Род и вид (родовые и видовые понятия). Видовое понятие Общее родовое понятие

Называется родом, а тот, что содержится,- видом. Родовидовое частично упорядочивает классификац. системы. Класс, который содержит все др. классы этой системы, называется высшим родом (sumrnum ) , или макс. классом родо-видового порядка. Класс, который содержится во всех классах, лежащих на одном пути к высшему роду, наз. низшим видом (infima ) , или миним. классом родовидового порядка. И и вид, как правило, определяются признаками - соответственно родовыми и видовыми, причём каждая видовая характеристика объекта классификации влечёт его родовую характеристику, но не наоборот. В отношении В. и р. выделяются два аспекта - понятийный (интенсиональный) и объёмный (экстенсиональный) . Классифицируя, можно обращать или на связи понятий (признаков) , или на связи объёмов (родо-видовые отношения) этих понятий, но при этом действует обратного отношения - чем шире объём понятия, тем уже, беднее его .

Ч е л п а н о в Г. И., Учебник логики, М., 1946 ; В о й ш в и л л о Е. К., Понятие, М., 1967.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .


Смотреть что такое "ВИД И РОД" в других словарях:

    Вид и род - категории, выражающие в теории познания (точнее в ее разделе систематике науке, помогающей оперировать большими объемами информации) отношения между классами (объемами понятий). Вид и род абстракции, имеющие большее отношение к живой природе, чем … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

    ВИД И РОД - – классификационные единицы в систематике. В. – разряд предметов, явлений и т. п. с одинаковыми признаками. В. входит в состав более общего разряда – Р. – наряду с др. В. Понятия В. и Р. используются в классификации конфликтов. Напр.: В. –… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Микококки кокковые формы микроорганизмов, родственпые актиномицетам; занимают промежуточное положение между микобактериями и микрококками, отличаются от микобактерии отсутствием палочковидной стадии развития, а от микрококков… … Биологическая энциклопедия

    Небольшой род цистодерма имеет около 15 видов. Очень близок к нему род лепиота, отличаясь только тем, что у цистодермы в зрелом состоянии ножки и шляпки плодовых тел покрыты особым кроющим слоем, состоящим из вздутых клеток, часто… … Биологическая энциклопедия

    - (Genus) вторая главная категория, следующая за категорией вид (см.). Род обнимает сумму видов наиболее близких между собой, и в наиболее употребительной двойной номенклатуре каждое растение и животное означается названиями родовым и видовым; так … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    РОД - группа существ или объектов, обладающих общими свойствами. Род обозначает биологическую группу, большую, чем вид. Так, род собаки (полат. сиз) включает различные виды: волк, лиса и собственно собака. Для Аристотеля понятие рода не основано на… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    РОД - группа существ или объектов, обладающих общими свойствами. Род обозначает биологическую группу, большую, чем вид. Так, род собаки (по лат. canis) включает различные виды: волк, лиса и собственно собака. Для Аристотеля понятие рода не основано на… … Философский словарь

    ВИД - 1. В биологии – раздел классификации, идущий непосредственно перед родом (1). Это самая меньшая категория, которая часто используется и обычно идентифицируется на основаниях общности или взаимного сходства организмов. Когда это, возможно,… … Толковый словарь по психологии

    Латинское название Equisetum впервые употребил для одного хвоща древнеримский естествоиспытатель Плиний Старший, имея в виду, очевидно, сходство ветвистых побегов хвоща с хвостом лошади (от лат. equius лошадь и saeta, seta щетина, жесткие … Биологическая энциклопедия

Книги

  • Определители по фауне СССР , Г.У. Линдберг. Книга является продолжением определителя, вышедшего в 1959 г. Во второй части рассмотрены представители 17 отрядов класса Teleostomi. эти отряды представленыв Японском море 59 семействами.…

Математические понятия могут находиться в разных отноше­ниях.

Понятия находятся в отношении рода и вида, если объем одного понятия включает объем другого понятия, но не совпадает с ним.

1)Квадрат и прямоугольник находятся в отношении рода и вида, где прямоугольник - родовое понятие, а квадрат - видовое поня­тие, так как все квадраты являются прямоугольниками, но не все прямоугольники являются квадратами.

2) Отрезок и прямая не находятся в отношении рода и вида, так как отрезок - это часть прямой, а не ее разновидность. Они нахо­дятся в отношении части и целого .

Уже в дошкольном возрасте дети рано начинают понимать ро­довидовые отношения, не называя их явно. Например, выполняя задание: «Назови одним словом» (рис. 4), они подразумевают, что понятия «квадрат», «прямоугольник», «трапеция», «ромб»,

«параллелограмм» являются видовыми по отношению к понятию «четырехугольника.

