Тест юмористических фраз: описание и интерпретация. Тест юмористических фраз: результаты психометрического исследования с использованием оценочной версии (тюфо) Юмористический тест из 100 вопросов

Тест юмористических фраз (ТЮФ) - оригинальная компактная диагностика мотивационной сферы личности, соединяющая в себе в определенной мере достоинства стандартизованного измерительного экспресс–теста и индивидуализированной проективной техники. Авторы методики - В. С. Бабина и А. Г. Шмелев.

В основу методики положен принцип тематической классификации неоднозначных стимулов (юмористических фраз или острот). Испытуемые классифицируют многозначные стимулы в соответствии с собственной апперцепцией (усмотрением), относя одинаковые фразы к разным темам - тематическим конструктам.

Повышенная мотивационная значимость (доминантность) темы приводит к тому, что субъект апперцептирует именно эту тему в многозначных стимулах, игнорируя все остальные темы (признавая их второстепенность).
Стимульный материал представляет собой набор из 100 юмористических фраз, напечатанных на карточках. 40 фраз однозначно относятся к одной из 10 тем (по 4 фразы на тему), а 60 фраз являются многозначными (испытуемые усматривают в них то одну, то другую тему из тех же 10 основных). Все использованные фразы были опубликованы в отечественных современных сатирико–юмористических изданиях (наибольший вклад - рубрика "Фразы" с 16-й полосы "Литературной газеты"). На основе нормативных экспериментов многозначные фразы подбирались таким образом, чтобы среднее значение 10 классов (по 10 заданным темам) были равны между собой. Стимульный материал легко размножается, дублируется и при необходимости освежается за счет новых острот и новых тем (что не изменяет диагностический принцип, лежащий в основе методики).
В предлагаемой версии ТЮФ использовались темы (даются их бытовые названия: 1) агрессия-самозащита, 2) взаимоотношения полов, 3) пагубные пристрастия (пьянство),4) деньги, 5) мода, 6) карьера, 7) семейные неурядицы, 8) социальные неурядицы, 9) бездарность в искусстве, 10) человеческая глупость.
Эти темы не явились результатом применения какой-либо теоретической системы классификации мотивов, а были выделены эмпирически с помощью кластер-анализа экспертных оценок нескольких сотен опубликованных шуток, т. е. отражают наиболее устойчивые и распространенные конструкты обыденного сознания.
Процедура проведения теста проста и оперативна. Экспериментатор-психодиагност предлагает испытуемому колоду карточек с юмористическими фразами и в инструкции маскирует личностную направленность теста, ориентируя испытуемого на изучение остроумия.
Обработка результатов. При переходе к обработке и интерпретации результатов необходимо перевести описание тематических конструктов на язык мотивационных тем: появление сильного тематического конструкта (многочисленного класса шуток) означает повышенную напряженность (значимость) соответствующей мотивационной темы.
Подсчет тестового балла не требует применения ключей: диагносту достаточно подсчитать количество карточек в соответствующем классе, чтобы приписать определенный балл мотивационной теме. Десять подсчитанных таким образом показателей могут быть изображены в виде профиля. В отличие от количественных тестов (ММИЛ, 16 ЛФ), в которых показатели по шкалам связываются с популяционными нормами, в данном случае показатели сравниваются внутри индивидуального профиля: выявляются порядковая структура мотивационных тем, доминирующие темы, второстепенные темы и т.д. Использование в тесте норм с внутренним критерием не отменяет возможности получения популяционных норм (известно, что такие классы, как 1-й, 8-й, 9-й, 10-й являются часто встречающимися у большинства людей).
При анализе мотивационных профилей теста следует учитывать, что напряженность мотивационной темы может отражать не только силу актуально удовлетворяемого мотива, но и силу преграды, блокирующей его удовлетворение.
Авторы теста предлагают следующую теоретическую психологическую интерпретацию использованных тем:
1. Агрессия - самозащита: мотив - самосохранение; преграда - разнообразные "агрессивные" факторы, угрожающие физической целостности организма.
2. Взаимоотношения полов: мотив - вступление в интимно– сексуальные отношения, разрядка напряжения от сексуальной неудовлетворенности; преграда - внутренние трудности (недостаточная привлекательность, скромность) и интериоризованные субьектом социальные запреты на проявление сексуальности вне специальных ситуаций супружеской интимности.
3. Пагубные пристрастия (пьянство): мотив - употребление алкогольных напитков, снятие напряжения с помощью психофармакологических средств; преграда - интериоризованные субъектом социальные запреты, проявляющиеся в чувстве вины, стыда; внешние трудности (административные преследования, дороговизна алкогольных напитков и т. д.)
4. Деньги: мотив - личное материальное благосостояние; преграда - недостаток денег, высокие цены и т. д.
5. Мода: мотив - самоотдача, престиж, самоутверждение за счет обладания внешними атрибутами социального успеха; преграда - скачки моды, дефицит и высокие цены престижных товаров.
6. Карьера: мотив - достижение высокого положения в обществе, получение широкого признания за счет продвижения по служебной лестнице; преграда - конкуренция, необходимость компромиссов, унижений, маскировки под рядового труженика.
7. Семейные неурядицы: мотив - семейное благополучие; преграда - несоответствующее ожиданиям субъекта поведение членов семьи (супруга, детей) или объективные трудности (низкий семейный доход, недостаток жилплощади).
8. Социальные неурядицы: мотив - социальное благополучие; преграда - асоциальность, "несознательность" окружающих, нарушающих нормы социальной справедливости и гражданской собственности.
9. Бездарность в искусстве: мотив - поиск красоты, гармонии, эстетическая сензитивность; преграда - эстетическая беспринципность так называемых "людей искусства", обилие бездарных произведений.
10. Человеческая глупость: мотив - познание, стремление к истине как к самостоятельной ценности, самоутверждение в обладании истинным знанием; преграда - невежество, ограниченность окружающих.
Для различения предметного и преградного уровней содержания актуальной мотивации в каждом конкретном случае необходимы дополнительные диагностические сведения. Поэтому ТЮФ рекомендуется применять в батарее с другими методиками (прежде всего с ТАТом), а также в сочетании с беседой и анализом биографических данных испытуемого.
Дополнительные замечания:
1. При интерпретации выраженного "пика" на диагностическом профиле психолог должен учитывать (в индивидуальном случае) возможность инверсии функций мотива и преграды. Например, "пик" по первой теме может означать и чрезмерную агрессивность (активно-оборонительную реакцию на страх - фрустрацию потребности в самосохранении), и чрезмерную "мазохистскую" пассивную незащищенность (депрессия, пассивно-оборонительная реакция). Как и в тесте конструктов, ТЮФ указывает на значимость тематического конструкта, а не на положение индивида на континууме оси-конструкта.
2. Выраженный "провал" (низкий балл по теме) может означать "апперцептивную" слепоту по отношению к сверхзначимой теме - репрессивный механизм психологической защиты (подавление под действием внутренней цензуры и т.п.).
3. В интерпретации данных следует, как и в других многомерных тестах, анализировать не только изолированные темы, но и учитывать их комбинации, выражающиеся в одновременном повышении или понижении напряженности определенных пар или троек тем. Кроме того, анализ попаданий в класс пунктов из "чужой" темы позволяет выявить склейку тематических конструктов.
4. В отличие от обыкновенных тест-опросников, где профиль может быть одновременно "приподнят" или "опущен" по всем шкалам, в данном случае используются ипсативные нормы - "площадь под кривой" профиля остается постоянной, равной 100 (количество фраз в тесте): одни темы "притягивают" (апперцептируют) к себе фразы из других тем.
5. Различные темы имеют неодноплановый теоретико–психологический статус:

