Конспект урока "Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний". Вынужденные электромагнитные колебания. Электромагнитные колебания в контуре - источник радиоволн II. Проверка домашнего задания

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Принцип радиосвязи и телевидения Урок №51

Э лектромагнитные колебания - это периодические изменения со временем электрических и магнитных величин (заряда, силы тока, напряжения, напряженности, магнитной индукции и др.) в электрической цепи. Как известно, для создания мощной электромагнитной волны, которую можно было бы зарегистрировать приборами на больших расстояниях от излучающей антенны, необходимо, чтобы частота волны не меньше 0,1 МГц.

Одной из основных частей генератора является колебательный контур - это колебательная система, состоящая из включенных последовательно катушки индуктивностью L , конденсатора емкостью C и резистора сопротивлением R .

После того как изобрели лейденскую банку (первый конденсатор) и научились сообщать ей большой заряд с помощью электростатической машины, начали изучать электрический разряд банки. Замыкая обкладки лейденской банки с помощью катушки, обнаружили, что стальные спицы внутри катушки намагничиваются. Странным же было то, что нельзя было предсказать, какой конец сердечника катушки окажется северным полюсом, а какой южным. Далеко не сразу поняли, что при разрядке конденсатора через катушку в электрической цепи возникают колебания.

Период свободных колебаний равен собственному периоду колебательной системы, в данном случае периоду контура. Формула для определения периода свободных электромагнитных колебаний была получена английским физиком Уильямом Томсоном в 1853 г.

Схема передатчика Попова довольно проста - это колебательный контур, который состоит из индуктивности (вторичной обмотки катушки), питаемой батареи и емкости (искрового промежутка). Если нажать на ключ, то в искровом промежутке катушки проскакивает искра, вызывающая электромагнитные колебания в антенне. Антенна является открытым вибратором и излучает электромагнитные волны, которые, достигнув антенны приемной станции, возбуждают в ней электрические колебания.

Для регистрации принятых волн, Александр Степанович Попов применил специальный прибор - когерер (от латинского слова « когеренцио » - сцепление), состоящий из стеклянной трубки, в которой находятся металлические опилки. 24 марта 1896 года были переданы первые слова с помощью азбуки Морзе - «Генрих Герц» .

Хотя современные радиоприемники очень мало напоминают приемник Попова, основные принципы их действия те же.

Основные выводы: – Колебательный контур - это колебательная система, состоящая из включенных последовательно катушки, конденсатора и активного сопротивления. – Свободные электромагнитные колебания - это колебания, происходящие в идеальном колебательном контуре за счет расходования сообщенной этому контуру энергии, которая в дальнейшем не пополняется. – Период свободных электромагнитных колебаний можно рассчитать с помощью формулы Томсона. – Из этой формулы следует, что период колебательного контура определяется параметрами составляющих его элементов: индуктивности катушки и емкости конденсатора. – Радиосвязь - это процесс передачи и приема информации с помощью электромагнитных волн. – Амплитудная модуляция - это процесс изменения амплитуды высокочастотных колебаний с частотой, равной частоте звукового сигнала. – Процесс, обратный модуляции называется детектированием.

Тест по физике Колебательный контур, Получение электромагнитных колебаний для учащихся 9 класса с ответами. Тест включает в себя 10 заданий с выбором ответа.

1. В колебательном контуре после разрядки конденсатора ток исчезает не сразу, а постепенно уменьшается, перезаряжая конденсатор. Это связано с явлением

1) инерции
2) электростатической индукции
3) самоиндукции
4) термоэлектронной эмиссии

2. Как изменится период собственных колебаний конту­ра, если его индуктивность увеличить в 10 раз, а емкость уменьшить в 2,5 раза?

1) Увеличится в 2 раза
2) Уменьшится в 2 раза
3) Увеличится в 4 раза
4) Уменьшится в 4 раза

3. Как изменится период собственных колебаний конту­ра, если его индуктивность увеличить в 20 раз, а емкость уменьшить в 5 раз?

1) Увеличится в 2 раза
2) Уменьшится в 2 раза
3) Увеличится в 4 раза
4) Уменьшится в 4 раза

4. Колебательный контур состоит из конденсатора электро­емкостью С и катушки индуктивностью L . Как изменится период электромагнитных колебаний в этом контуре, если и электроемкость конденсатора, и индуктивность катушки увеличить в 4 раза?