Если объемы понятий совпадают, то эти понятия тождественны.

Например, понятия «равносторонний треугольник» и «равно­угольный треугольник» тождественны. В школе на уроках русского языка дети изучают понятие «синонимы» - слова, различные по звучанию, но тождественные по смыслу.

Некоторые особенности родовидовых отношений между понятиями

1) Понятия рода и вида относительны. Одно и то же понятие мо­жет быть родовым по отношению к одному понятию и видовым по отношению к другому. Например: понятие «прямоугольник» - ро­довое к понятию «квадрат», но видовое к понятию «четырехуголь­ник».

2) Для данного понятия часто можно указать несколько родовых понятий. Например, для понятия «квадрате родовыми являются по­нятия «прямоугольник», «ромб», «четырехугольник», «многоуголь­ник», «геометрическая фигура».

3) Видовое понятие обладает всеми свойствами родового понятия. Например: квадрат обладает всеми свойствами прямоугольника.

4) Если два понятия находятся в отношении рода и вида, то между их объемами и содержаниями существует взаимосвязь: если объем больше, то содержание меньше, и наоборот. Например, объем понятия «прямоугольник» больше, чем объем понятия «квадрат», так как все объекты второго понятия являются и объектами первого понятия. Содержание понятия «прямоугольник» меньше, чем содер­жание понятия «квадрат», так как квадрат обладает всеми свойства­ми прямоугольника и еще другими свойствами, присущими только ему.

Задание 2

Назовите, какие из перечисленных понятий находятся в отношении рода и вида: круг, ломаная, треугольник, отрезок, многоугольник, радиус, окружность.

Определение понятий

Для распознавания объекта необязательно проверять у него существенные свойства, достаточно лишь некоторых. Этим полются, когда понятию дают определение.

Определение понятия - это логическая операция, которая укрывает содержание понятия либо устанавливает значение терм

Определение понятия позволяет отличать определяемые проекты от других объектов. Так, например, определение понятий «прямоугольный треугольник» позволяет отличить его от др: треугольников.

Существуют различные виды определений. Различают явные и неявные определения (рис. 5).


Явные определения имеют форму равенства двух понятий. С из них называют определяемым , другое - определяющим.

Например: «Прямоугольный треугольник - это треугольна которого есть прямой угол». Здесь определяемое понятие - «примоугольный треугольник», а определяющее - «треугольник, у кого есть прямой угол».

Самый распространенный вид явных определений - это о деление через род и видовое отличие. Приведенное выше определение прямоугольного треугольника относится к таким определяем. Понятие «треугольник», содержащееся в определяющем птиц, является ближайшим родовым понятием по отношению понятию «прямоугольный треугольник», а свойство «иметь пругол» позволяет из всех треугольников выделить один из вид прямоугольный треугольник.

Видовое отличие - существенное свойство, которое отличае видовое понятие от всего рода.

Структура определения через род и видовое отличие изобра; схематично на рисунке 6. По данной схеме можно строить ощления понятий не только в математике, но и в других науках.

Понятие рода и вида.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Понятие рода и вида.
Рубрика (тематическая категория) Логика
Операции обобщения и ограничения тесно связаны с важными для логики понятиями рода и вида . Понятие А является родом по отношению к понятию В, в случае если А должна быть получено в результате обобщения В. Понятие В является видом понятия А, в случае если В должна быть получено в результате ограничения А.

Совершать операции обобщения и ограничения понятий можно только с теми понятиями, которые связаны родо-видовыми отношениями.

Нельзя совершать данные операции с понятиями, которые представляют между собой связь части и целого.

К примеру: факультет – университет; звезда – созвездие и т.д.

2.6. Упражнения

1. Укажите, какие группы слов выражают понятия, а какие – нет.

Студент, светает, человек смеется; человек, который смеется, действие или бездействие; деяние есть действие или бездействие.

2. Определите, какие операции произведены с понятиями и правильно ли они произведены:

парламентская республика → республика → форма правления;

общество → классовое общество → интеллигенция;

юридический факультет – факультет → университет;

море → Балтийское море → Финский залив;

Полярная звезда → созвездие Малой Медведицы → созвездие.

3. Обобщите и ограничьте понятия:

кража, ВУЗ, планет, школа, Уголовный кодекс, воспитание, судья.

4. Укажите ближайший род для следующих понятий:

автократия, клевета͵ студент, преступление, коллектив, понятие.

5. Укажите ближайший вид для следующих понятий:

деяние, коллектив, преступление, дивизия, коллектив МГУ, демократия.