  • потребности организма - темы 1, 2, возможно, 3;
  • потребности индивида - темы 4, 5, 6, возможно, 3, 7, 8;
  • потребности личности - темы 9, 10, возможно, 7, 8.

Психометрические показатели теста

Надежность–согласованность (синхронная надежность) достигалась в ходе построения теста отбором фраз по результатам кластер–анализа. Проверка валидности проводилась в ходе трех различных экспериментов. В первой серии профиль ТЮФ сравнивался с профилем одноименных мотивационных тем, реконструированных с помощью Групповой Оценки Личности (опрос товарищей по группе). Общая корреляция профилей по результатам 32 испытуемых студентов дала значимое, но невысокое значение (0,34). Только по одной теме - "деньги" - имеется достаточно высокое совпадение групповых оценок и тестовых результатов (0,45). Это вполне естественно в применении к студентам, для которых напряженность этой темы указывает, скорее, не на особую алчность (потребительство), а на повышенную силу преграды - дефицит самих денег. В результате на этой выборке данная тема оказалась "социально позитивной" и доступной для внешнего наблюдателя. Чувствительность ТЮФ к латентным мотивам показал второй эксперимент, в котором была предпринята конвергентная валидация ТЮФ и ТАТ. Протоколы ТАТ кодировали по трем выборочным темам (1, 2, 6) три независимых эксперта. Корреляция профилей ТАТ и ТЮФ (по трем темам) достигла высокого значения - 0,85 (результаты 28 испытуемых). Этот результат доказывает, что простой и экономичный ТЮФ для определенных задач может быть близким по своей эффективности громоздкой методике ТАТ.
Третий экспериментальный критерий валидности был построен по логике "известных групп". Авторы теста получили статистически значимое усиление темы "садизм" (на уровне p < 0,001) у 24 больных с депрессивным синдромом по сравнению с нормой.
Как уже упоминалось выше, ТЮФ рекомендуется применять в таких диагностических ситуациях, когда данные теста могут быть дополнены параллельными источниками биографической и клинической информации об испытуемом. Но в составе диагностических батарей ТЮФ приобретает особое значение, которое связано с тем, что экспресс–диагностика напряженных мотивационных "очагов" позволяет психологу сориентировать направление дальнейшей диагностической работы с клиентом. Поэтому проведение ТЮФа в начале психодиагностического исследования может сыграть определенную роль в коррекции или подборе состава методик.
Ниже приводится список юмористических фраз и ключ - номера тем, соответствующих однозначным и многозначным фразам.

Ключ к тесту


Однозначные фразы

Многозначные фразы


юморист. фразы


темы


юморист. фразы


темы


темы


темы


юморист. фразы


темы


темы


темы

Инструкция.

