Е после гласной примеры слов. Буквы «э» — «е. Запоминаем гласные с шипящими и ц

— Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука

Как мы уже знаем, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Сравним пары слов по произношению.

Лук - люк

Мал - мял

Нос - нёс

Мэр - метр

Очевидно, что в первом столбике первый согласный звук - твёрдый, во втором - мягкий.

Запомните: буквы Е, Ё, Ю, Я после согласного указывают на его мягкость.

Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных: лес - звук [э], мёд - звук [о], брюки - звук [у], мяч - звук [а].

Можно сделать вывод, что буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука

Часто буквы Е, Ё, Ю, Я в словах стоят первыми. Например: ель, ёжик, юла, яблоко.

Медленно и чётко произнесём эти слова вслух. В слове ель буква Е обозначает два звука Й Э, в слове ёжик буква Ё обозначает два звука Й О, в слове юла буква Ю обозначает два звука Й У, в слове яблоко буква Я обозначает два звука Й А.

Мы узнали, что в начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:

буква Е звучит как [йэ], буква Ё звучит как [йо], буква Ю звучит как [йу], буква Я звучит как [йа].

Рассмотрим примеры слов, где Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь и Ъ знаков: деревья (буква Я после Ь знака обозначает два звука - [йа]), подъезд (буква Е после Ъ знака обозначает два звука [йэ]). Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я: колья [йа], съёмка [йо], съезд [йэ], вьюга [йу], пьёт [йо]. Итак, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят после Ь и Ъ знаков.

В слове маяк буква Я стоит после гласной А и обозначает два звука [йа].

Запомните:

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:

1. В начале слова (юг, яма)

2. После гласных (заявка, поют)

3. После Ъ и Ь (въезд, вьюнок)

Буквы Е, Ё, Ю, Я получили название йотированные гласные, потому что в некоторых позициях они обозначают два звука, первый из которых звук [й], который называется йот .

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Гласные в русском языке немногочисленны, однако орфографических правил, касающихся их, достаточно много. Эти буквы встречаются в различных частях слова и в сочетании с различными согласными. Особые затруднение вызывают гласные после шипящих. Правил здесь достаточно много, постараемся их систематизировать и привести конкретные примеры. Также много споров вызывает йотированная гласная. После гласной такого рода, как правило, пишется разделительный Обычно орфограммой считается та буква, которая стоит в слабой позиции (т.е. под ударением), однако в сочетании с шипящими и сильная позиция может вызвать много вопросов. Поэтому разбирать правила будем для гласных как в сильной, так и в слабой позиции.

Йотированные гласные

Для начала разберем, что такое йотированная гласная. После гласной, в начале слова или перед твердым либо мягким знаком подобные буквы произносятся со звуком [й] в начале: [йо]ж (еж), вран’[йо] (вранье), пле[йа]да (плеяда).

Это е, ё, ю, я , а также и . Последняя гласная после гласной имеет йотированное оформление, а также в начале слова, а вот или после мягкого и твердого знаков - нет. Например, Зина[йи]да (Зинаида), но [и]горь.

Е после гласной дает также йотированный звук: по[йэ]хал, во[йэ]нный.

Буквы а, у после шипящих

Употребление термина «шипящие согласные» довольно распространено. Что же он обозначает? Это те звуки, которые при артикулировании сопровождаются характерным шипящим оформлением. Это ж, ш, щ, ч, ц .

Следует сказать, что изначально они имели пару по мягкости либо были всегда твердыми, однако с развитием языка утратили либо пару (например, [ж], [ш]) либо из исконно твердых стали мягкими ([ч]).

Этим и объясняется стоящая после них гласная. После гласной стоящий шипящий, как правило, ни на что не влияет. Так, после шипящих всегда пишется только а или у (употребление я или ю считается грубой ошибкой). Например: Жаклин, жасмин, жуткий, шуруп, шаль, щавель, щука, чаща, чайка, цапля, цунами.

Это правило не касается слов иноязычного происхождения, некоторых фамилий и топонимов: брошюра, Жюль, Цяньцзянь, парашют, жюри, Коцюбинский, Степонавичюс.