3.Виды понятий

Все понятия можно разделить по следующим признакам:

I. По характеру признаков.

II. По числу элементов объёма понятий.

III. По характеру элементов объёма.

3.1.По характеру признаков.

а) Положительные и отрицательные.

Положительным принято называть понятие, в основном содержании которого встречаются только положительные признаки.

Отрицательным принято называть понятие, в основном содержании которого встречается хотя бы один отрицательный признак.

Понятие "преступление" является положительным, так как в его содержание входят только положительные признаки: "предусмотренность уголовным законом", "быть деянием" и "быть общественно "опасным"; понятие "человек" – положительное, так как признаки: "обладать разумом, речью, способностью к орудийной, целœесообразной деятельности" - ϶ᴛᴏ положительные признаки.

Понятие "автократия" – отрицательное, так как будучи разновидностью монархии, при этой форме правления отсутствуют подлинно представительные учреждения, ᴛ.ᴇ. наличествует отрицательный признак.

б) Относительные и абсолютные.

Абсолютным принято называть понятие, в основном содержании которого встречаются только признаки – свойства. К примеру, квадрат - ϶ᴛᴏ прямоугольный равносторонний четырехугольник.

Относительным принято называть понятие, в основном содержании которого встречается хотя бы один признак – отношение.

К примеру: должник – кредитор, истец – ответчик, мать – ребенок и т.п.

3.2. По числу элементов объёма.

а) пустые

б) единичные

Пустым принято называть понятие, объём которого представляет собой пустое множество, ᴛ.ᴇ. не содержит в себе ни одного предмета.

Это – вечный двигатель, круглый квадрат, русалка и др.

Единичным принято называть понятие, в объём которого входит ровно один элемент. Это – "Луна", "первый космонавт", "нынешний президент России".

Общим принято называть понятие, в объём которого входит более одного элемента. Это – "спутник Земли", "президент", "космонавт" и т.д.

3.3. По характеру элементов объёма

а) Собирательные и разделительные.

Собирательным принято называть понятие, элементы объёма которого сами составляют множества однородных объектов.

К примеру, понятие "толпа" является собирательным, поскольку элементами объёма являются отдельные толпы, которые, в свою очередь, состоят из однородных предметов – людей.

Понятие "библиотека" – собирательное, поскольку элементы объёма этого понятия состоят из однородных предметов – книᴦ.

Разделительным принято называть понятие, элементы объёма которых не представляют из себямножеств однородных объектов.

К примеру, человек, студент, стул, логика, преступление и т.п.

б) Абстрактные и конкретные.

Абстрактными называются понятия, элементами объёма которых являются свойства или отношения.

Примеры: "Справедливость", "белизна", "преступность", "отцовство" – всœе это абстрактные понятия.

Конкретными называются понятия, элементами объёма которых являются сами предметы.

Примеры: "Стул", "стол", "тень", "преступление", "музыка" – всœе это конкретные понятия.

Понятие рода и вида. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие рода и вида." 2017, 2018.

Класс: 5

Цели урока:

образовательная: совершенствовать умение пользоваться различными способами объяснения лексического значения слова; дать представление о родовых и видовых понятиях и формировать умение использовать родовые понятия для толкования значения слов;

развивающая: развивать познавательные (интеллект), коммуникативные, регулятивные (воли) универсальные учебные действия;

воспитательная: формировать личностные УУД через содержание учебного материала.

Ход урока

1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

Слово учителя:

Прозвенел уже звонок.
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку… (хором – 5!)

Учитель: Сегодня, ребята, у нас необычный урок. К нам пришли гости, и мы, радушные хозяева, должны принимать и угощать гостей, то есть показывать всё, что знаем и умеем.

А какое у вас сегодня настроение, ребята? (Учащиеся выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение).

Ой, как много улыбок засветилось! Спасибо!

А это моё настроение (большой смайлик!). Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи всем!

2. Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Учитель: Обратимся к д/з (упр.116):

– Ребята, кто испытал затруднение при выполнении домашней работы?

– Какие знания и умения следовало применить, чтобы выполнить это упражнение? (Умение объяснять лексическое значение слова разными способами).

– А каким способом вы не воспользовались? (рисунок или фото).

Учитель: Молодцы! В листах самоконтроля поставьте заслуженный один балл за правильно выполненное домашнее задание.

Сегодня мы продолжаем работу по Лексикологии. Запишите в тетрадях число и оставьте строчку для записи темы урока, её вы позже сами сформулируете и запишете.