"Это тест на понимание юмористических фраз. Каждая юмористическая фраза или острота имеет определенное содержание. Вам нужно понять это содержание и отнести фразу к соответствующей теме". Названия тем, напечатанные на отдельных карточках, раскладываются перед испытуемым".

Список юмористических фраз

1. Перья у писателя были. Ему не хватало крыльев.
2. Чем дальше хочешь прыгнуть, тем ниже нужно согнуться.
3. Счастье не в деньгах, а в их количестве.
4. Крик моды понятнее всего на чужом языке.
5. Без женщин жить нельзя на свете и тем более в темноте.
6. Чтобы лучше понять душу человека, лучше всего ее вынуть.
7. Дурак, совершенствуясь, становится круглым.
8. С кем поведешься, с тем и наберешься.
9. Скажи мне, чем ты богат, и я скажу, кем ты служишь.
10. Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление - жене.
11. "Терпенье и труд все перетрут", - напомнил Евгений Сазонов супруге, перетирающей гору посуды.
12. Все в природе взаимосвязано, поэтому без связей лучше не жить.
13. Не брал за горло никого, кроме бутылки.
14. Морская качка была изображена художником с таким сходством, что при одном взгляде на картину тошнило.
15. Стояла тихая Варфоломеевская ночь...
16. И фиговый листок отпадает.
17. Одежда! Мой компас земной, а удача - награда за смелость.
18. Не было ни гроша, и не будет!
19. Сила земного притяжения ощущается особенно сильно, когда начинаешь подниматься по служебной лестнице.
20. Странная картина открылась взору уважаемого классика: это была экранизация его романа.
21. Если ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты не настоящий карьерист.
22. Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды.
23. Выпился в алкоголики.
24. "Семь раз отмерь - один отрежь", - объяснил старый палач молодому.
25. Брала от жизни все, что входило в моду.
26. Деньги тем большее зло, чем их меньше.
27. Мне с Вами скучно, мне с вами спать хочется!
28. Ему пришла в голову мысль, но не застав никого, ушла.
29. Выбирая из двух зол, бери оба: потом и этого не будет.
30. Она шипела на мужа, как газированная вода.
31. Я не пью больше ста граммов, но выпив сто граммов, я становлюсь другим человеком, а этот другой пьет очень много.
32. Не бойтесь этой гранаты - она ручная.
33. Дети - цветы жизни. Не давай им, однако, распускаться.
34. "Не хлебом единым жив человек!" - кричали возбужденные покупатели в очереди за мясом.
35. Сколько прекрасных мыслей гибнет в лабиринтах извилин.
36. Единственное, что в нем было мужественного, он не мог обнаружить из–за приличий.
37. "Нелегок этот писательский труд", - говорит Евгений Сазонов, ежедневно относя в приемный пункт макулатуры по 20 кг произведений своих коллег.
38. Шагая в ногу с модой, следите, чтобы она не свернула за угол.
39. Деньги есть деньги! В этой фразе есть глубокий смысл, но нет запятой.
40. Призвание хорошо, а звание лучше.
41. Поэт шел в гору, но гора эта не была Парнасом.
42. Стриптиз моды: маски, миди, мини, голый король.
43. Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой.
44. "Душит - значит любит" (Дездемона).
45. В настойчивых поисках братьев по разуму он оказался в вытрезвителе.
46. Нашел место в жизни - найди жене.
47. Писал с принципиальных кассовых позиций.
48. Защита диссертации пройдет успешнее, если банкет по этому поводу провести за два - три часа до ее начала.
49. Бог создал женщин глупыми, чтобы они любили мужчин.
50. Почему чаще всего неограниченные возможности у ограниченных людей?
51. Ссорясь, они швыряли друг в друга стульями, но ни семейной жизни, ни мебели это не вредило: семья была крепкая, мебель тоже.
52. Если умный человек идет в гору, значит он материально заинтересован.
53. "У меня ничего не осталось, кроме тебя", - признавался он за три дня до зарплаты.
54. Круглые дураки в люди не выходят. Их выкатывают.
55. Мясник строил материальное благополучие на чужих костях.
56. Голова его что–нибудь да стоила... Вместе с бобровой шапкой.
57. "Пить - здоровью вредить", - сказала Юдифь, отсекая голову ассирийскому военачальнику Олоферну, как только он уснул, опьяненный вином и ласками Юдифи.
58. И на Пегасах порой гарцуют всадники без головы.
59. Только в очень хорошем настроении она называла получку мужа деньгами.
60. Те, кому дают на чай, пьют коньяк.
61. "Удивительное - ядом!" - сказал Сальери.
62. Нарушение моды королями становится модой для их подданных.
63. Нетрезвый взгляд на вещи позволяет обходиться без них.
64. Жена шефа много лучше, чем шеф жены.
65. Если у тебя умная жена, будешь есть плоды с дерева познания, если глупая - с дерева жизни.
66. Бдительный завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все, что у продавщиц пряталось за прилавком.
67. Когда она заговорила о чернобурой лисе, муж смотрел на нее волком.
68. Не только сам укладывался в получку, но и укладывал своих приятелей.
69. Женщине по служебной лестнице легче идти в короткой юбке.
70. Когда музы молчат, говорят жены поэтов.
71. Дороже всего нам обходится то, что нельзя доставать ни за какие деньги.
72. Хорошо, когда у женщины есть муж, но еще лучше, когда он чужой.
73. В повести так много пили, что из нее можно было гнать спирт.
74. Мечтает устроиться на доходное лобное место.
75. При вытрезвителе вновь открыта комната матери и ребенка.
76. В этой столовой можно не только червячка заморить.
77. Женщины пьянили его, особенно когда он в их обществе пил водку.
78. Последний крик моды раздается обычно из–под прилавка.
79. Если все время мыслить, то на что же существовать?
80. Быстро поднимался по служебной лестнице: одна "рука" тут, другая - там.
81. Мода на форму черепа стоила ей многого.
82. Чем продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник.
83. Ломал голову, а сломал шею.
84. "А здесь я работаю для потомства", - гордо намекнул Евгений Сазонов, указывая посетителям на диван.
85. Закон всеобщего тяготения к шаблону.
86. Всем модам Отелло предпочитал декольте.
87. Интеллигенты умирают сидя.
88. Бараны умеют жить: у них самая паршивая овца в каракуле ходит.
89. Сколько еще дантесов прозябает в неизвестности.
90. Забытый писатель искал забвения в вине.
91. Многие женятся по любви, потому что не имеют возможности жениться по расчету.
92. Модельеры призваны одевать женщин. Они же все время стараются их раздеть.
93. Не лезь без бутылки!
94. Даже роль Отелло исполняется правдивее, если есть личная заинтересованность.
95. Любопытство к женщинам не должно быть праздным.
96. Перед злоупотреблением не разбалтывай.
97. Не всякая кучка могучая.
98. Если жена не следит за модой, за ней можно не следить.
99. Чем приятнее формы, тем безразличнее содержание.
100. Графомания - это потребность души или семейного бюджета?