1) Не изменится
2) Увеличится в 4 раза
3) Уменьшится в 4 раза
4) Уменьшится в 16 раз

5. К

1) Уменьшится в 2 раза
2) Увеличится в 2 раза
3) Уменьшится в 4 раза
4) Увеличится в 4 раза

6. Как изменится период собственных электромагнитных колебаний в конту­ре, если ключ К перевести из положения 1 в положение 2?

1) Уменьшится в 4 раза
2) Увеличится в 4 раза
3) Уменьшится в 2 раза
4) Увеличится в 2 раза

7. Как изменится период собственных электромагнитных колебаний в конту­ре, если ключ К перевести из положения 1 в положение 2?

1) Уменьшится в 9 раз
2) Увеличится в 9 раз
3) Уменьшится в 3 раза
4) Увеличится в 3 раза

8. Как изменится период собственных электромагнитных колебаний в конту­ре, если ключ К перевести из положения 1 в положение 2?

1) Уменьшится в 4 раза
2) Не изменится
3) Уменьшится в 2 раза
4) Увеличится в 2 раза

9. На рисунке приведен график зависимости силы тока от времени в колебательном контуре при свободных колеба­ниях. Если емкость конденсатора увеличить в 4 раза, то пе­риод собственных колебаний контура станет равным

1) 2 мкс
2) 4 мкс
3) 8 мкс
4) 16 мкс

10. На рисунке приведен график зависимости силы тока от вре­мени в колебательном контуре при свободных колебаниях. Если катушку в этом контуре заменить на другую катушку, индуктивность которой в 4 раза меньше, то период колеба­ний контура будет равен

1) 1 мкс
2) 2 мкс
3) 4 мкс
4) 8 мкс

Ответы на тест по физике Колебательный контур, Получение электромагнитных колебаний
1-3
2-1
3-1
4-2
5-1
6-4
7-3
8-2
9-3
10-2

Дата: ___________ Подпись: __________Класс: 9 класс Предмет: физика Учитель Чернобаев А.Ю.

Тема: «ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ»

Цель урока :
Задачи: Воспитательная: воспитать культуру физического труда; внимательность при объяснении нового материала. Образовательная: Дать понятие математическому и пружинному маятнику , изучить понятие электромагнитные колебания и изучить формулу Томсона
Развивающая: способствовать развитию мыслительной деятельности.
Требования к знаниям и умениям: Учащиеся должны знать : -что называется свободным и вынужденным колебанием - что называется колебательным контуром, определение электромагнитных колебаний Учащиеся должны уметь : - вычислять 1, Т, т, к, и на основании формул для периода матем. и пру­жинного маятников; - решать качест­венные задачи, объяснять явления на основе изученного ; - применять формулу Томсона при решении задач
Тип урока: комбинированный урок
Программное обеспечение : учебник, рабочая тетрадь, доска, справочный материал и предлагаемый учителем дополнительный материал.

План:

I Орг. момент II Проверка домашнего задания III Устный опрос по прошедшим темам: «Превращение энергии при колебательном движении» 1.Электромагнитные колебания 2. Формула Томсона 3. Решение задач V Рефлексия VI Подведение итогов VII Домашнее задание

Ход урока:

I Орг. момент II Проверка домашнего задания: III Устный опрос по прошедшим темам: «колебательное движение» - В каком положении кинетическая энергия тела в колебательном движении наибольшая? Почему? - В каком положении потенциальная энергия пружинного маятника наибольшая? Почему? - Чему равна полная энергия колебательного тела в любой точке траектории? - Какие примеры затухающего колебания вы можете привести?IV Изучение нового материала:

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ

1. Открытие электромагнитных колебаний было неожиданным. После того как изобрели простейший конденсатор и научились сообщать ему большой заряд с помощью электростатической машины, ученые начали наблюдать его электрический заряд. С простейшим конденсатором - лейденской банкой - вы ознакомились в 8 классе. Замыкая обкладки лейденской банки с помощью проволочной катушки, обнаружили, что стальные спицы внутри катушки намагничиваются. В этом ничего странного не было, так как электрический ток и должен намагничивать стальной сердечник катушки. Удивительным было то, что нельзя было предсказать, какой конец намагниченного сердечника катушки окажется северным полюсом, а какой - южным. Опыты, проведенные в одних и тех же условиях, давали различные результаты. Ученые не сразу поняли, что при разрядке конденсатора через катушку возникают колебания. За время разряда конденсатор успевает несколько раз перезарядиться, и электрический ток тоже меняет направление. Из-за этого сердечник может намагничиваться по-разному, и его полюсы поочередно меняются. Итак, при разрядке конденсатора периодически (или почти периодически) изменяются заряд, ток, напряжение, электрические и магнитные поля. Периодическое изменение этих величия называют электромагнитными колебаниями. Получить электромагнитные колебания почти так же просто, как и заставить тело колебаться, подвесив его на пружине. Но наблюдать электромагнитные колебания уже не так просто. Ведь мы непосредственно не видим ни переразрядки конденсатора, ни тока в катушке. К тому же колебания обычно происходят с очень большой частотой. Для наблюдения и исследования электромагнитных колебаний самым подходящим прибором является электронный осциллограф. Электромагнитные колебания возникают в электрической цепи, состоящей из батареи конденсаторов и катушки индуктивности (рис. 89, 6). Цепь, состоящая из последовательно соединенных конденсатора и катушки и позволяющая получать электромагнитные колебания, называется колебательным контуром. Такая установка состоит из источника тока (1), батареи конденсаторов (2), катушки индуктивности (3), электронного осциллографа (4) и переключателя (5). Емкость батареи (С) можно менять, перемещая рукоятку и включая разные конденсаторы. Можно менять и индуктивность (Ь) катушки, включая большее или меньшее число витков обмотки или внося в катушку стальной сердечник. Принципиальная схема такой установки дана на рис. 89, а. При повороте переключателя влево (рис. 89, а, положение б) конденсатор подключается к источнику тока и на его обкладках начинает накапливаться электрический заряд, т.е. конденсатор начинает заряжаться. А если ручку перебросить вправо (положение 7), то источник тока отключается, а к зажимам конденсатора присоединяется обмотка катушки. При этом конденсатор начинает разряжаться через катушку, и по обмотке идет электрический ток.

Такие поочередно изменяющиеся в колебательном контуре процессы можно увидеть на экране осциллографа. В идеальных условиях, когда электрическое сопротивление равно или близко к нулю, на экране можно увидеть свободные электромагнитные колебания (рис. 89, . А в случае, когда электрическое сопротивление контура будет большим, то на экране осциллографа появляется осциллограмма затухающего колебания (рис. 90). При увеличении электрической емкости конденсатора в установке можно увидеть растягивание осциллограммы в горизонтальном направления. Следовательно, с увеличением емкости колебательного контура период электромагнитного колебания возрастает (частота соответственно уменьшается). Когда емкость уменьшается, период колебания тоже уменьшается, а частота, естественно, возрастает. Такой же результат получается при изменении индуктивности катушки в контуре. Физические величины - индуктивность и емкость - вам известны из курса физики для 8 классов. При увеличении индуктивности период колебания возрастает, и, наоборот - при уменьшении индуктивности период сокращается. Этот результат аналогичен изменению периода колебания пружинного маятника при изменении массы груза и жесткости пружины. Таким образом, период свободного электромагнитного колебания в колебательном контуре вычисляется через индуктивность контура (L) и емкость (С) по формуле:

В честь него это выражение называется формулой Томсона. Для того чтобы получить период (Т) в секундах (с), индуктивность (L) должна быть выражена в генри (Гн), а емкость (С) - в фарадах (Ф). Явления в колебательном контуре аналогичны явлениям в пружинном маятнике. Действительно, для того чтобы возникли колебания в пружинном маятнике, пружину надо деформировать (сжать), сообщив ей потенциальную энергию (рис. 91, а). Аналогично, чтобы в колебательном контуре возникли колебания, следует зарядить конденсатор и таким образом сосредоточить в нем энергию электрического поля (рис. 91, 6).

