Цитаты в виде косвенной речи. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Человечество не смогло бы добиться сегодняшнего прогресса без возможности вербального общения друг с другом. Речь - наше богатство. Возможность общения с людьми как своей, так и другой национальности позволило странам прийти к нынешнему уровню цивилизации.

Чужая речь

Помимо собственных слов, существует такое понятие, как «чужая речь». Это те высказывания, которые не принадлежат автору, но включены в общий разговор. Также чужой речью именуют и слова самого автора, но только те фразы, которые он говорил либо в прошлом, либо планирует сказать в будущем. Мысленная, так называемая «внутренняя речь», тоже относится к чужой. Она может быть устной или письменной.

В качестве примера приведем цитату из книги Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: "Ты думаешь? - встревоженно шепнул Берлиоз, а сам подумал: "А ведь он прав!"

Передача чужой речи

С течением времени в языке появились особые способы передачи чужой речи:

  1. Прямая речь.
  2. Косвенная речь.
  3. Диалог.
  4. Цитирование.

Прямая речь

Если рассматривать способы передачи чужой речи, то этот предназначен для дословного воспроизведения формы и содержания разговора.

Конструкции прямой речи состоят из двух частей - это слова автора и, собственно, прямая речь. Строение этих конструкций может быть разным. Итак, как же могут происходить способы передачи чужой речи? Примеры:

  • Сначала идут слова автора, а за ними прямая речь.

Маша вошла в номер гостиницы, огляделась вокруг, а затем повернулась к Коле и сказала: «Отличная комната! Я бы тут даже жить осталась».

  • Здесь сначала идет прямая речь, и только потом слова автора.

"Отличная комната! Я бы тут даже жить осталась", - сказала Маша Коле, когда вошла в номер гостиницы.

  • Третий способ позволяет чередовать прямую речь со словами автора.

"Отличная комната! - восхитилась Маша, когда вошла в номер гостиницы. Затем она повернулась к Коле: - Я бы тут жить осталась".

Косвенная речь

Речь от третьего лица может передаваться различными путями. Одним из них является использование косвенной речи. Косвенная речь - это сложноподчиненные предложения с Таким образом и может осуществляться передача чужой речи. Примеры:

Маша сказала Коле, что номер в гостинице отличный, и она бы даже осталась в нем жить.

Они поздоровались, и Андрей сказал Михаилу Викторовичу, что очень рад его видеть.

Средства связи

То, каким союзом либо союзным словом соединить главное и придаточное предложения в косвенной речи, называют выбором средства связи. Зависит оно от исходного предложения и от Сообщение может быть повествовательным, побудительным или вопросительным.

  • В повествовательном предложении чаще всего используются союзы «что», «будто», или «будто бы». Например: Студент сообщил: «Я выступлю на семинаре с докладом об экологических проблемах региона». / Студент сказал, что он выступит на семинаре с докладом об экологических проблемах региона.
  • В побудительном предложении применяется союз «чтобы». Например: Директор школы распорядился: «Примите участие в городской выставке». / Директор школы распорядился, чтобы приняли участие в городской выставке.
  • В вопросительном предложении средством связи может стать частица «ли», или двойные частицы «ли… ли». К примеру: Студенты поинтересовались у преподавателя: «Когда нужно сдавать курсовую по вашему предмету?» / Студенты поинтересовались у преподавателя, когда нужно будет сдавать курсовую.

В косвенной речи принято употреблять местоимения и глаголы с позиции говорящего. Когда предложения переводят из прямой речи в косвенную, в них зачастую изменяется порядок слов, также отмечается потеря отдельных элементов. Чаще всего это междометия, частицы либо Например: «Завтра, может, будет совсем холодно», - сказал мой друг. / Мой друг предположил, что завтра будет совсем холодно.

Несобственно-прямая речь

Рассматривая способы передачи чужой речи, следует упомянуть и о таком явлении, как несобственно-прямая речь. Это понятие включает в себя как прямую, так и косвенную речь. Высказывание такого рода сохраняет полностью или частично и синтаксические, и лексические особенности речи, передает манеру говорящего.

Главной ее особенностью является передача повествования. Речь идет от лица автора, а не от самого персонажа.

Например: "Она измеряла шагами комнату, не зная, что делать. Ну как объяснить брату, что это не она рассказала все родителям. Они ведь сами об этом не скажут. Да кто же ей поверит! Сколько раз она выдавала его проделки, а тут… Нужно что-то придумать".