Тест юмористических фраз (ТЮФ) - это тест, разработанный А.Г. Шмелевым и В.С. Бабиной. Он представляет собой оригинальную методику диагностики, которая помогает определить, что движет поступками человека и чем мотивирована его деятельность.

Здесь представлен сокращенный вариант методики и способа подсчета результатов, который требует примерно 10-15 минут.

Тест состоит из тем и 43 утверждений. Ваша задача - определить, каким темам соответствуют какие утверждения. Не стремитесь к тому, чтобы каждой теме соответствовало равное количество утверждений.

Итак, вы читаете фразу и относите ее к одной из тем. Чем больше утверждений соответствуют теме, тем больше она определяет ваши поступки.

1. Агрессия
2. Сексуальность
3. Пагубные привычки
4. Деньги
5. Мода
6. Карьера
7. Семейные неурядицы
8. Неурядицы в обществе
9. Бездарность в искусстве
10. Глупость

Утверждения

1. Перья у писателя были. Ему не хватало крыльев.
2. Счастье не в деньгах, а в их количестве.
3. Чтобы как следует понять душу человека, лучше всего ее вынуть.
4. Дурак, совершенствуясь, становится круглым.
5. Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление - жене.
6. Не брал за горло никого, кроме бутылки.
7. И фиговый листок опадает.
8. Если ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты не настоящий карьерист.
9. Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды.
10. «Семь раз отмерь - один отрежь», - объяснял старый палач молодому.
11. Мне с вами скучно, мне с вами спать хочется.
12. Выбирая из двух зол, бери оба: потом и этого не будет.
13. Не бойтесь этой гранаты: она ручная.
14. Дети - цветы жизни. Не давай им, однако, распускаться.
15. Шагая в ногу с модой, следите, чтобы она не свернула за угол.
16. Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой.
17. «Душит - значит любит» (Дездемона).
18. Нашел место в жизни - найди жене.
19. Почему чаще всего неограниченные возможности у ограниченных людей?
20. Мясник строил материальное благополучие на чужих костях.
21. Те, кому дают на чай, пьют коньяк.
22. Нарушение моды королями становится модой для их подданных.
23. Если у тебя умная жена, будешь есть плоды с древа познания, если глупая - с древа жизни.
24. Бдительный завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все, что у продавщиц пряталось под прилавком.
25. Не только сам укладывался в получку, но и укладывал своих приятелей.
26. Когда музы молчат, говорят жены поэтов.
27. Дороже всего нам обходится то, что нельзя достать ни за какие деньги.
28. Хорошо, когда у женщины есть муж, но еще лучше, когда он чужой.
29. В повести так много пили, что из нее можно было гнать спирт.
30. Мечтает устроиться на доходное лобное место.
31. При вытрезвителе вновь открыта комната матери и ребенка.
32. Если все время мыслить, на что же существовать?
33. Чем продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник.
34. Закон всеобщего тяготения к шаблону.
35. Всем модам Отелло предпочитал декольте.
36. Интеллигенты умирают сидя.
37. Сколько еще Дантесов прозябает в неизвестности!
38. Забытый писатель искал забвения в вине.
39. Многие женятся по любви, потому что не имеют возможности жениться по расчету.
40. Даже роль Отелло исполняется правдивее, если есть личная заинтересованность.
41. Любопытство к женщинам не должно быть праздным.
42. Если жена не следит за модой, за ней можно не следить.
43. Не всякая кучка могучая.

Если вы определили, что больше утверждений относится к теме «агрессия». Значит, ваши поступки определяются стремлением к самосохранению. Вы не совсем удовлетворены своей ролью в этом мире, прожитой жизнью. В то же время для вас характерна активная жизненная позиция.

