Словообразовательные частицы в русском языке. Частицы в русском языке – что это? Какие есть частицы в русском языке? Дефисное написание частиц

Служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слова. Частицы не изменяются и не являются членами предложения. По значению и роли в предложении частицы делятся на формообразующие, модальные (также называются смысловыми) и отрицательные частицы (к ним относятся НЕ и НИ). Иногда отрицательные частицы не выделяются как особый разряд и рассматриваются как модальные.

Формообразующие частицы

Формообразующие частицы служат для образования условного и повелительного наклонения глагола.

Условное наклонение глагола образуется при помощи частицы бы (б), которая в предложении может стоять после глагола, к которому относится, перед ним или может отделяться от глагола другими словами: Я сделал бы лучше; Я бы сделал лучше; Я бы лучше сделал.

Повелительное наклонение глагола образуется при помощи частиц да, давай (давайте), пусть (пускай) и форм изъявительного наклонения: да здравствует; давай мы сходам; пусть он прочитает.

Модальные частицы (смысловые)

Модальные частицы вносят в предложение различные смысловые оттенки (вопрос, указание, уточнение, выделение, ограничение), а также выражают чувства и отношение говорящего (восклицание, сомнение, усиление, смягчение требования).

Значение Частицы Пример
Вопрос (+ сомнение, кроме ли) ли, разве, неужели Понравился ли тебе праздник?
Указание вот, вон, а вот, а вон Вот дом, а вон там - дорога.
Уточнение как раз (чаще в разговорной речи), именно Именно это нам нужно.
Выделение и ограничение только, почти (чаще в разговорной речи), лишь, исключительно Только я ничего не знал. Наша группа состоит исключительно из опытных альпинистов.
Восклицание что за, как Как здорово! Что за чудо!
Сомнение вряд ли, едва ли Вряд ли он придёт сегодня.
Усиление даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё- таки, -то Я всё-таки помогу тебе. Мы ведь друзья. Ты-то сам должен попытаться.
Смягчение -ка Принеси-ка мне ручку.

Нужно запомнить!

Нужно различать формообразующие частицы и омонимичные им части речи .

  • В отличие от частиц глаголы давай (давайте) и пускай имеют собственное лексическое значение (сравним: давай книгу; пускай змея - глаголы; давай пройдёмся, пускай расскажет - частицы).
  • Восклицательную частицу как (Как хорошо!), сравнительный союз как (Голос звенел, как ручей) и наречие как (Как ты себя чувствуешь?).
  • Восклицательную частицу что за (Что за секреты между нами!) и местоимение что с предлогом за (Что за этим скрывается?).
  • Усилительную частицу всё (Он всё бежал) и местоимение всё (Он уже всё решил).
  • Усилительную частицу уж (Уж я-то знаю) и наречие уж (уже) (Уж вечерело).
  • Усилительную частицу -то , которая пишется через дефис (Он-то справится), местоимение то (Увидел то, что другие не заметили) и суффикс неопределённых местоимений и наречий -то , который тоже пишется через дефис (кто- то, какой-то, где-то).
  • Формообразующую частицу бы после местоимения что (Что бы ты хотел получить в подарок?) и союз чтобы (Он поехал за город, чтобы отдохнуть); частицу же после местоимения то и наречия так (Я видел то же самое) и союзы тоже, также (Я тоже взволнован).

Частица – это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов. Частицы не изменяются, не являются членами предложения. (В школьной грамматике, однако, принято подчёркивать отрицательную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.). В зависимости от передаваемых дополнительных значений выделяют: смысловые частицы (вот он, приблизительно два), модальные частицы (да , мы встречались, ну , иди), и формообразующие частицы, которые передают различные грамматические значения: Пусть идет. Да здравствуют участники слета!

Основные смысловые частицы

Название

Частицы

Значение

Примеры

Указательные

вон, вот, это и др.

указывают на предметы, явления

1. Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек (И. Крылов). 2. Профессия врача – это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов (А. Чехов).

Уточняющие

именно, почти, точно, как раз и др.

уточняют какое-либо слово или выражение

Матушка почти не обращала на меня внимания (И. Тургенев).

Выделительно-ограничительные

только, всего, лишь, всего-навсего и др.

придают слову или группе слов ограничительный оттенок

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель, синь очей утративший во мгле… (С. Есенин)

Усилительные

даже, ведь, же, и, ни и др.

подчёркивают определённые слова

Даже приказчик издал какой-то неодобрительный звук (Л. Толстой).

Вопросительные

разве, ли, неужели, ужель и др.