Диалог

Еще одним способом передачи чужой речи является разговор между несколькими людьми, выражаемый прямой речью. Состоит он из реплик, то есть передачи слов каждого участника беседы без их изменений. Каждая произнесенная фраза связана с другими по структуре и смыслу, а знаки препинания при передаче чужой речи не меняются. В диалоге могут встречаться слова автора.

Например:

Ну, и как тебе наш номер? - спросил Коля.

Отличная комната! - ответила ему Маша. - Я бы тут даже жить осталась.

Типы диалогов

Существует несколько основных типов диалогов. Они передают разговоры людей друг с другом и, как и беседа, могут носить различный характер.

  • Диалог может состоять из вопросов и ответов на них:

Отличная новость! А когда состоится концерт? - спросила Вика.

Через неделю, семнадцатого числа. Будет он в шесть часов. Ты обязательно должна пойти, не пожалеешь!

  • Иногда говорящего прерывают на полуслове. В этом случае диалог будет состоять из незаконченных фраз, которые продолжает собеседник:

И в это время наша собака начала громко лаять…

А, вспомнила! Ты тогда еще в красном платье была. Да, в тот день мы отлично провели время. Надо будет повторить как-нибудь.

  • В некоторых диалогах реплики говорящих дополняют и продолжают общую мысль. Они рассказывают об одном общем предмете:

Вот подкопим еще немного денег и уже сможем приобрести небольшой домик, - сказал отец семейства.

И у меня будет собственная комната! У меня обязательно должна быть своя комната! И собачка! Мы заведем же собачку, да, мам? - спросила семилетняя Аня.

Конечно. Кто же еще сможет охранять наш домик? - ответила ей мама.

  • Иногда беседующие могут соглашаться либо опровергать высказывания друг друга:

Я звонил ей сегодня, - сказал он своей сестре, - она, по-моему, чувствовала себя плохо. Голос слабый и хриплый. Разболелась совсем.

Да нет, ей уже лучше, - ответила девушка. - Температура спала, да и аппетит появился. Скоро совсем выздоровеет.

Так выглядят основные формы диалога. Но не стоит забывать, что мы не общаемся только в одном стиле. Во время разговора мы комбинируем различные фразы, ситуации. Поэтому существует и сложная форма диалога, содержащая в себе различные его комбинации.

Цитаты

Когда у школьника спрашивают: «Назовите способы передачи чужой речи», он, чаще всего, вспоминает понятия прямой и косвенной речи, а также цитаты. Цитатами называют дословное воспроизведение высказывания определенного человека. Цитируют фразы для того, чтобы уточнить, подтвердить или опровергнуть чью-либо мысль.

Конфуций когда-то говорил: «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни».

Цитата как способ передачи чужой речи помогает продемонстрировать собственную образованность, а иногда и загнать в тупик собеседника. Большинство людей знает, что те или иные фразы были когда-то кем-то уже произнесены, но вот кем были те люди - им неведомо. Используя цитаты, нужно быть уверенным в их авторстве.

В заключение

Существуют различные способы передачи чужой речи. Основными являются прямая и косвенная речь. Есть и способ, включающий оба этих понятия, - это несобственно-прямая речь. Беседы двух или нескольких людей именуют диалогом. И это тоже передача чужой речи. Ну и, цитируя Сократа: «Единственная истинная мудрость в осознании, что мы по сути ничего не знаем».

Предложения с чужой речьюЧужая речь – это высказывание другого
лица, включённое в авторское
повествование. Слова, вводящие чужую
речь, называются словами автора.
Горбунова Ирна

Способы передачи чужой речи

Для передачи чужой речи существуют
следующие способы
Прямая
речь
Цитаты
Диалог
Горбунова Ирна
Косвенная
речь

Предложения с ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

Прямая речь – это передача чужой речи,
сохраняющая её содержание и форму. С
помощью прямой речи создаётся
впечатление подобия точности
воспроизведения чужой речи.
Горбунова Ирна

Прямая речь ПЕРЕД
словами автора:
ПРИМЕРЫ:
1. [« П », - а.]
1. «Спасибо, что всё это
рассказала», - глухим
голосом сказал Олег.
2. [« П? » - а.]
2. «Интересно, что будут
читать мои правнуки?»
- писал Лев Толстой.
3. [« П! » - а.]
3. «Ой, да тут глубоко!» со смехом сказала она.
Горбунова Ирна

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь ПОСЛЕ
словами автора:
ПРИМЕРЫ
1. А: « П ».
1. Тут Мишка говорит: «Не
надо спорить. Сейчас я
попробую».
2. А: « П? ».
2. Алёнка говорит:
«Спорим, не подойдёт?»
3. А: « П! ».
3. Мишка кричит: «Здорово
Горбунова Ирна
получается!»