Если главная тема - «сексуальность», то вы стремитесь избавиться от недостаточной привлекательности, преодолеть скромность, внутренние моральные запреты. Возможно, вам следует быть менее демонстративным человеком в поведении

«Пагубные привычки». Вами движет стремление снять напряжение, избавиться от чувства вины, стыда. У вас имеются проблемы во взаимоотношениях - как формальных, так и неформальных.

«Деньги». Вами движет стремление компенсировать материальным благополучием внутреннюю неполноту. Вы пытаетесь связывать оценку самого себя как человека с уровнем доходов.

«Мода». Вами движет стремление повысить свой престиж, жажда самоутверждения. Вы весьма скептически относитесь к общественным нравам, ценностям, для вас характерны свобода, радикализм во внешнем виде, озабоченность этими вопросами.

«Карьера». Вами движет стремление достичь высокого положения, которым вы стремитесь компенсировать чувство внутренней неудовлетворенности. Вы честолюбивы.

«Семейные неурядицы». Вы стремитесь создать такое семейное благополучие, которое соответствует вашим представлениям. Вам надо уделить особое внимание преодолению психологических барьеров во взаимоотношениях с людьми.

«Бездарность в искусстве». Вы стремитесь к красоте, гармонии. Вы чувствительны, внимательны к нюансам взаимоотношений, отзывчивы.

«Человеческая глупость». Вы стремитесь к истине, самоутверждению и обладанию истинным знанием. Для вас нет барьеров и условностей в общении. Вы положительно относитесь к работе с людьми. В то же время вам не помешает повысить интерес как к собственному внутреннему миру, так и к нюансам переживаний других людей.

Тест юмористических фраз (ТЮФ) – оригинальная компактная методика диагностики мотивационной сферы личности, соединяющая в себе достоинства стандартизованного измерительного экспресс–теста и индивидуализированной проективной техники. Разработан А.Г. Шмелевым и В.С. Бабиной. Релевантной практической задачей ТЮФ является, по мнению авторов, прежде всего диагностика в целях индивидуального психологического консультирования и коррекции.

Тест, состоящий из 100 юмористических фраз, позволяет выявить доминирующую в подсознании человека установку на повышенную чувствительность в одной из следующих сфер:

1. Агрессия - самозащита.
2. Межполовые отношения.
3. Пагубные привычки (в данном случае - пьянство).
4. Деньги.
5. Мода.
6. Карьера.
7. Семейные неурядицы.
8. Социальные проблемы.
9. Бездарность в искусстве и другом творческом деле.
10. Человеческая глупость.

Наличие установки в одной или нескольких из перечисленных областей проявляется в том, что человек в немалозначных юмористических фразах (а таких в методике 40) улавливает именно тот смысл, который соответствует его установке.

Испытуемый получает список из 10 перечисленных выше сфер и задание, читая последовательно юмористические фразы, относит их к какой-либо из этих сфер. О наличии установки (или установок) судят по тому, какое количество фраз испытуемый отнес к той или иной сфере: чем больше карточек, отнесенных к данной сфере, тем сильнее установка на нее.

В свою очередь установка может свидетельствовать о нескольких вещах:

  1. О наличии у испытуемого недостаточно осознаваемых, но достаточно сильных потребностей в данной сфере.
  2. О наличии у него сильных проблем в этой сфере, вызывающих постоянные эмоциональные переживания.
  3. О наличии комплексов, связанных с данной сферой.

Методика в состоянии ответить только на вопрос, касающийся наличия установки, но полностью объяснить ее не может. Для этого требуется специальное исследование, которое может провести только профессионально подготовленный психолог.

Инструкция . «Перед вами 100 юмористических фраз и 10 разных сфер жизни, к которым они могут быть отнесены. Прочтите эти фразы и примите решение, к какой сфере относится каждая из них».