Через четверть периода деформация пружины исчезает, а груз с максимальной скоростью проходит положение равновесия. При этом потенциальная энергия пружины превращается в кинетическую энергию груза (рис. 91, в). Точно так же через четверть периода конденсатор разряжается, и через обмотку катушки течет электрический ток максимальной силы. Энергия электрического поля конденсатора превратилась в энергию магнитного поля катушки (рис. 91, е). Далее груз, продолжая свое движение, растягивает пружину, и к концу полупериода кинетическая энергия груза вновь превращается в потенциальную энергию пружины (рис. 91, д). Аналогично электрические заряды за счет энергии магнитного поля начинают накапливаться на обкладках конденсатора, и к концу полупериода энергия магнитного поля катушки превращается в энергию электрического поля конденсатора (рис. 91, е). Этот процесс вновь повторяется, и к концу периода система возвращается в первоначальное состояние (рис. 91, ж, з, и, к). Таким образом, можно сделать вывод: в цепи, состоящей из конденсатора и катушки индуктивности, при очередной разрядке конденсатора возникают электромагнитные колебания. Решение задач: №3. Для демонстрации медленных электромагнитных колебаний собирается колебательный контур с конденсатором, емкость которого равна 2,5 мкФ. Какова должна быть индуктивность катушки при периоде колебания 0,2 с?

Дано:


2. Какой должна быть длина математического маятника, чтобы период его колебаний был равен 1 с? №4. С каким периодом будет совершать колебания математический маятник длиной 1 м на поверхности Луны? Ускорение свободного падения на Луне 1,62 м/с 2 .Упр.23: №2. Как изменится период колебаний маятника, если переместить его с Земли на луну? Масса Луны в 81 раз меньше массы Земли, а радиус Земли в 3,7 раза больше радиуса Луны. №3. Тело массой 200 г, подвешенное на пружине с жесткостью 16 Н/м колеблется с амплитудой 2 см в горизонтальной плоскости. Определите циклическую частоту колебания тела и энергию системы.Упр.24: №1. Колебательный контур состоит из конденсатора емкостью 250 пФ и катушки индуктивностью 10 мГн. Определите период и частоту свободных колебаний. №2. Необходимо собрать колебательный контур частотой 3 мГц, используя катушку индуктивностью 1,3 мГн. Какова должна быть емкость конденсатора?

V Рефлексия - Что такое математический маятник? - От чего зависит период колебаний математического маятника? - От чего зависит период колебаний тела под действием силы упругости? - Каким образом с помощью маятников приборов находят залежи полезных ископаемых? - Какие колебания называются свободными? - Почему колебания затухают? - Как влияет сила трения на амплитуду колебаний? - Почему затухающие колебания нельзя назвать гармоническими? - Чем определяется собственная частота колебательной системы? - Что такое вынужденные колебания? - С какой частотой происходят вынужденные колебания? - Как зависит амплитуда вынужденных колебаний от частоты? - Какое явление называется резонансом? - Какие примеры применения резонанса вы можете привести? - Что представляет собой колебательный контур? Начертите его схему. - Что необходимо сделать, чтобы в колебательном контуре возникли свободные колебания? - Почему свободные электромагнитные колебания затухают? - Как влияет изменение емкости конденсатора на период свободного колебания в контуре? - Как влияет изменение индуктивности катушки на период свободного колебания в контуре? - Какой формулой выражается период свободных колебаний в колебательном контуре? В каких единицах измеряются величины, входящие в нее?VI Подведение итогов VII Домашнее задание: § 54-55 Упр.45 №2,5 Упр.46 Упр.22:












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • обучающие : ввести понятия: “электромагнитные колебания”, “колебательный контур”; показать универсальность основных закономерностей колебательных процессов для колебаний любой физической природы; показать, что колебания в идеальном контуре являются гармоническими; раскрыть физический смысл характеристик колебаний;
  • развивающие : развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • воспитательные : воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды.

Ход урока

I. Оргмомент.

На сегодняшнем уроке мы приступаем к изучению новой главы учебника и тема сегодняшнего урока “Электромагнитные колебания. Колебательный контур”.

II. Проверка домашнего задания.

Начнем наш урок с проверки домашнего задания.

Слайд 2. Тест на повторение пройденного материала и курса 10 класса.