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

ПРИМЕРЫ
Прямая речь
РАЗРЫВАЕТСЯ словами
1. «Послушайте, товарищ
автора:
Ложкин, - возмутился я, вы где-нибудь учились?»
1. «[ П, - а, - п? ]»
2. «[ П, - а. – П ]».
3. «[ П? – а. – П! ]»
4. «[ П! – а. – П
2.
3.
4.
«Гуси летят, - с
удовольствием говорит
Ростовцев. – Сейчас
целый косяк видел».
«Что вы говорите? –
воскликнула Марья. –
Как это странно!»
«Здравствуйте,
]».
товарищи! – крикнул он
Горбунова Ирна
им. – Здорово».

Диалог

Диалог – это разговор двух, реже нескольких лиц
(диалог – от греч. «диалогос» - разговор, беседа).
Диалог состоит из реплик.
Реплика – это слова, обращённые к собеседнику.
На письме реплики разных лиц обычно даются с
новой строки. Перед каждой репликой ставится
тире.
Горбунова Ирна

Пример диалога

У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
Горбунова Ирна

Цитаты и способы цитирования

Цитата – дословная выдержка из какого – либо
текста или в точности приводимые чьи – либо
слова.
В письменной речи цитаты, как правило,
заключаются в кавычки или выделяются
шрифтом. Если цитаты приводятся не
полностью, место пропуска обозначается
многоточием.
Цитаты из стихотворений в кавычки не
заключаются, если соблюдена стихотворная
строка.
Горбунова Ирна

Оформление цитат

Предложение с прямой речью.
Пушкин писал своему другу Чаадаеву: «Мой друг,
отчизне посвятим души прекрасные порывы!»
Предложение с косвенной речью.
А. П. Чехов подчёркивал, что «…праздная жизнь
не может быть чистою».
Предложение с вводными словами.
По словам А. М. Горького, «искусство должно
облагораживать людей».
Горбунова Ирна

Косвенная речь

Косвенная речь – это чужая речь, переданная в
форме придаточного предложения.
Представляет собой разновидность
сложноподчинённых предложений с
придаточными дополнительными.
Косвенная речь передаёт содержание чужой
речи без сохранения всех особенностей речи
говорящего.
Горбунова Ирна

Замена прямой речи косвенной

Союз ЧТО употребляется, если прямая речь
представляет собой повествовательное
предложение:
«Я буду ждать тебя», - сказала Валя. – Валя
сказала, ЧТО будет ждать меня.
Горбунова Ирна

Замена прямой речи косвенной

Союз ЧТОБЫ употребляется, если прямая речь
представляет собой побудительное предложение:
Иван Фёдорович попросил: «Назови, Люба, всех
членов штаба и охарактеризуй их». – Иван
Фёдорович попросил, ЧТОБЫ Люба назвала всех
членов штаба и охарактеризовала их.
Горбунова Ирна

Замена прямой речи косвенной

Союз-частица ЛИ употребляется, если прямая речь
представляет собой вопросительное предложение и
имеет частицу ЛИ или вообще не имеет
вопросительных слов:
«Уж не думаешь ЛИ ты со мной в прятки
играть?» - сказал Ваня с досадой. – Ваня сказал с
досадой, не думаю ЛИ я с ним в прятки играть.
Горбунова Ирна

Практика

Упражнение №1.
Вставьте пропущенные
знаки препинания в ниже
приведённые предложения.
Составьте схемы 2 и 5
предложений.
Горбунова Ирна

Упражнение №1. Вставьте пропущенные знаки препинания в предложения. Составьте схемы 2 и 5 предложений.