Правописание и, ы после шипящих

Следует помнить, что после всех шипящих, кроме ц , пишется только буква и . После гласной может идти любой согласный или другой

Например: жирный, животное, жизнь, широкий, фашист, малыши, щит, плащи, лещи, чистка, мечи, читать.

Есть в правиле и исключения, они касаются имен собственных, в них может писаться ы . Например, вьетнамское имя Чыонг.

И или ы в сочетании с ц

Разберем, какие следует писать гласные после ц . Буква ы пишется в следующих случаях:

  1. Если она стоит в окончании существительного либо прилагательного. Например: три столицы, молодцы-удальцы, куцый мех, узколицый человек, соленые огурцы.
  2. В именах собственных и нарицательных, имеющих суффикс -ын либо -цын-: Царицыно, Голицын, лисицын хвост, куницын мех.
  3. В некоторых словах-исключениях: цыган (и все его производные), цыпленок, цыкнуть, на цыпочках.

В фамилиях и либо ы после ц не регламентируется правилом, только правоустанавливающими документами, в которых и указано корректное написание. Допустим, в фамилиях Куницын, Старицын пишется ы , а Ельцин или Вицин необходимо писать через и .

Теперь разберем случаи, когда после ц требуется употреблять и . Это все те, которые не попадают под перечисленные выше правила.

  • Корни слов (кроме исключений, перечисленных в пункте 3 предыдущего правила). Например: цифра, цирк, цигейка, специфический, цилиндр, Циолковский, вакцина.
  • Суффиксы иноязычного происхождения: конституция, революция, организация, интерпретация, медицина, маршрутизация, кальцит.
  • В качестве связки между частями сложного слова и в аббревиатурах также пишется и : ВЦИК, специнтервью, блицинформ.

Ударное положение о, е в сочетании с шипящим

В сильной позиции для передачи звука [э] после шипящих следует писать е . Например: жемчуг, жесть, шепчет, шелест, щель, щебень, цель, центнер, челюсть, честь.

Гласные о/е после шипящих подчиняются своим правилам.

Для начала разберем, когда следует писать о .

  1. Если она является частью окончания имен существительных или прилагательных (баржой, межой, плечо, ружьецо, чужой, большой), а также суффиксом наречий: горячо, свежо.
  2. Если является суффиксом имени существительного. Перечислим варианты таких морфем: -ок- (дружок, кружок, пирожок, прыжок); -онк- (книжонка, бумажонка, деньжонка, девчонки, мальчонки, бочонки); -онок-/-чонок- (бочонок, галчонок, зайчонок, барсучонок); -оныш (как правило, это просторечные слова: ужоныш, малышоныш); -овк- (плащовка, бойцовка, мелочовка); -об- (трущоба, чащоба); -отк- (трещотка) и последний суффикс -овщин- требует при себе окончания а : поножовщина.
  3. Если является -ов-: грошовый, моржовый, парчовый. Сюда же относятся существительные, произошедшие от этих слов, оканчивающиеся она -овка-/-овник-: циновник, парчовка, грошовка, грушовка, речовка. также суффикс -ов- часто встречается и в фамилиях. Здесь стоит ориентироваться на документы, данные при рождении. Так, может писаться Борщов и Борщев, Хрущов и Хрущев, Кумачов или Кумачев.
  4. Если является наречием или прилагательным с суффинксом -охоньк-: малехонький (малехонько), свежохонький (свежохонько). Эти слова являются просторечными.
  5. Если является беглым в существительных и наречиях: жор (жрать); ожог (жгу); рожон (рожна); кишки (кишок - родительный падеж).
  6. Если слово является заимствованным и гласные после шипящих у него в корне: джокер, шорты, анчоус, мажор, Джойс (имена собственные также подчиняются этому правилу).

Когда под ударением следует писать е?