Вам было предложено ответить на вопросы к схеме, изображенной на рисунке.

1. При каком положении ключа SA2 неоновая лампа при размыкании ключа SA1 вспыхнет?

2. Почему неоновая лампа не вспыхивает при замыкании ключа SA1, в каком бы положении ни находился переключатель SA2?

Тест выполняется на компьютере. Один из обучающихся тем временем собирает схему.

Ответ . Неоновая лампа вспыхивает при втором положении переключателя SA2: после размыкания ключа SA1 вследствие явления самоиндукции в катушке течёт убывающий до нуля ток, вокруг катушки возбуждается переменное магнитное поле, порождающее вихревое электрическое поле, которое в течение короткого времени поддерживает движение электронов в катушке. По верхней части цепи через второй диод (он включён в пропускном направлении) протечёт кратковременный ток. В результате самоиндукции в катушке при размыкании цепи появится разность потенциалов на её концах (ЭДС самоиндукции), достаточная для поддержания газового разряда в лампе.

При замыкании ключа SA1(ключ SA2 в положении 1) напряжения источника постоянного тока не хватает для поддержания газового разряда в лампе, поэтому она не загорается.

Давайте проверим правильность ваших предположений. Предложенная схема собрана. Посмотрим, что происходит с неоновой лампой при замыкании и размыкании ключа SA1 при разных положениях переключателя SA2.

(Тест составлен в программе MyTest. Оценка выставляется программой).

Файл для запуска программы MyTest (находится в папке с презентацией)

Тест. (Запустить программу MyTest, открыть файл “Тест”, нажать клавишу F5 для начала теста)

III. Изучение нового материала.

Слайд 3. Постановка задачи: Давайте вспомним что мы знаем о механических колебаниях? (Понятие свободные и вынужденные колебания, автоколебания, резонанс и т.д.) В электрических цепях, так же как и в механических системах, таких как груз на пружине или маятник, могут возникать свободные колебания. На сегодняшнем уроке мы приступаем к изучению таких систем. Тема сегодняшнего урока: “Электромагнитные колебания. Колебательный контур”.

Цели урока

  • введём понятия: “электромагнитные колебания”, “колебательный контур”;
  • покажем универсальность основных закономерностей колебательных процессов для колебаний любой физической природы;
  • покажем, что колебания в идеальном контуре являются гармоническими;
  • раскроем физический смысл характеристик колебаний.

Вспомним вначале какими свойствами должна обладать, система для того чтобы в ней могли возникнуть свободные колебания.

(В колебательной системе должна возникать возвращающая сила и происходить превращение энергии из одного вида в другой, трение в системе должно быть достаточно мало.)

В электрических цепях, так же как и в механических системах, таких как, груз на пружине или маятник, могут возникать свободные колебания.

Какие колебания называются свободными колебаниями?(колебания, которые возникают в системе после выведения её из положения равновесия) Какие колебания называются вынужденными колебаниями? (колебания, происходящие под действием внешней периодически изменяющейся ЭДС)

Периодические или почти периодические изменения заряда, силы тока и напряжения называются электромагнитными колебаниями.

Слайд 4. После того как изобрели лейденскую банку и научились сообщать ей большой заряд с помощью электростатической машины, начали изучать электрический разряд банки. Замыкая обкладки лейденской банки с помощью проволочной катушки, обнаружили, что стальные спицы внутри катушки намагничиваются, но предсказать какой конец сердечника катушки окажется северным полюсом, а какой южным было нельзя. Немалую роль в теории электромагнитных колебаний сыграл немецкий ученый XIX века ГЕЛЬМГОЛЬЦ Герман Людвиг Фердинанд. Его называют первым врачом среди ученых и первым ученым среди врачей. Он занимался физикой, математикой, физиологией, анатомией и психологией, добившись в каждой из этих областей мирового признания. Обратив внимание на колебательный характер разряда лейденской банки, в 1869 году Гельмгольц показал, что аналогичные колебания возникают в индукционной катушке, соединенной с конденсатором (т.е., по существу, создал колебательный контур, состоящий из индуктивности и емкости). Эти опыты сыграли большую роль в развитии теории электромагнетизма.