выражают вопрос в вопроситель-ных предложениях

Разве я могу сомневаться в этом? (Л. Толстой)

Отрицательные

не, ни, нет, отнюдь не, вовсе не, далеко не и др.

выражают отрицание.

Частица нет употребляется при отрицательном ответе на вопрос и отделяется запятой

Самостоятельность, чувство свободы и личная инициатива в науке не меньше нужны, чем, например, в искусстве или торговле (В. Чехов).

«Так вы приедете к нам?» – «Нет , не приеду» (Л. Толстой).

Утвердительные

да, точно, так и др.

выражают утверждение

«Уж женат?» – «Да, третий год пошёл с Филипповок» (Л. Толстой).

Отделяются запятой.

Сравнительные

как, словно, будто, как будто, точно и др.

выражают сравнение.

Употребляют-ся при сказуемом

1. Дубровский как будто очнулся от усыпления (А. Пушкин). 2. Спелая рожь как золотистое море .

Восклицательные

что за, как, о и др.

выражают эмоции

1. Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! (И. Крылов). 2. Тебе, Казбек, о страж востока, принёс я, странник, свой поклон (М. Лермонтов).

Формообразующие частицы

Грамматическая форма

Частицы

Примеры

Повелительное наклонение глагола

пусть, пускай, да, давай

Пускай толпа растопчет мой венец: венец певца, венец терновый! (М. Лермонтов)

Условное наклонение глагола

бы, б

Я б навеки забыл кабаки и стихи бы писать забросил (С. Есенин)

Устаревшая форма прошедшего времени глагола

было

Мы начали было толковать о новом уездном предводителе, как вдруг у двери раздался голос Ольги: «Чай готов» (И. Тургенев).

Модальные частицы

Значения

Частицы

Примеры

Волеизъявление (такое же значение у формо-образующих частиц)

Дай-(ка), ну, а ну, ну-ка, пускай, пусть, давай

Нет, не тебя так пылко я люблю (П.)

Отношение к действию: вопрос, утверждение, отрицание, сравнение

Да, нет, ли, как бы

Знаете ли вы украинскую ночь? (Г.) Поступай как знаешь .

Восклицательно-экспрессивные

Что за, -с

Ну что за шейка, что за глазки! (Кр.)

К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчёркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал, если бы не пошёл дождь .

Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего.

В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол ).

Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука ) и как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука ). При повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков ).

Не являются частицами постфиксы -ся (-сь ), -то, -либо, -нибудь и приставки не и ни в составе отрицательных и неопределённых местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания.

Смысловую частицу -то надо отличать от словообразующего постфикса -то , выступающего как средство образования неопределённых местоимений и наречий. Сравним: какой-то , куда-то (постфикс) – Я-то знаю, куда надо идти (частица).

Среди следует выделять частицы. Примеры их в русском языке достаточно многочисленны. Трудность состоит в том, что они могут выполнять несколько функций, также частицы нередко переходят в Разберем, каким образом представлены эти частицы в русском языке, примеры помогут в этом.

Понятие

Что же такое частица? Это особая служебная часть речи, которая призвана передавать дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки как всему предложению в целом, так и конкретному слову. Также они обладают еще одной важной функцией: участвуют в образовании форм слов.

Разберем два предложения, в которых употреблены частицы. Примеры следующие:

  • Только она может мне помочь выполнить эту тяжелую работу.
  • Пусть поскорее заканчивают с этим заданием и переходят к следующему.

Если в первом предложении частица только усиливает местоимение она , придает слову значение выделения, исключительности, то во втором частица пусть выполняет совсем другую функцию - участвует в образовании повелительного наклонения: пусть заканчивают, пусть переходят.

Синтаксическая роль

Так же как и другие служебные слова (предлоги и союзы), частицы не несут синтаксической нагрузки, выделять их как член предложения ошибочно. Единственное исключение - их формообразующая роль. В таком случае частица указывается с тем членом предложения, к которому примыкает.

  • Не с тобой ли мы вчера встретились в автобусе? (Дополнение не с тобой включает в себя частицу не. )
  • Пускай ярче сверкают огни. (Сказуемое в повелительном наклонении пускай сверкают включает частицу пускай .)

Сравним с предложениями, где есть не Примеры:

  • Разве ты сегодня должен дежурить по классу? (Вопросительная частица разве не несет синтаксической нагрузки.)
  • Как же красиво море на рассвете! (Восклицательная частица как же не является членом предложения.)

Основные функции

Разберемся, в образовании каких форм используется эта часть речи (частица). Примеры помогут в этом.