1. « А где мой товарищ?- промолвил Олег. Скажите, где конь мой ретивый? »
2. « Да… - сказал он и резко повернулся ко мне,да… ну что, посмотрим » .
3. И говорю ей:« Как вы милы! - но мыслю: Как тебя люблю!»
4. « Что же, ты рад?- спрашивала Наташа. - Я так
теперь спокойна, счастлива».« Очень рад, отвечал Николай. - Он отличный человек ».
5. Ромашов насторожился и, глядя не на
Петерсона, а на председателя, ответил
грубовато: « Да, бывал, но я не понимаю,
какое это отношение имеет к делу ».
2. [«П… - а, - п»].
5. [А: «П»].
Горбунова Ирна

Практика

Упражнение №2.
Прочитайте. Составьте с этими
высказываниями предложения,
оформив их как цитаты.
Горбунова Ирна

Упражнение №2. Составьте с этими высказываниями предложения, оформив их как цитаты.

1. Кто про дела свои трещит всем без умолку, в
том, верно, мало толку. (И. А. Крылов)
2. Все талантливые пишут разно, все бездарные–
одинаково. (Илья Ильф)
3. Правильный путь таков: усвой то, что сделали
твои предшественники, и иди дальше.
(Л. Н. Толстой)
4. Наука борется с суевериями, как свет с
потёмками. (Д. И. Менделеев)
5. Смех – великое дело… (Н. В. Гоголь)
6. Лженаука – непризнание ошибок.
(П. Л. Капица)
Горбунова Ирна

Вариант ответа к упражнению № 2

1.
2.
3.
4.
5.
6.
Безусловно, прав Крылов: «Кто про дела
свои трещит всем без умолку, в том, верно,
мало толку».
Илья Ильф говорил мудрые вещи: «Все
талантливые пишут разно, все бездарные –
одинаково».
Толстой считал: «Правильный путь таков:
усвой то, что сделали твои предшественники,
и иди дальше».
Менделеев утверждал: «Наука борется с
суевериями, как свет с потёмками».
По словам Гоголя, «смех – великое дело…»
Капица считал, что «лженаука
– непризнание
Горбунова Ирна
ошибок».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
ДО СВИДАНИЯ.
Горбунова Ирна

В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог .

1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Условные обозначения:

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

УпражнениЕ

    И ему сказал отец_
    _ Ты, Гаврило, молодец!_
    (Ершов)

    Все будет решено_ _ умал он, подходя к гостиной_ объяснюсь с нею самою_ . (Пушкин).

    Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил_ _ что на дворе становится жарко_ (Лермонтов).

    Я не стал расспрашивать моего верного спутника_ _ зачем он не повез меня прямо в те места_ (Тургенев).

    Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал_ _ Барин, не прикажешь ли воротиться?_ (Пушкин)

    Нет, нет_ _ овторяла она в отчаянии_ лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского_ .

    О, судьба моя плачевна! _
    Говорит ему царевна_
    Если хочешь взять меня,
    То доставь ты мне в три дня
    Перстень мой из окияна_ .
    (Ершов)

    Я отвечал с негодованием_ _ что я, офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачеву вступать и никаких поручений от него принять не мог_ (по Пушкину).

    Иногда я говорю себе_ _ Нет, конечно, нет! Маленький принц на ночь всегда накрывает розу стеклянным колпаком, и он очень следит за барашком…_ (Антуан де Сент-Экзюпери)

    Говорит ему девица_
    _ Но взгляни-ка, ты ведь сед;
    Мне пятнадцать только лет:
    Как же можно нам венчаться?
    Все цари начнут смеяться,
    Дед-то, скажут, внучку взял!_
    (Ершов)

    Он сообщил_ _ что губернатор приказал своим чиновникам по особым поручениям носить шпоры_ (по Тургеневу).

    Он возле меня сел и начал сказывать_ _ какой он знаменитой фамилии и важного воспитания_ (по Лескову).

    Всё равно, Петруша_ _ твечала мне матушка_ это твой посажёный отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…_ (Пушкин)

    Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь_ _ Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать гидростатику, – а каково мне?_ _ и начнёшь, чтобы напомнить о себе, потихоньку отворять и затворять заслонку или ковырять штукатурку со стены (Толстой).

    Ты нам не государь_ _ твечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана._ Ты, дядюшка, вор и самозванец!_ (Пушкин)

    На другой день, за завтраком, Григорий Иванович спросил у дочки_ _ все ли намерена она спрятаться от Берестовых_ (Пушкин).

Тестирование

І вариант

І уровень (м. 3б.)