Список юмористических фраз

1. Перья у писателя были, но ему не хватало крыльев.
2. Чем дальше хочешь прыгнуть, тем ниже приходится сгибаться.
3. Счастье не в деньгах, а в их количестве.
4. Крик моды понятнее всего на чужом языке.
5. Без женщин жить нельзя на свете - тем более в темноте.
6. Чтобы как следует понять душу человека, лучше всего ее вынуть.
7. Дурак, совершенствуясь, становится круглым.
8. С кем поведешься, с тем и наберешься.
9. Скажи мне, чем ты богат, и я скажу, кем ты служишь.
10. Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление - жене.
11. «Терпение и труд все перетрут», - напомнил Евгений Сазонов супруге, перетирающей гору посуды.
12. Все в природе связано, поэтому без связей лучше не жить.
13. Не брал за горло никого, кроме бутылки.
14. Морская качка изображена художником с таким сходством, что при одном взгляде на картину тошнило.
15. Стояла тихая Варфоломеевская ночь.
16. И фиговый листок отпадает.
17. Одежда! Мой компас земной, а удача-награда за смелость.
18. Не было ни гроша, и не будет ни шиша.
19. Сила земного притяжения ощущается особенно сильно, когда начинаешь подниматься по служебной лестнице.
20. Странная картина открылась взору уважаемого классика: это была экранизация его романа.
21. Если ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты не настоящий карьерист.
22. Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды.
23. Выпился в алкоголики.
24. «Семь раз отмерь - один раз отрежь», - объяснял старый палач молодому.
25. Брала от жизни все, что входило в моду.
26. Деньги - тем меньшее зло, чем их меньше.
27. Мне с вами скучно, мне с вами спать хочется.
28. Ему пришла в голову мысль, но, не застав никого, ушла.
29. Выбирая из двух зол - выбирай оба: потом и этого не будет.
30. Она шипела на мужа как газированная вода.
31. Я пью не больше ста граммов, но, выпив сто граммов, я становлюсь другим человеком, и начинаю сначала.
32. Не бойтесь этой гранаты: она - ручная.
33. Дети - цветы жизни. Не давайте им, однако, распускаться.
34. «Не хлебом единым жив человек!» - кричали возбужденные покупатели в очереди за мясом.
35. Сколько прекрасных мыслей гибнет в лабиринтах извилин!
36. Единственное, что в нем было мужественного, он не мог обнаружить из-за приличий.
37. «Нелегок этот писательский труд», - говорил Евгений Сазонов, ежедневно относя в приемный пункт макулатуры по 20 кг произведений своих коллег.
38. Шагая в ногу с модой, следите за тем, чтобы она не свернула за угол.
39. «Деньги есть деньги!» - В этой фразе есть глубокий смысл, но нет запятой.
40. Призвание хорошо, а звание лучше.
41. Поэт шел в гору, но эта гора не была Парнасом.
42. Стриптиз моды: макси, миди, мини, голый король.
43. Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой.
44. «Душит - значит любит» (Дездемона).
45. В настойчивых поисках братьев по разуму он оказался в вытрезвителе.
46. Нашел место в жизни - найди жене.
47. Писал с принципиальных кассовых позиций.
48. Защита диссертации пройдет успешнее, если банкет по этому поводу провести на 2-3 часа раньше.
49. Бог создал женщин глупыми, чтобы они любили мужчин.
50. Почему чаще всего неограниченные возможности у неограниченных людей?
51. Ссорясь, они швыряли друг в друга стульями, но ни семейной жизни, ни стульям это не вредило: семья была крепкая, мебель - тоже.
52. Если умный человек идет в гору, значит, он материально заинтересован.
53. «У меня ничего не осталось, кроме тебя», - признался он ей... за три дня до зарплаты.
54. Круглые дураки в люди не выходят, их выкатывают.
55. Мясник строил свое материальное благополучие на чужих костях.
56. Голова его чего-нибудь да стоила... вместе с бобровой шапкой.
57. «Пить - здоровью вредить», - сказала Юдифь, отсекая голову ассирийскому военачальнику Олоферну, как только тот уснул, опьяненный вином и ласками Юдифи.
58. И на «пегасах» порой гарцуют всадники без головы.
59. Только в очень хорошем настроении она называла получку мужа деньгами.
60. Те, кому дают на чай, пьют коньяк.
61. «Удивительное - ядом!» - сказал Сальери.
62. Нарушение моды королями становится модой для подданных.
63. Нетрезвый взгляд на вещи помогает обходиться без них.
64. Жена шефа намного лучше, чем шеф жены.
65. Если у тебя умная жена, будешь есть плоды с дерева познания, если глупая - с дерева жизни.
66. Бдительный завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все, что у продавщиц пряталось под прилавком.
67. Когда она заговаривала о черно-бурой лисе, муж смотрел на нее волком.
68. Не только сам укладывался в получку, но укладывал и своих приятелей.
69. Женщине по служебной лестнице легче идти в короткой юбке.
70. Когда музы молчат, говорят жены поэтов.
71. Дороже всего нам обходится то, что нельзя достать ни за какие деньги.
72. Хорошо, когда у женщины есть муж, но еще лучше, если он чужой.
73. В повести так немало пили, что из нее можно было гнать спирт.
74. Мечтает устроиться на доходное лобное место.
75. При вытрезвителе вновь открыта комната матери и ребенка.
76. В этой столовой можно не только червяка заморить.
77. Женщины пьянили его, особенно когда в их обществе он пил водку.
78. Последний крик моды часто раздавался из-под прилавка.
79. Если все время мыслить, то на что же существовать?
80. Быстро поднимался по служебной лестнице: одна «рука» - тут, другая - там.
81. Мода на форму черепа стоила ей немалого.
82. Чем продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник.
83. Ломал голову, а сломал шею.
84. «А здесь я работаю для потомства», - гордо намекнул Евгений Сазонов, указывая посетителям на диван.
85. Закон всеобщего тяготения к шаблону.
86. Всем модам Отелло предпочитал декольте.
87. Интеллигенты умирают сидя.
88. Бараны умеют жить: у них и самая паршивая овца в каракуле ходит.
89. Столько еще дантесов прозябает в неизвестности!
90. Забытый писатель искал забвение в вине.
91. Многие женятся по любви, потому что не имеют возможности жениться по расчету.
92. Модельеры призваны одевать женщин. И они же все время стараются их раздеть.
93. Бывает осень и у людей.
94. Даже роль Отелло исполняется правдивее, если есть личная заинтересованность.
95. Любопытство к женщинам не должно быть праздным.
96. Перед злоупотреблением не разбалтывай!
97. Если жена не следит за модой, за ней можно не следить.
98. Не всякая кучка - могучая.
99. Чем приятнее формы, тем безразличнее содержание.
100. Графомания - это потребность души или семейного бюджета.