Перечислим случаи, когда в корне после шипящей следует писать е :

О и е в безударном положении

Что касается правописания о или е в безударном положении, то необходимо запомнить, что в слабой позиции следует писать ту букву, которая слышится в сильной. Это касается как корней: жестянка - жесть; шерстянка - шерсть; желтеть - желтый; так и суффиксов: ключевой, плащевой, бичевой; и окончаний: мужем, сторожем, рыжему.

Следует запомнить иноязычные слова, в которых в безударной позиции пишется о : мажордом, шоссе, шокировать, лечо, Шопен, пончо, банджо и другие. Их написание следует сверять с орфографическим словарем.

О и е в сочетании с ц

После буквы ц стоящие в слабой позиции о и е проверяются сильной позицией: цедить - цедит, цензура - цензор, цеховой - цех. Также: перцовый, бойцовый, пыльцовый.

Слова иноязычного происхождения могут содержать безударную о после ц : меццо, скерцо, герцог.

Цокотать пишется через о (цокот).

Методический паспорт:

Тема урока : Буква е - в начале слов и после гласных; после согласных.

Цель урока : Продолжить ознакомление учащихся с двойной ролью буквы е - в начале слов и после гласных; после согласных.

Задачи урока:

    Формировать умение вычленять в речи звуки [э], [й, э], обозначенные буквами Е, е в разных позициях; читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

    Продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха, обогащению словарного запаса детей.

    Развивать умение сравнивать, анализировать; развивать логическое мышление и воображение учащихся, память, внимание.

    Воспитывать культуру учебного труда: уважительное отношение к товарищам, умение работать коллективно в группе, парами, самостоятельно, развивать чувство ответственности за выполненное задание.

Развитие УДД:

Предметные

Узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,

Узнавать йотированные звуки в начале слова и после гласной буквы,

Узнавать графический образ букв, выделять звуки из слов,

Обозначать гласные звуки буквами,

Метапредметные

Регулятивные

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Познавательные

1. Ориентироваться в учебниках.

2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

3. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные

Проявлять уважение к своему классу, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку одноклассников.

Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей.

Выполнять правила поведения на уроке.

Технология проведения урока: по системе ТДМ

Тип урока : урок систематизации новых знаний.

Структура урока: Этапы: подготовительный, систематизации знаний, первичного закрепления, рефлексии.

Формирование ключевых компетенций:

    учебно-познавательной

    коммуникативной

Единица содержания: характеристика звуков [э] , [й’э], обозначаемых на письме буквой Е, е.

Граница знания – незнания: на предыдущем уроке дети познакомились с новой буквой е.

Учащихся в классе: 25

Используемые учебники и учебные пособия:

    Учебник «Азбука» В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и другие М.: «Просвещение» 2012г.

    С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»

Используемое оборудование: Мультимедийное оборудование, магнитная азбука, глобус, карточки для работы в паре, группе, карточки с текстами для чтения, смайлики красного, жёлтого и зелёного цвета, карандаши простые и цветные, заготовки – смайлики, магниты.

Этапы урока

- Наш енот продолжает рассказ о себе. Лучше всего еноты чувствуют себя рядом с водой. Именно здесь, на берегах рек они выходят на поиски пищи: ощупывающими движениями маленьких ловких лапок, даже не глядя, енот-полоскун исследует мелководье и ищет пропитание.- Как вы понимаете слово мелководье? (использует толковый словарик)- Узнать дополнительные факты о реке как месте обитания не только енота поможет «Азбука»На стр. 75 найдите текст «Река». Прочитайте текст и выполните любое из дополнительных заданий.
    Посчитать количество предложений. Найти слова, в которых 2 слога и все согласные мягкие. Найти в толковом словарике значения слов ИЛ, ТИНА.
Приглашает проверить выполненное. - Читаем текст цепочкой, внимательно следим по учебнику за читающим.- Проверим, как выполнили задания. Сколько предложений в тексте?- Назовите слова, в которых 2 слога и все согласные мягкие.-Что такое ТИНА? ИЛ?- Замечательно, вы хорошо потрудились.

Подведём итог нашей работы.

Что нового узнали на уроке?

