пути домой. Пешеходная дорожка то повторяет рельеф горы, то вдруг идет волнами, как миниатюрная параллельная горная гряда. Крошечный спуск по этой гряде вниз при подъеме наверх, и странное чувство невесомости, но это совсем не то, что называют необыкновенной легкостью во всем теле, когда хочется взлететь. Это невесомость от слабости в ногах, когда ты пушинкой слетаешь вниз, а они не поспевают. Так было, когда в детстве я хотела спуститься на трехколесном велосипеде по скату погреба вниз, не имея представления о трении и инерции. По обеим сторонам улицы, поднимающейся в гору, частные домишки, рядом скошенная трава, поэтому чувств в сознании стабильно четыре. Увы… Пятого нет.

Но уже поднявшись, на последнем повороте к моему дому, я ловлю себя на ощущении «вкуса крови во рту». Печально улыбаюсь - это твое выражение, и с облегчением выдыхаю - вкус! Вот оно - пятое чувство! Как же мне было не забыть о нем, если во время нашей ссоры я сбросила все с трудом нажитые за зиму килограммы. Какой вкус у сигарет, если куришь по две пачки в день? Какой вкус у кофе, если глушишь его литрами?

Все же домой я вернулась со всеми пятью чувствами, позволяющими человеку воспринимать окружающую его материю, как объективную реальность, данную нам в ощущениях…



Похожие публикации