Тест юмористических фраз (ТЮФ)

Методика оценки личностных особенностей, связанных с пониманием юмора, разработана А. Г. Шмелевым и В. С. Болдыревой в 1982 г.

В качестве стимульного материала используются 80 (100) юмористических фраз или афоризмов, из которых половина однозначно относится к одной из десяти тем, а остальные фразы многозначны (приложение 15). Задача испытуемых: исходя из собственной апперцепции, усмотреть в них одну из десяти основных тем. Соответствие фраз основным темам определено при помощи нормативных экспериментов .

В методике отражены следующие основные диагностические темы: садизм, секс, пагубные пристрастия, деньги, мода, карьера, семейные неурядицы, социальные неурядицы, бездарность в искусстве и человеческая глупость.

Проективный потенциал методики заключается в том, что субъект относит к одному классу как однозначные, так и многозначные стимулы. Авторы методики полагают, что чем большее количество многозначных стимулов объединяет вокруг себя однозначный стимул, тем выше мотивационная значимость соответствующей темы. Появление сверхкрупного класса является представлением сверхзначимой или доминирующей мотивации, предмет которой соответствует содержанию данной темы.

Возможно проведение сложного содержательного анализа семантических отношений между фразами-понятиями, включенными испытуемым в значимые темы. Показатели "напряженности" мотивационной темы могут отражать не только силу мотива, но и "силу преграды", или фрустратора потребности.

Процедура проведения теста достаточно проста. Испытуемому предлагается классифицировать набор карточек с фразами таким образом, чтобы в одной группе находились карточки с фразами на одну тему. Ему дается следующая инструкция: "Разложите, пожалуйста, карточки на группы так, чтобы в одной группе лежали карточки на одну тему".

Закончив классификацию, испытуемый дает названия выделенным им классам. По этим названиям экспериментатор идентифицирует одну из десяти тем, которой соответствует выделенный испытуемым класс. Если испытуемый неясно формулирует интерпретируемые названия, то идентификация стандартной темы производится но однозначным фразам, попавшим в состав класса. Так, если в выделенную группу карточек попадают три фразы и более, однозначно относящиеся к основной теме, то к этой же теме относится и вся группа.

Обработка результатов. Психологу необходимо подсчитать количество карточек в соответствующей группе, чтобы приписать определенный балл мотивационной сфере. Десять полученных показателей могут быть визуализированы в виде профиля. В отличие от стандартизированных тестов показатели ТЮФ сравниваются внутри индивидуального мотивационного профиля человека, т.е. выявляется порядковая структура мотивационных тенденций: какие темы доминируют, какие второстепенны и т.д.

Подсчет тестовых баллов, отражающих выраженность отдельных мотивационных тем, сводится к подсчету ответов в соответствующих им группах. Показатели мотивационных баллов могут представляться в виде графического профиля, отражающего общий объем мотивации и силу проявления определенных мотивов.

В ходе интерпретации результатов могут также сравниваться показатели элементов структуры индивидуального профиля мотивационных тем, их доминирование или соотношение. Таким образом могут анализироваться не только изолированные темы, но и их комбинации.

Тематический апперцепционный тест (ТЛТ) является наиболее популярным методом, посредством которого исследуются некоторые из доминирующих импульсов, эмоций, чувств, комплексов и конфликтов личности. Особой его ценностью является то, что он в состоянии вскрывать запрещенные определяющие мотивы, которые испытуемый или пациент не хотел бы раскрывать, потому что не сознает их.

ТАТ применяется в любом широком исследовании личности, в истолковании расстройства поведения: психосоматических заболеваний, неврозов и психозов, но не подходит для детей младше четырех лет. Применение этой техники особенно рекомендуется в качестве первой стадии к серии психотерапевтических бесед или к краткому психоанализу .

Суть метода заключается в том, что испытуемому предлагают за короткое время придумать сюжетные рассказы на основании просмотра ряда картинок. Полученные тексты отражают существенные компоненты личности при обращении испытуемого к своему опыту и выражении им своих чувств, а также сознательных и бессознательных потребностей.

Достоверность данного отражения зависит от двух психологических тенденций: 1) испытуемому приходится интерпретировать неопределенную ситуацию в соответствии с прошлым опытом и наличными потребностями; 2) он вынужден извлекать детали повествования из своего опыта и выражать свои чувства и потребности, как сознательные, так и бессознательные.

Достоверность метода определяется еще и тем, что испытуемый может настолько сосредоточить внимание и воображение на выполнении тестового задания, что забывает о необходимости защиты своего сензитивного "Я" от исследователя. Не сознавая этого, он высказывает определенные суждения о выдуманных характерах, применимые к нему самому, раскрывает то, что не склонен был признавать, отвечая на прямые вопросы.