1. Предложение с косвенной речью представляют собой :

А) простое предложение;

Б) сложносочинённое предложение;

В) сложноподчинённое предложение.

2. В схеме А. «П- а,- П» недостаёт :

Б) запятой;

В) вопросительного знака.

3. .

По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.

А) Предложение с прямой речью;

4. .

А) «От любви любви не ищут»,- сказано не мной.

Б) «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - так поют в России, так поют.

В) «Дождь пойдёт,- возразил Калиныч,- утки вон плещутся.

5. «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,- сказала Валя. Необходимо употребить :

А) союз что;

Б) союз-частицу ли;

В) союз чтобы.

6. .

А) Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сам читатель.

Б) Никита попросил, или не помогу я ему решить задачу.

В) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл.

ІІ уровень (м. 3б.)

1. Закончите высказывание .

Вопрос, переданный в косвенной речи, называется…

2. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой

речью :

Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды.

А) «П»,- а.

Б) «П,- а.- П».

В) «П,- а,- п». (7 балл)

3 . Укажите вариант правильной расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью :

А) И крикнул Сокол с тоской и болью: «О, если б в небо хоть раз подняться!» (М. Горький)

Б) «Максимов не умрёт, он не смеет умирать - жизнь только начинается» - подумала она и повернула к вокзалу (К. Паустовский).

В) «Больше всего я люблю в Журавлихе запахи»,- зажмуриваясь от

блаженства, вспоминает Саша Косицын.- «Нигде, ни на одной реке, ни в одном лесу я не встречал таких запахов» (В. Солоухин).

ІІІ уровень (м. 3б.)

1. Вставьте в данные предложения слова автора, употребляя разные способы их ввода и изменяя их место в предложении, расставьте знаки предложения.

Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до ее истоков.

2.

1) Мы решили остаться здесь ночевать сообщила мама хозяину сторожки. 2) Дубровский промолвил Делайте, что хотите, я здесь не хозяин.

3.

Оценивая поэму «Мцыри» В.Г.Белинский писал что это любимый идеал нашего поэта это отражение в поэзии тени его собственной личности .

IV уровень (м. 3б.)

1. Составьте предложения по схемам и расставьте знаки препинания.

А: «П».

2) Не обижайся, Лена.

3) Теперь я не пропаду.

Контрольная работа № 1 по теме: «Простое предложение. Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитата»

Тестирование

ІІ вариант

І уровень (м. 3б.)

1. Закончите высказывание .

При цитировании стихотворного текста с соблюдением стихотворных строк кавычки…

2. В схеме «77? - а - Л» недостаёт :

Б) запятой;

В) вопросительного знака.

3. Укажите способ передачи чужой речи .

По радио сообщили о возможных осадках.

А) предложение с прямой речью;

Б) предложение с косвенной речью;

В) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;

Г) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи.

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой .

Б) «Ой, да тут глубоко!» - со смехом сказала она.

В) «Гуси летят- С удовольствием говорит Ростовцев.- Сейчас целый косяк видел».

5. При замене прямой речи косвенной в предложении Иван Фёдорович попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба». Необходимо употребить :

А) союз что;

Б) союз-частицу ли;

В) союз чтобы.

6. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью .

А) Белинский утверждал, что всякая благодарная личность глубоко осознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством.

Б) Мария сказала, что летом она, возможно, выедет в деревню.

В) Учительница спросила ребят, что не забыли ли они на выставке.

ІІ уровень (м. 3б.)

1. Укажите способ цитирования .

«Мудрость есть дочь опыта»,- любил говорить великий итальянский художник, учёный, инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

А) Прямая речь;

Б) косвенная речь;

В) предложение с вводными словами;

Г) отдельные слова или словосочетание.

2. Укажите неправильный вариант оформления цитаты .

А) Ф. Искандер говорил, что «мудрость - это ум, настоянный на совести».

Б) М. Пришвин, анализируя творчество Л. Толстого, говорил: «Каждая строчка Толстого выражает уверенность, что правда живёт среди нас».

В) Анализируя поэзию Лермонтова, А. Герцен говорил, что: «мужественная, печальная мысль... сквозит во всех его стихах».

3. Укажите предложение, в котором неправильно расставлены знаки препинания при прямой речи :

А) «Чего же ты хмуришься, брат? - спросил его Кирилла Петрович,- Или псарня моя тебе не нравится?» (А. Пушкин)

Б) «Нам придётся здесь ночевать,- сказал Максим Максимыч,- В такую метель через горы не переедешь» (М. Лермонтов).