А теперь обратимся к Презентации “Тематические группы слов”. На первом слайде внимательно прочитайте задание.

Итак, запишите через запятую слова, увиденные на слайде (3 слайда). Поставив тире, назовите их одним словом.

Работа в парах: сверьте записанные слова с эталоном, поставьте 1балл в Листе самоконтроля, если нет ошибок. При наличии хоть одной ошибки вы лишаетесь балла (слайд № 6).

Учитель: Прочитайте параграф 12 в учебнике на стр.53-54 и, обсудив в группах, сформулируйте тему урока (“Родовые и видовые понятия”). Запишите тему урока.

А каковы задачи нашего урока? (ответы учащихся).

Вернитесь к своим записям и, обсудив в группах, определите, что является родовым понятием, а что видовым. Сверьте с образцом ответа и поставьте 1 балл в ЛСК.

3. Первичное закрепление.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала; проведение коррекции.

Учитель: Приступаем к закреплению.

– Упр.118 (разобрать 1 предложение, остальные – по вариантам по 2 предложения).

Проверка в п а р а х! (Балл в ЛСК).

– Прослушайте стихотворение Александра Шибаева “Кто кем становится”, заполняя паузы. Выпишите слова одной тематической группы (к а к о й?), выделите в этих словах суффиксы. Работа в группах.

Жил-был маленький щенок,
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая… (собака).
Жеребёнок с каждым днём
Подрастал и стал… (конём).
Бык, могучий великан,
В детстве был … (телёнком).
Толстый увалень баран –
Тоненьким… (ягнёнком).
Этот важный кот Пушок
Маленьким … (котёнком),
А отважный петушок –
Кро-о-хотным… (цыплёнком).
А из маленьких утят
Вырастают … (утки) –
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.

– Заслушиваем группу, которая записала 7 слов и указала родовое понятие.

– Сверьтесь с образцом ответа (слайд № 10). Поставьте балл в ЛСК.

4. Динамическая пауза:

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью).
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова! (Вращение головой).
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (садятся).

5. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков:

– Упр.120 (1 ряд – из учебника математики;

2 ряд – из учебника литературы;

3 ряд – из учебника истории);

Докажите, что видовое понятие разъясняется через родовое (обобщение);

– Тест (по вариантам);

– Озвучить результаты. Баллы в Лист самоконтроля выставить.

6. Итог урока (рефлексия деятельности).

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

– Исследование какой темы вели на уроке?

– Удалось решить поставленную задачу?

– Каковы результаты по Листам самоконтроля? Поставьте себе оценку (смотри слайд № 12).

Учитель: Урок удался, потому что у нас хорошие результаты: “5” – 8, “4” – 8, “3” – 5.

7. Выберите смайлик своего настроения.

8. Домашнее задание разноуровневое:

Учитель: Всем СПАСИБО за урок!

Род – логическая характеристика класса предметов, в объем которого входят другие классы предметов, являющиеся видами данного рода. Так, класс треугольников является родом в отношении к классам остроугольных треугольников, прямоугольных треугольников и тупоугольных треугольников.

Видом, соответственно, называется каждый класс предметов, который входит в объем более широкого родового класса.

Выделяется высший род (summum genus) и низший вид (infima species). Высший род – это такой род, который уже не может служить видом для другого рода. Соответственно, низший вид – это такой вид, в который входят не меньшие по объему виды, а отдельные индивиды (individuum (лат.) – неделимое, особь). Кроме того, используется понятие ближайший род. Класс, который непосредственно делится на виды, называется по отношению к этим видам ближайшим родом (genus proximum). Например, ближайшим родом для понятий “сосна”, “ель”, “кедр”, “пихта” является понятие “хвойное дерево”. (Отношения рода и вида основываются на принципе гилиморфизма Аристотеля. Суть данного принципа состоит в том, что каждая конкретная вещь обладает формой и материей. При этом материя понимается как некоторый субстрат, а форма – как способ связи элементов этого субстрата. То, что в одном отношении является формой – в другом может быть материей и наоборот.)

Родовое понятие – понятие, которое выражает существенные признаки класса предметов, являющегося родом каких-либо видов. Родовое понятие является подчиняющим понятием, в состав которого входят меньшие по объему видовые понятия.