Продолжите моё предложение:

* Мы познакомились с буквой … .

* Буква е обозначает один звук … когда стоит после ….

* Буква е обозначает два звука … когда стоит ….

Где можно применить полученные знания?

Что было для вас интересным на уроке?

А теперь вспомним про наш смайлик. Если вы довольны своей работой на уроке, то нарисуйте на смайлике улыбку. Если вы хотели бы улучшить работу – нарисуйте серьёзное лицо(раздаёт заготовки). Поместите смайлики на доску.

А я хочу тоже нарисовать улыбку на смайлике, потому что мне понравилась ваша активная и дружная работа на уроке. Спасибо за работу! (рисует улыбку на смайлике)

Источники:

Физкультминутка для глаз

- стихи про енота

1. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука , ,, в следующих случаях: а) в начале слова: ель,ёмкость, юнга, ярмарка; б) после гласного: военный,маёвка, каюта, ваяние; в) после разделительных [ъ] и [ь]: въедливый, серьёзный, вьюга, рьяный, межъярусный.

После разделительного мягкого знака буква и также обозначает сочетание двух звуков : соловьи, воробьи,ничьи.

2. В положении после согласных букв, обозначающих парные по твердости-мягкости согласные звуки, буквы е, ё, ю. я обозначают один звук [э], [о], [у],[а] и одновременно указывают на мягкость предшествующего согласного: день, лён, люди, пять.

§ 19. Обозначение [j] ва письме

Среди согласных русского языка имеется мягкий согласный [j]. При его произнесении средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, образуя щель, через которую проходит воздух, поэтому он является среднеязычным звуком.

В начале слова, в середине после гласного, а также после разделительных ъ и ь [j] обозначается, как правило, вместе с последующим гласным звуком буквами я, е, ё, ю: яблоко, ехать, ёлка, юркий; обаяние, поездка,заём, каюта; въявь, съезд, съёмка, адъюнкт, рьяный,пьеса, льёт. вьюга.

В немногих заимствованных словах в начале слова [j] обозначается буквой и; йог, йод, йот, йоркширский.

После гласных перед согласным и в конце слова среднеязычный звук произносится с меньшим шумом(спинка языка менее высоко поднята к среднему нёбу) и выступает как неслоговой гласный, который на письме обозначается буквой и; байдарка, бойница, прийти,струйка, планетарий, мавзолей.

Произношение букв Е, Ё, Ю, Я

В русском языке есть несколько гласных букв, кторые не имеют собственных звуков. Это буквы е, ё, ю, я. Они обозначаются либо сочетанием двух звуков, с помощью смягчающей й (и краткая), либо звучат как [э], [о], [у], [а] соответственно.

1. Они обозначают два звука [й’э] [й’о], [й’у], [й’а] в следующих случаях:

В начале слова.
Юла, ель, ёж, яблоко.

После гласного.
Таяние, каюта, маёвка, поединок.

После разделительных ъ и ь.
Подъёмник, серьёзный, вьюга, пьяный.

Примечание. Если буква И стоит после мягкого знака, то она также произносится как сочетание звуков [й’и].
Муравьи, воробьи, ничьи.

2. Они обозначают звуки [э], [о], [у], [а] в случае, если стоят после согласной буквы, которая является частью звуковой пары по твердости-мягкости. Тогда буква е передает смягчение предшествующей согласной, а сама звучит как э.

В зависимости от того, какой ваш родной язык, вам может быть сложно произносить слова с буквами е, ё, ю, я. Когда й смягчает звуки э, о, у, а, не у всех получается передать этот эффект, и выходит «лублу» вместо «люблю».

Чтобы научиться произносить эти звуки, хорошо для начала практиковать мягкость-твердость согласных.

Бук — бег, дань — день, заяц — земля, нос — нёс, топор — тяжба, тулуп — тюлень, рысь — рис.