  1. Повелительное наклонение глагола. Это частицы: пусть (пускай), давай, да . (Давай поскорее приступай к своим обязанностям. Да начнется торжество!)
  2. Условное наклонение глагола. Здесь используется частица бы (б) . (Если бы только вернуть все назад. Пришла б ты ко мне, управились бы намного быстрее.)
  3. Для того чтобы образовать степень сравнения имени прилагательного или наречия, также используются частицы. Примеры: более высокий, менее глубокий, самый красивый; более интересно, менее широко.
  4. Ряд лингвистов выделяет некоторые (примеры их приведем в этом пункте) как участвующие в образовании неопределенных местоимений: то, либо, нибудь, кое (кое-кто, где-нибудь, кто-либо, какой-то). Однако классическая наука все же выделяет их в качестве суффиксов и приставки (кое-).

Передаваемые значения

Гораздо более разнообразны Примеры помогут доказать, что с помощью этих служебных слов можно передать различные эмоциональные и смысловые оттенки.

Выделяют несколько групп таких частиц:

  1. Вопросительные. Неужели, разве, ли (ль ) указывают на вопрос. (Неужели так сложно выполнить простое поручение? Разве я говорила, что приеду после обеда? Ты ли стоял за тем деревом?)
  2. Восклицательные. Как, что за говорят о восхищении или негодовании. (Как замечательно прийти домой после рабочего дня! Что за прекрасное утро! Что за непослушный ребенок! Как можно так ужасно приготовить суп!)
  3. Указательные. Вот, вон используются, когда необходимо привлечь внимание слушающего к какому-либо конкретному предмету. (Вот этот дом. Ему более тысячи лет. Вон, посмотрите, клин журавлей.)
  4. Усилительные: даже, ведь, все-таки, же, то . Их используют для того, чтобы эмоционально усилить конкретное слово. (Даже маленький ребенок знает, что нужно мыть руки после улицы. Ведь я предупреждал, что здесь можно ошибиться. Все-таки ты непоправимый романтик. Аня же пошла в лес через чащобу. Мне-то ли не знать, как тяжело учиться и работать!)
  5. Уточняющие: точно, именно, как раз - используются для обозначения конкретных предметов и явлений. (Это было точно то платье, которое еще вчера висело на витрине. Именно это я и пытаюсь до вас донести. Как раз Павел и должен это знать.)
  6. Передающие сомнение: вряд ли, едва ли . (Вряд ли найдется человек, способный нам помочь. Едва ли он справится с таким сложным тестом.)
  7. Отрицательные частицы: не, ни . Примеры их использования более подробно разберем ниже. Здесь только скажем, что отрицание они передают по-разному.

Отрицание с помощью не и ни

Больше всего трудностей вызывают именно отрицательные частицы. Сложность заключается в том, что они употребляются в различных речевых ситуациях. Так, частица не используется, когда необходимо передать отрицания предложения в целом. (Не говори со мной в таком тоне! Я не могу не пойти на эту встречу. )

Другое дело - частица ни . Она призвана усилить уже существующее отрицание. Другими словами, она всегда употребляется совместно с не , придавая ей дополнительное значение. Кстати, вместо частицы не может быть равноправное слово нет. (На небе нет ни облачка, ни тучки. Я не пойду ни в магазин, ни в гости - хочу остаться дома.) Слово нет , которое является сказуемым, может опускаться, его легко можно восстановить из контекста. (В доме ни души. Ср.: В доме нет ни души.)

Частица ни может принимать и усилительное значение. (Куда ни гляну - везде радуются первому солнцу.) В таких случаях служебное слово используется в придаточных предложениях вместе с например, кто, что, откуда, где.

Правописание не и ни

Когда же писать не , а когда ни ? Ответ прост: попробуйте «выкинуть» спорную частицу из предложения. Если смысл не изменится - нужно употребить ни , в противном случае - не. (Какую бы книгу я ни читала, везде встречаю героев, похожих на своих близких.) Если убрать предложения останется тем же, грамматически оно не пострадает.

(Кто не готовился к экзаменам, сдал их очень плохо.) Если убрать частицу, смысл предложения изменится на противоположный. Необходимо употребить не .

Также следует помнить, что в восклицательных предложениях вместе с частицей только всегда пишется не. (Где он только не искал пропажу - все бесполезно!)

Инструкция

Если вам нужно научиться находить частицы в тексте, то прежде всего запомните, что - это служебная часть речи. Поэтому вы не сможете к этому слову поставить вопрос, как, например, к самостоятельным частям речи (имени существительному, глаголу, наречию и т.д.).