В) «Что ж, милости просим»,- ласково сказала старуха, отворачивая засученные рукава (Л. Толстой).

ІІІ уровень (м. 3б.)

1. Вставьте в данные предложения слова автора, употребляя разные способы их ввода и изменяя их место в предложении, расставьте знаки предложения.

2. Спишите. Замените, где это возможно, прямую речь косвенной, расставьте знаки препинания.

1) А вы девочки зачем пришли строго спросил он. 2) Все это пустяки Иван Гаврилович сказала Юлия не в этом счастье.

3. Какие знаки препинания ставятся при цитате, если она вводится в предложение не полностью? Расставьте знаки препинания (цитаты подчеркнуты).

Великого критика поражало разнообразие картин образов и чувств .

IV уровень (м. 3б.)

1. Составьте предложения по схемам и расставьте знаки препинания.

2. Вставьте в данные предложения слова автора в соответствии со схемой:

«П», - а.

1) Как здорово гулять золотой осенью в лесу.

2) Не обижайся, Лена.

3) Теперь я не пропаду.

Прямая речь - это дословное воспроизведение чужой речи. Она может передавать:

  • чье-то высказывание («Что вы об этом думаете?» - спросил сосед.);
  • невысказанную мысль (Я подумала: «Значит, мои усилия не были напрасными».).

Знаки препинания при прямой речи

А: «П». А: «П!» А: «П?» (Полковой командир закричал: «Остановитесь!» (Л.Н. Толстой))

«П», - а. «П!» - а. «П?» - а. («Увидеть барский дом нельзя ли?» - спросила Таня. (А.С. Пушкин))

«П, - а, - п». «П, - а. - П». «П! - а. - П». «П? - а. - П». («Василиса Егоровна - прехрабрая дама, - заметил важно Швабрин. - Иван Кузмич может это засвидетельствовать». (А.С. Пушкин))

А: «П», - а. А: «П!» - а. А: «П?» - а. (На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» - никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. (М.Е. Салтыков-Щедрин))

Прямая речь может быть использована и при цитировании.

Цитаты - дословные выдержки из сочинений кого-либо, которые могут приводиться для доказательства своих мыслей.

Знаки препинания при цитировании:

  • такие же, как при прямой речи, если цитата сопровождается словами автора (Поэт А. Кушнер считает: «Времена не выбирают, в них живут и умирают».);
  • цитата заключается в кавычки, но пишется с маленькой буквы, если включается в авторский текст как часть предложения (Пушкин своими стихами пробуждал «чувства добрые».);
  • когда в цитате делается пропуск, это отмечается многоточием (Пушкин писал: «...взойдет она, звезда пленительного счастья...»)

Запомните:

  • при цитировании стихотворного текста с точным соблюдением строк и строф кавычки не ставятся;
  • эпиграф кавычками не выделяется, а имя автора не берется в скобки.

Диалог - это разговор двух или нескольких лиц.

При диалоге сохраняются те же знаки препинания, что и при прямой речи, кроме кавычек. Каждая реплика диалога пишется с новой строчки и перед ней ставится тире.

Различайте: предложения с прямой речью и косвенной речью.

Косвенная речь - это чужая речь, переданная не дословно, а лишь с сохранением ее содержания: Мама попросила, чтобы я не опаздывала.

Предложения с косвенной речью являются сложноподчиненными.

Тест

1. Укажите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки при прямой речи.

  • а) «Чтобы это было в последний раз». - грозно проговорила мама.
  • б) «Во сколько нам нужно встать, - размышляла сестра, - чтобы успеть на поезд?»
  • в) Высунулся я в окошко, кричу ему: «Остановись! »
  • г) «Как давно мы не виделись», - обрадованно воскликнула подруга.

2. Укажите предложения, в которых допущены ошибки при цитировании.

  • а) А.С. Пушкин мудро заметил, что: «На свете счастья нет, а есть покой и воля».
  • б) Нельзя не согласиться с А.А. Ахматовой: «Один идет прямым путем, другой идет по кругу...»
  • в) А.Н. Толстой считал, что: «Русский язык должен стать мировым языком».
  • г) М. Горький утверждал, что «в жизни... всегда есть место подвигам».

Ключи к тестам



Похожие публикации