Слайд 4. Обычно электромагнитные колебания происходят с очень большой частотой, значительно превышающей частоту механических колебаний. Поэтому для их наблюдения и исследования очень удобен электронный осциллограф. (Демонстрация прибора. Принцип его действия на анимации.)

Слайд 4. В настоящее время на смену электронным осциллографам пришли цифровые. О принципах их действия нам расскажет...

Слайд 5. Анимация “Осциллограф”

Слайд 6. Но вернёмся к электромагнитным колебаниям. Простейшей электрической системой, способной совершать свободные колебания, является последовательный RLC-контур. Колебательным контуром называется электрическая цепь, состоящая из последовательно соединённых конденсатора электроёмкостью С, катушки индуктивностью L и электрического сопротивления R. Будем его называть последовательным RLC-контуром.

Физический эксперимент. У нас имеется цепь, схема которой изображена на рисунке 1. Присоединим к катушке гальванометр. Понаблюдаем за поведением стрелки гальванометра после переведения переключателя из положения 1 в положение2. Вы заметили, что стрелка начинает колебаться, но эти колебания в скором времени затухают. Все реальные контуры содержат электрическое сопротивление R. За каждый период колебаний часть электромагнитной энергии, запасенной в контуре, превращается в джоулево тепло, и колебания становятся затухающими. Рассматривается график затухающих колебаний.

Как же происходят свободные колебания в колебательном контуре?

Рассмотрим случай, когда сопротивление R=0 (модель идеального колебательного контура). Какие же процессы происходят в колебательном контуре?

Слайд 7. Анимация “Колебательный контур”.

Слайд 8. Перейдем к количественной теории процессов в колебательном контуре.

Рассмотрим последовательный RLC-контур. Когда ключ K находится в положении 1, конденсатор заряжается до напряжения . После переключения ключа в положение 2 начинается процесс разрядки конденсатора через резистор R и катушку индуктивности L. При определенных условиях этот процесс может иметь колебательный характер.

Закон Ома для замкнутой RLC-цепи, не содержащей внешнего источника тока, записывается в виде

где – напряжение на конденсаторе, q – заряд конденсатора, – ток в цепи. В правой части этого соотношения стоит ЭДС самоиндукции катушки. Если в качестве переменной величины выбрать заряд конденсатора q(t), то уравнение, описывающее свободные колебания в RLC-контуре, может быть приведено к следующему виду:

Рассмотрим случай, когда в контуре нет потерь электромагнитной энергии (R = 0). Введем обозначение: . Тогда

(*)

Уравнение (*) – основное уравнение, описывающее свободные колебания в LC-контуре (идеальном колебательном контуре) в отсутствие затухания. По виду оно в точности совпадает с уравнением свободных колебаний груза на пружине или нити в отсутствие сил трения.

Это уравнение мы с вами записывали при изучении темы “Механические колебания”.

В отсутствие затухания свободные колебания в электрическом контуре являются гармоническими, то есть происходят по закону

q(t) = q m cos( 0 t + 0).

Почему? (Так как это единственная функция вторая производная от которой равна самой функции. Кроме того cos0 =1, а значит q(0)=q m)

Амплитуда колебаний заряда q m и начальная фаза 0 определяются начальными условиями, то есть тем способом, с помощью которого система была выведена из состояния равновесия. В частности, для процесса колебаний, который начнется в контуре, изображенном на рисунке 1, после переключения ключа K в положение 2, q m = C, 0 = 0.

Тогда уравнение гармонических колебаний заряда для нашего контура примет вид

q(t) = q m cos 0 t .

Сила тока также совершает гармонические колебания:

Слайд 9. Где – амплитуда колебаний силы тока. Колебания силы тока опережают по фазе на колебания заряда.

При свободных колебаниях происходит периодическое превращение электрической энергии W э, запасенной в конденсаторе, в магнитную энергию W м катушки и наоборот. Если в колебательном контуре нет потерь энергии, то полная электромагнитная энергия системы остается неизменной:

Слайд 9. Параметры L и C колебательного контура определяют только собственную частоту свободных колебаний

.

Учитывая, что , получим .

Слайд 9. Формулу называют формулой Томсона, английского физика Уильяма Томсона (лорда Кельвина), который вывел её в 1853 году.