Видовое понятие – понятие, которое выражает существенные признаки класса предметов, являющегося видом какого-либо рода. Видовое понятие является подчиненным понятием, входящим в состав другого, более общего понятия, которое называется родовым. Так, понятие “европеец” является видовым по отношению к понятию “человек”, которое в данном случае берется как родовое понятие. Всем предметам, отображенным в видовом понятии, присущи все признаки родового понятия, но вместе с тем им присущи и свои видовые признаки. Одно и то же понятие (за исключением высшего родового и низшего видового понятий) может быть как видовым, так и родовым одновременно в зависимости от того, по отношению к какому понятию оно рассматривается. Так, понятие “европеец” является видовым по отношению к понятию “человек” и одновременно родовым – по отношению к понятию “грек”.



Виды (классы) понятий

Все понятия могут быть разделены на отдельные виды.

1. Единичные и общие

Единичными (индивидуальными) понятиями называются такие, которые относятся к одному какому-нибудь определенному предмету, событию, отдельному явлению. Объем таких понятий имеет только один элемент. Например, “Петербург”, “Отечественная война 1812 года”.

Общими называются понятия, объем которых включает более одного элемента, например, “четное число” (в объеме бесконечно много элементов), “петербургские вузы” (в объеме несколько элементов).

2. Собирательные и разделительные

Собирательные понятия – это такие понятия, в которых отображены признаки совокупности, собрания, группы однородных предметов, представляющих единое целое, например, “полк”, “собрание”, “человечество”. То, что утверждается в собирательном понятии, относится ко всем предметам, обозначаемым данным понятием, но не может быть приложимо к отдельным предметам, входящим в это целое. Например, в сообщении о том, что “собрание учеников десятого класса проходило очень шумно” понятие “собрание учеников десятого класса” употребляется в собирательном смысле. Это сообщение нельзя распространить на каждого ученика. Возможно, что некоторые ученики не шумели. Собирательные понятия тем отличаются от общих понятий, что ими нельзя характеризовать отдельный предмет, а только их совокупность.

Разделительное понятие – это такое понятие, которое характеризует каждый отдельный член какого-либо класса, но не может быть приложимо к классу в целом. Например, “Студенты второго курса сдали экзамен по философии”. Хотя здесь говорится обо всех студентах, но экзамен сдавал каждый.

3. Конкретные и абстрактные

Если элемент объема – предмет (материальный или идеальный), явление, ситуация, то понятие конкретное. Если же элементом является свойство или отношение – понятие абстрактное. Например, понятия: “дружба”, “параллельность”, “работоспособность” являются абстрактными, так как в них мыслятся отношения или свойства. Понятия же “идеализм”, “вечный двигатель”, “революция” – конкретные, потому что в них мыслятся предметы, события пусть даже не существующие.

4. Положительные и отрицательные

Положительным называется такое понятие, которое отображает наличие в предмете того или иного качества (например, “красивый”, “высокий”, “здоровый”).

Отрицательным называется такое понятие, которое отображает отсутствие в предмете того или иного качества (например, “некрасивый”, “невысокий”, “нездоровый”). Следует отметить, что с логической точки зрения понятие “неумный” является отрицательным, а понятие “глупый” – положительным, ибо в нем указывается на наличие, а не отсутствие признака, хотя этот признак может быть плохим с чьей-то точки зрения.

5. Относительные и безотносительные

Относительными называются такие понятия, в содержании которых имеется признак, прямо указывающий на отношение к какому-то другому предмету. Например, “сосед” – понятие относительное, потому что сосед это – человек, проживающий рядом с каким-нибудь другим человеком, или предмет, занимающий ближайшее к какому-то другому предмету место. Во всех относительных понятиях обобщаются предметы, рассматриваемые не сами по себе, а как вступившие в какие-то отношения, как выполняющие некоторые функции.

В содержание безотносительных понятий включены только признаки-свойства, которые присущи или не присущи предмету самому по себе и существенны для него самого по себе. Рассматривая некоторый предмет, безотносительно к чему бы то ни было, мы можем обнаружить у него, например, свойства живого существа с позвоночником, с постоянной температурой тела и молочными железами. На основании этих свойств мы можем считать предмет элементом объемов понятий: “животное”, “позвоночное животное”, “теплокровное животное”, “млекопитающее животное”, каждое из которых является безотносительным.

Любое понятие можно охарактеризовать сразу по всем указанным рубрикам. Например, понятие “рабочий класс” – общее, собирательное, конкретное, положительное, безотносительное. Оно – общее, потому что рабочий класс бывает разный, например, рабочий класс Англии. Оно – собирательное, поскольку элементом объема является, например, рабочий класс Англии XIX в. , который есть множество наемных рабочих. Это понятие – конкретное, так как в нем мыслится не свойство и не отношение, а предмет. Оно – положительное и безотносительное, потому что в его содержании нет отрицательного признака, и признаки его содержания не указывают на отношение к чему-либо.



Похожие публикации