Научитесь отличать частицу от других служебных частей речи (предлогов, союзов). К ним также нельзя поставить вопрос, как и к частицам. Но и союзы выполняют иную работу в предложении. Если предлоги связывают слова в синтаксических конструкциях, а союзы - либо простые предложения в составе сложного, то частицы необходимы нам, например, для того, чтобы образовать наклонение у глагола.

Употребите глагол "дружить" в повелительном и в условном . Вам нужно использовать для этого формообразующие частицы. Так, частицы "бы", "б" образуют условное наклонение "дружил бы". А вот такие частицы, как "пусть", "пускай", "да", "давай", "давайте", помогут вам выразить какую-то просьбу или приказ, т.е. употребить глагол в форме : "пусть дружат".

Имейте в виду, что частицы необходимы и для того, чтобы выразить свои мысли: что-то уточнить, высказать утверждение или отрицание, указать на какую-то деталь, смягчить требование и т.д. Например, частицы "не" и "ни" помогут вам сообщить об отсутствии чего-либо, частицы "лишь", "только" - уточнить что-то и т.д. А в предложении "Вон там, за горами, показалось солнце" частица "вон" указывает на действие.

Научитесь отличать частицу "ни" от повторяющегося союза "ни-ни". Например, в предложении "Я не могу ни плакать, ни смеяться" слова "ни-ни" являются повторяющимся союзом, т.к. они связывают однородные сказуемые. А вот в предложении "Где бы он ни был, всюду находил друзей" слово "ни" является частицей, т.к. вносит дополнительный смысл (утверждение) в данную синтаксическую конструкцию.

Научитесь отличать частицу "то", которая необходима для смягчения требования, от суффиксов в неопределенных местоимениях или наречиях. Так, в предложении "Упражнение-то успел ?" частица "то" помогает внести дополнительный оттенок. А вот в наречии "где-то" или в местоимении "кто-то" "то" является суффиксом, при помощи которого от вопросительных местоимений и наречий образуются новые слова. Запомните, что частица "то" пишется через дефис с именами существительными.

Знайте, что частицы не являются членами предложения, как и все остальные служебные части речи. Но в некоторых случаях, например, при употреблении глагола с частицами "не", "бы", "б", они будут играть синтаксическую роль одновременно со сказуемым.

Трудно бы нам пришлось отвечать на что-либо отказом, если бы не отрицательная частица. Как одна из самых употребляемых служебных частей речи, она помогает нам выражать свое отношение к той или иной ситуации. О ее роли в русском языке, а также о разновидностях поговорим в нашей статье.

Частицы

Все части речи принято делить на две большие группы. К первой относят самостоятельные слова. Они обладают собственным значением и являются основой нашей речи. Однако нам трудно было бы составлять текст, используя только эту группу. Поэтому им на помощь приходят так называемые служебные К ним относится и отрицательная частица. Однако это не единственная разновидность данной группы.

Существуют и следующие:

  • Образующие форму: пускай, бы, давай.
  • Вопросительные: ужель, разве, ли.
  • Восклицательные: как, что за.
  • Требование: то, ка, с.
  • Сомнение: ли.

Каждая из них имеет свою определенную цель и особую роль в русском языке. Трудно было бы выражать эмоции, не используя частиц.

"Ни"

В написании отрицательных частиц очень часто возникают трудности. Оказывается, «не» и «ни» имеют абсолютно разное значение. Каждое из правил имеет историческую основу.

Мы будем писать «ни»:

  • Когда хотим усилить существующее отрицание. Сравним два предложения:
  1. В озере не было рыбы. 2. Мы не увидели ни одной рыбы в озере.

Во втором предложении отрицание сильнее, чем в первом. Делается акцент на то, что в водоеме рыбаки вообще не наблюдали рыбы, абсолютно никакой.

  • В сложноподчиненных предложениях. Эта частица очень часто используется в зависимой части.

Например: Куда бы я ни пошел, везде думал о море.

Не получается у меня учить правила, как ни старайся.

  • При использовании однородных и перечисляющихся членов.

Ни математика, ни биология, ни физика не были сделаны Петей вовремя.

  • Отсутствует сказуемое. Очень часто к ним можно подставить слова «нельзя» или «нет».

Например: Ни огня, ни дыма (нет).

Ни прилечь, ни отдохнуть (нельзя).

Основной функцией, которая передает эта отрицательная частица, является усиление.

"Не"

Немного иное значение несет данная служебная часть речи. Обычно мы употребляем «не», когда хотим отказать в чем-то либо придать слову антонимичное значение. Рассмотрим и другие случаи, когда «не» является отрицательной частицей:

  • Двойное «не» произносится при утверждении.