Очевидно, что период электромагнитных колебаний зависит от индуктивности катушки L и ёмкости конденсатора С. У нас имеется катушка, индуктивность которой можно увеличить с помощью железного сердечника, и конденсатор переменной емкости. Давайте сначала вспомним, как можно изменять емкость такого конденсатора. Напоминаю, это материал курса 10 класса.

Конденсатор переменной емкости состоит из двух наборов металлических пластин. При вращении рукоятки пластины одного набора входят в промежутки между пластинами другого набора. При этом ёмкость конденсатора меняется пропорционально изменению площади перекрывающей части пластин. Если пластины соединены параллельно, то, увеличивая площадь пластин, мы будем увеличивать емкость каждого из конденсаторов, а значит, и ёмкость всей батареи конденсаторов будет увеличиваться. При последовательном соединении конденсаторов в батарею увеличение ёмкости каждого конденсатора влечёт за собой уменьшение ёмкости батареи конденсаторов.

Посмотрим, как зависит период электромагнитных колебаний от емкости конденсатора C и индуктивности катушки L.

Слайд 9. Анимация “Зависимость периода электромагнитных колебаний от L и C”

Слайд 10. Сравним теперь электрические колебания и колебания груза на пружине. Откройте страницу 85 учебника, рисунок 4.5.

На рисунке приведены графики изменения заряда q (t) конденсатора и смещения x (t) груза от положения равновесия, а также графики тока I (t) и скорости груза v (t) за один период T колебаний.

У вас на столах имеется таблица, которую мы заполняли при изучении темы “Механические колебания”. Приложение 2.

Одна строка этой таблицы у Вас заполнена. Воспользовавшись рисунком 2, параграф 29 учебника и рисунком 4.5 на странице 85 учебника заполните оставшиеся строки таблицы.

Чем же схожи процессы свободных электрических и механических колебаний? Давайте посмотрим следующую анимацию.

Слайд 11. Анимация “Аналогия между электрическими и механическими колебаниями”

Полученные сравнения свободных колебаний груза на пружине и процессов в электрическом колебательном контуре позволяют сделать заключение об аналогии между электрическими и механическими величинами.

Слайд 12. Эти аналогии представлены в таблице. Приложение 3.

Такая же таблица имеется у вас на столах и в учебнике на странице 86.

Итак, теоретическую часть мы рассмотрели. Всё ли вам было понятно? Может быть, у кого-то возникли вопросы?

Теперь перейдём к решению задач.

IV. Физкультминутка.

V. Закрепление изученного материала.

Решение задач:

  1. задачи 1, 2, задач части А №1, 6, 8 (устно);
  2. задачи №957 (ответ 5,1 мкГн), №958 (ответ уменьшится в 1, 25 раза) (у доски);
  3. задача части В (устно);
  4. задача №1 части С (у доски).

Задачи взяты из сборника задач для 10-11 классов А.П. Рымкевича и приложения 10. Приложение 4.

VI. Рефлексия.

Обучающиеся заполняют рефлексивную карту.

VII. Подведение итогов урока.

Достигнуты ли цели урока? Подведение итогов урока. Оценивание обучающихся.

VIII. Задание на дом.

Параграфы 27 – 30, № 959, 960, оставшиеся задачи из приложения 10.

Литература:

  1. Мультимедийный курс физики “Открытая физика” версия 2.6 под редакцией профессора МФТИ С.М. Козела.
  2. Задачник 10-11 класс. А.П. Рымкевич, Москва “Просвещение”, 2012 год.
  3. Физика. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин. Москва “Просвещение”, 2011 год.
  4. Электронное приложение к учебнику Г.Я.Мякишева, Б.Б. Буховцева, В.М. Чаругина. Москва “Просвещение”, 2011 год.
  5. Электромагнитая индукция. Качественные (логические) задачи. 11 класс, физматпрофиль. С.М. Новиков. Москва “Чистые пруды”, 2007год. Библиотечка “Первого сентября”. Серия “Физика”. Выпуск 1 (13).
  6. http://pitf.ftf.nstu.ru/resources/walter-fendt/osccirc

P.S. Если нет возможности предоставить каждому ученику компьютер, то тест можно провести письменно.



Похожие публикации