После того, как у вас станет получаться смягчение согласных, вам станет легче произносить буквы е, ё, ю, я.

www.ruspeach.com

В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

учитель Харьковская школа №170

Учитель начальных классов ГБОУ Школа 1374

учитель МБОУ «СШ №39№

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 51»

учитель Мбоу сош

учитель начальных классов МБОУ «Дульдургинская СОШ»

учитель начальных клвссов общеобразовательная школа І_ІІІ ступеней

учитель начальных классов ГУО «Гимназия №5 г.Витебска»

Учитель начальных классов Республика Карелия Петрозаводск «Ломоносовская Гимназия»

учитель начальных классов МБОУ СОШ ст. Павлодольской

onlinerepetitor.net

ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Я, Ю, Е, Ё.

Некоторые буквы могут обозначать как один, так и два звука.

Буквы е, ё, ю, я после согласных в слове обозначают один звук: [э], [о], [у], [а] и указывают на мягкость этого согласного: семя - [с’э’м’а].

В остальных случаях (в начале слова, после гласных и после разделительных ъ и ь ) буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа] - судья [суд’йа]. Поэтому количество букв и звуков в словах не всегда одинаковое.

В истории русского языка сочетание звуков [йо] на письме передавалось по-разному: йо, ьо, ио .

А известный русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) для этого звукосочетания придумал букву ё.

Сравните!

1. Сравните сочетания букв в левой и правой колонках. Есть ли специальные буквы для обозначения таких сочетаний? Если есть,

напишите эти буквы.

[ай] - . [йа] - .
[ой] - . [йо] - .
[уй] - . [йу] - .
[эй] - . [йэ] - .

2. Проговаривая слова медленно, скажите, в каких из них буква я передаёт два звука [йа], а в каких - один [а].

Месяц, пять, январь, память, имя, время, скамья, семья,сентябрь, яблоко.

3. Выпишите выделенные слова. Подчеркните буквы е, ё и укажите, сколько звуков они обозначают.

Споёмте , друзья, ведь завтра в поход
Уйдём в предрассветный туман.
Споём веселей, пусть нам подпоёт
Седой боевой капитан.
(А. Чуркин )

4. Знаете ли вы русские имена, начинающиеся на буквы е, ю, я ? Запишите их. Сколько звуков обозначают эти начальные буквы?

5. Медленно произнесите слова. Посчитайте, сколько букв и сколько звуков в них. Обоснуйте свой вывод.

Лёт, льёт; сел, съел; яд, ад; Коля, колья; полю, полью; семя, семья; обедать, объедать.

Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Весь русский язык онлайн, список тем по предметам, сборник конспектов по русскому языку, домашняя работа, вопросы и ответы, сочинения по русскому языку, планы уроков

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Что обозначают буквы е, ё, ю, я

На этом уроке мы узнаем, в каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука, а в каких – один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука. Выполним множество интересных заданий.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука

Как мы уже знаем, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Сравним пары слов по произношению.

Очевидно, что в первом столбике первый согласный звук – твёрдый, во втором – мягкий.

Запомните : буквы Е, Ё, Ю, Я после согласного указывают на его мягкость.

Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных: лес – звук [э], мёд – звук [о], брюки – звук [у], мяч – звук [а].

Можно сделать вывод, что буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука

Часто буквы Е, Ё, Ю, Я в словах стоят первыми. Например: ель, ёжик, юла, яблоко.

Медленно и чётко произнесём эти слова вслух. В слове ель буква Е обозначает два звука Й Э, в слове ёжик буква Ё обозначает два звука Й О, в слове юла буква Ю обозначает два звука Й У, в слове яблоко буква Я обозначает два звука Й А.

Мы узнали, что в начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:

буква Е звучит как [йэ], буква Ё звучит как [йо], буква Ю звучит как [йу], буква Я звучит как [йа]. Рассмотрим примеры слов, где Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь и Ъ знаков: деревья (буква Я после Ь знака обозначает два звука – [йа]), подъезд (буква Е после Ъ знака обозначает два звука [йэ]). Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я: колья [йа], съёмка [йо], съезд [йэ], вьюга [йу], пьёт [йо]. Итак, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят после Ь и Ъ знаков.