Например: Не мог не сказать об этом. Я понимал, что нельзя не сознаться.

  • В некоторых восклицательных предложениях, обозначающих удивление тоже пишем «не»:

Как же не любоваться этим городом! Каким только цветом не мерцало небо во время грозы!

Стоит отличать правописание «не» и «ни» в местоимениях. В данной ситуации все зависит от ударения. В сильной позиции пишем «Е»: нЕкого, НЕ с кем, НЕ у кого. Без ударения употребляем «И»: Никак, НИ у какого, НИ про кого.

и деепричастиями

Непросто приходится школьникам запоминать правила правописания данной частицы с различными группами речи. Каждая из них имеет свои орфографические особенности. Как же пишется частица «Не» с деепричастиями? Ответ на этот вопрос прост: всегда раздельно. Сразу же вспоминаем ее аналогичное правописание с глаголом. Деепричастие образуется как раз от него. Отсюда и одинаковый принцип их написания. Например: не делать - не делая, не загорать - не загорая.

Однако бывают случаи, когда слово без этой важной частицы попросту не употребляется. В таком случае мы будем ее писать слитно. Рассмотрим пример: Негодовать по поводу дождя - кричать, негодуя по поводу дождя. Как с глаголом, так и с аналогичным деепричастием отрицательная частица пишется вместе.

Данное правило легче всего запоминается обучающимися, поскольку исключений у него совсем немного.

Частица «не» с существительными

Далеко не всегда правила правописания слов просты. К примеру, им.сущ, а также им.прил. и наречия имеют свою схему употребления их с частицей «не».

Слитно будем писать ее в случаях:

  • Образования антонима с «не». Например: друг - недруг, погода - непогода, красивый - некрасивый, мало - немало.
  • Невозможности употребления слов без «не»: Неуклюжий, негодяй, неряха, неистово.

Раздельно «не» пишется, если:

  • Есть явное противопоставление. Обычно оно выражается союзом «а». Например: Мужчина оказался ему не другом, а врагом. Не удача, а полный крах и разочарование ожидали нас.
  • Подчеркивается отрицание: По телефону звонила не мама (а кто-то другой). Мы пришли не вечером, а ночью.
  • Есть усиление. Например: Наш сосед вовсе не высокого роста. Моя сестра отнюдь не ябеда.

Нами представлены основные случаи, когда частица «не» с существительными пишется как слитно, так и раздельно. Не стоит забывать, что под это правило попадают также и наречия с прилагательными. Если помнить об этой важной особенности, тогда не придется запоминать правописание «не» для каждой части речи в отдельности.

«Не» с причастиями

Еще один случай, когда пишется отрицательная частица «не», а не «ни» - это употребление ее с причастиями. Многие путают его правописание с деепричастиями. Эти части речи образовались от глаголов, но с «не» пишутся совершенно по-разному.

Всем известно, что причастия имеют способность образовывать обороты с помощью зависимых слов. В случае, когда оно употребляется именно в составе оборота, мы будем писать его раздельно с «не». Пример: Ученик, не выполнивший упражнение, получил двойку. Как видим, причастие «не выполнивший» пишется отдельно от «не», поскольку имеет при себе зависимое слово «упражнение». В данном случае оно входит в что объясняет его правописание с отрицательной частицей.

Однако есть и другая сторона этого правила. В случае, когда оборота нет, причастие меняет свое написание. Рассмотрим пример: Упражнение так и осталось невыполненным.

Казалось бы, смысл предложения не поменялся. Однако синтаксис в нем совершенно иной. Теперь причастие не имеет при себе никаких зависимых слов. Это означает, что нет оснований писать его с частицей раздельно.

Изменим данный пример лишь одним словом: Упражнение так и осталось не выполненным учениками. Отмечаем разницу: теперь появилось слово, которое образует причастный оборот (учениками). В такой ситуации мы уже напишем его отдельно от «не».

Ну, и, конечно, как в каждом правиле, здесь есть исключения. Если причастие без этой частицы не употребляется, то напишем его слитно, независимо от того, есть оборот или отсутствует. Например: Неистовствующий ветер не утихал до рассвета.

Вывод

В данной статье мы рассмотрели основные случаи, когда «не» является отрицательной частицей, а когда выполняет другие роли. Не стоит путать ее с «ни»: они имеют различные особенности правописания. Однако основной функцией «не» все же является отрицание. В некоторых вопросительно-восклицательных предложениях мы можем ее употребить как утвердительную. Также не стоит забывать, что с каждой частью речи она пишется по-разному.



Похожие публикации