Следующее задание поможет нам понять, что будут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я после гласной.

В слове маяк буква Я стоит после гласной А и обозначает два звука [йа].

Рис. 10. Красное яблоко (Источник)

В слове красное буква Е стоит после гласной О и обозначает два звука [йэ].

Запомните:

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:

  1. В начале слова (юг, яма)
  2. После гласных (заявка, поют)
  3. После Ъ и Ь (въезд, вьюнок).
  4. Буквы Е, Ё, Ю, Я получили название йотированные гласные, потому что в некоторых позициях они обозначают два звука, первый из которых звук [й], который называется йот .

    Закрепление знаний на практике

    Закрепим полученные знания, выполнив задания.

    Разделим слова на два столбика: первый столбик – где буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, второй столбик – 2 звука.

    Ветка, пьёт, Петя, Алёша, мята, поют, друзья, берёза, люстра, съели, синие.

    Проверим правильность выполнения задания:

    В этом задании в 1 столбик отнесём слова, где буква Я указывает на мягкость согласного звука, во 2 столбик – где Я обозначает два звука.

    Яркий, тянуть, Петя, деревья, ясно, мяч, растения, Аня, ястреб, швея, рябина.

    Прочтём стихотворение и подчеркнём буквы, которые обозначают два звука.

    Мы едем, едем, едем

    Проверьте правильность выполнения задания:

    Мы е дем, е дем, е дем

    В далёки е кра я ,

    Хороши е соседи,

    Счастливы е друзь я .

    На следующем уроке мы узнаем, что мягкий знак – это буква, которая не произносится, но означает мягкость согласного, после которого стоит. Поговорим о правилах переноса слов с мягким знаком.

  5. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  6. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  7. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

Тема: Знакомство с буквами Е, е в начале слова и после согласной.

Цель:

- познакомить с новой буквой е и её ролью в слове;

- формировать чёткое представление о том, что буква Е в начале слова и после гласной буквы даёт два звука [ й,э] , а после согласных букв даёт один звук [э] смягчает его;

Способствовать развитию сознательного выразительного чтения слогов, слов, речи, фонематического слуха и культуры звукопроизношения;

Воспитывать такие качества, как любознательность, интерес к чтению, трудолюбие и дисциплинированность.

Оборудование: мультимедийная презентация;

таблица гласных букв;

словарь Ожегова;

картинки лес, ветер, ели;

схемы;

фильм про букву Е;

Ход урока

I . Организационный момент.

Прозвенел звонок, начинаем мы урок.

II . Психологический настрой. СЛАЙД 1

Человеческая улыбка - это одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Вижу, что настроение у вас радостное, деловое! Тогда за работу!

III . Актуализация опорных знаний.

Прочитайте буквы. А О И У Ы Э

Что объединяет их в группу? (гласные)

Назовите три признака гласных. (1. Поются

2. При произношении воздух не встречает преград.

3. Образуют слоги.)

Какие гласные указывают на твёрдость согласного звука? (А О У Ы Э)

Чтение слогов.

А на мягкость? (И)

Чтение слогов.

IY . Постановка проблемы.

1.- Посмотрите, куда мы попали? СЛАЙД 2 (лес)

А что такое лес? (словарь Ожегова )

Разделим слово на слоги. Сколько слогов? (1)

Какие звуки мы слышим, произнося слово ЛЕС?

(1 зв. - [л`] -согл., мяг., обозначаем буквой Л)

2 зв. - [э] - гласн.)

Какой буквой обозначим звук? (э)

Но с [э]- мы читаем твёрдо. Что делать?

Если после мягкой согласной слышится звук [э], то на письме обозначают буквой Е.

(Показ буквы) Вот какая особенная буква. Ещё её называют хитрой.

3 звук - [с] - согл., тв.

Какой буквой обозначим? (С)

Вывод: После мягкой согласной слышится звук [э], а пишется Е.

Азбука- фильм - Выделите звук [э]

В какой ряд поставим Е?

Чтение слогов.

Буква Е особенная, хитрая.

На что похожа буква Е? СЛАЙД 3

2. - Отгадайте, что за дерево растёт в лесу.

Её всегда в лесу найдёшь -

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель )

Ель - это типичный лесной житель.

Как мы говорим, когда деревьев несколько? (Ели)

Посмотрите на доску и соотнесите рисунки со звуковыми схемами.


ЛЕС ЕЛИ

Почему ответы разные? Давайте разберёмся кто прав.

Y . Открытие новых знаний.

Разделите слово ЕЛИ на слоги.

Сколько слогов?

Произнесите 1 слог протяжно, чтобы услышать сколько звуков в первом слоге.

Какие звуки слышим?

([й э] , слияние, в котором 2 звука, мягкого согласного с гласным)

- Произнесите 2 слог. Из чего он состоит? (мягкого согласного с гласным)

Поставьте слоги под схемами. Что мы поставим под первый слог?

(дети не могут)

- Такой слог-слияние принято обозначать одной буквой е . Мы слышим 2 звука [й’э], а пишем одну букву е . Где стоит буква е ? (в начале слова)

Почему это особенная буква? (обозначает 2 зв., когда стоит в начале слова)

А второй слог какими буквами обозначим? (л и)

Сколько звуков и букв в слове ЕЛИ? (3 б., 4 зв.)

Вывод: В начале слова буква Е обозначает два звука.

(Чтение слов) СЛАЙД 4

ЕЛ ЕМ енот Егор

Посмотрите на деревья. Что делает ветер? (дует)

А как по другому можно сказать? (веет, воет)

Разделите на слоги.

1 слог? (во)

Какими буквами обозначим?

2 слог?

Из каких звуков он состоит?

Какими буквами обозначим?

Вывод: После гласной буква Е обозначает два звука.

YI . Постановка темы урока.

Какая буква именинница? (Буква Е.(вывесить на доску Ее)) СЛАЙД 5

ФИЛЬМ ПРО Е.

YIII . Закрепление изученного.

Наша ёлочка приготовила задание.

1. Работа с текстом.

Азбука 4 картинка.

2. Работа в парах.

Подчеркните одной чертой те слова, когда буква Е обозначает 2 звука, а двумя чертами те слова, когда буква Е обозначает 1 звук.

Проверка. СЛАЙД 6

IX . Повторение.

Игра «Наряди ель».

Ребята, а какое сейчас время года?

Назовите ваш самый любимый зимний праздник.

Без чего встреча Нового года будет неинтересной?

Нарядим нашу ель.

- Давайте подарим нашей ели шар с буквой М.

Выходит ребёнок и прикрепляет букву

Что случилось?

- Была ель, получилась (мель.)

е ?

Д. Указывает на мягкость предшествующего согласного.

Какой звук мы теперь слышим на месте буквы е ?

Д. Звук [э].

Почему так получилось?

Д. Потому что буква встала за согласным.

Кто из вас знает, что такое мель ?

Д. Мелкое место на реке.

Следующий шар. (Слоги кап-, -ник,)

А если мы подарим шар с буквой Ц, то получим слово…

- Получим слово цель.

Что такое цель?

- Это то, к чему мы стремимся, идём.

Какая была цель нашего урока? К чему мы стремились?

( Научиться читать слова с новой буквой, правильно делать звукобуквенный анализ слов с новой буквой и определить, какую работу выполняет буква е .)

X . Итог урока.

Наш урок подходит к концу.

Почему букву Е называют «хитрой»?

Скажите, какую работу выполняет буква е, когда она стоит в начале слова и после гласной?

( Обозначает два звука.)

Какую работу выполняет буква е, когда она стоит после согласного?

( Показывает на мягкость предшествующего согласного и обозначает 1 звук.)

XI . Рефлексия. СЛАЙД5

Давайте дадим оценку нашему уроку. Как мы работали? (Дружно)

Кто был именинник на нашем уроке? (Буква Е.)

Продолжите фразу:

Меня удивило, что…

Сегодня на уроке я научился…

Дома я расскажу…



Похожие публикации