Материал теста состоит из 19 картинок, отпечатанных на белом картоне, и одной белой карты (приложение 16). Требуется составить в целом 20 рассказов. Материал теста имеет три важные особенности. Во-первых, авторы теста указывают на то, что можно обойтись без картинок, играющих роль стимула, а просто предложить испытуемым придумать рассказ. Однако установлено, что: а) картинки возбуждают воображение; б) побуждают испытуемого присущим ему способом выразить свое отношение к классическим ситуациям; в) использование стандартных стимулов, как в других тестах, имеет существенное значение. Во- вторых, опыт показал, что рассказы дают больше информации и обоснованность интерпретации возрастает, если большинство картинок включает персонаж того же пола, что и испытуемый. Одни картинки не содержат человеческих персонажей, другие представляют индивидов любого пола, а в некоторых пол изображенной фигуры неясен. Действительно, 11 картинок (и белая карта) оказались пригодными для обоих полов. В-третьих, ТАТ имеет ограничение по возрасту испытуемых: его рекомендуется использовать в диапазоне от 7 до 40 лет.

Организация. Стимульный материал предъявляется в процессе двух диагностических встреч (серий), в ходе которых испытуемым предлагают по 10 картинок. Картинки второй серии более необычны, драматичны, странны. Каждая серия длится час, интервал между встречами 24 ч или более.

Тест доступен для большинства испытуемых, которые не нуждаются в какой-либо специальной подготовке, достаточно небольшого инструктажа. Испытуемым, которые раньше не подвергались психологическому тестированию, вначале необходимо предложить более структурированную методику (тест интеллигентности, механической способности и т.п.). С детьми качество тестирования повышается после нескольких встреч, в процессе которых они проявляют свою фантазию в игре с глиной, пластилином или игрушками.

Атмосфера, создаваемая психологом, дружелюбный тон, эстетически оформленное помещение, манеры и соответствующее поведение исследователя должны способствовать развитию воображения испытуемых. Важно, чтобы клиент ощутил атмосферу сочувствия, внимания, доброты и понимания.

Процедура тестирования состоит в следующем.

1-й сеанс. Испытуемый усаживается в удобное кресло или ложится на диван, предпочтительно (за исключением детей и психически нездоровых пациентов) спиной к исследователю, и ему зачитывается инструкция:

Семантический дифференциал среди психологических методов исследования отношений занимает особое место. Он получил широкое распространение в самых разных областях экспериментальной психологии – в исследованиях личности, малых групп, массовых коммуникаций и т.д. СД обычно оказывается полезен там, где требуется количественно описать субъективное, эмоциональное отношение испытуемого к каким-либо обстоятельствам его окружения или внутреннего мира. С помощью СД можно измерить определенные свойства представлений человека о разнообразных социальных ценностях, явлениях культуры, физических стимулах, о самом себе и других людях. Такого рода методы позволяют моделировать личность не как совокупность формальных измерений, а как систему личностных смыслов или отношений.

СД основан на использовании процедуры эмоционального шкалирования объектов. Испытуемому предъявляется набор биполярных шкал, каждая из которых образована парой прилагательных-антонимов: хороший – плохой, спокойный – возбужденный, острый – тупой и т.д. Требуется оценить степень соответствия стимула тому или иному полюсу каждой шкалы по определенной системе, чаще всего семибалльной.

Оцениваемым стимулом может быть все что угодно: люди, слова, картинки и т.д. (приложение 19). При этом для СД характерно существенное ограничение, состоящее из метафоричности используемых сочетаний шкал и стимулов. СД составляется так, чтобы не допустить буквального отражения испытуемыми объективных качеств стимулов (объектов), т.е. создать ситуацию проекции субъективного отношения к ним испытуемых. Как утверждает автор методики, система шкал, составленная только из личностных терминов, при условии сохранения классической факторной структуры является валидным инструментом исследования личности и межличностных отношений.

Инструкция. При помощи шкальной оценки понятий испытуемому предлагается оценить личное эмоциональное отношение к следующим понятиям:

  • 1. Мое настоящее "Я" (Каким я сам себе являюсь в действительности?)

Бланки заполняются без пропусков шкал, т.е. отметка (+) ставится в каждой строке в соответствующих клетках. Работа должна вестись в быстром темпе. На оценку одного понятия-стимула дается 1–2 мин. Отдельные бланки нумеруются в соответствии с номером понятия (исследуемого объекта) .

В метрической основе метода СД лежит математическая процедура, позволяющая выявлять в совокупности данных небольшое число обобщенных, независимых, содержательно интерпретируемых параметров, к которым в определенном смысле сводится исследуемая совокупность. Многочисленные факторные исследования семантического дифференциала, проводившиеся на различных выборках, дали согласующиеся результаты. В большинстве случаев три фактора оказались сходны между собой. Они получили названия: Е (оценка), Р (сила) и А (активность) .

Структура ЕРА задает универсальное семантическое пространство, в котором также может быть размещен, упорядочен и описан мир субъективных отношений человека к его окружению, т.е. исследует межличностные отношения. При этом индивидуальные различия испытуемых при усреднении исчезают, а факторная структура отражает некий групповой портрет, характеризующий выборку в целом.

Направленность СД на измерение индивидуальных особенностей сознания предопределяет использование варианта статистического анализа, напоминающего процедуры факторизации личностных вопросников. В данном случае таблицы СД заполняются на одно и то же понятие, например "Я сам", а источником дисперсии являются его индивидуальные представления.

Шкалы семантического дифференциала характеризуют определенную грань личностно-смысловой сферы человека. При помощи шкалы "Е" (хороший – плохой...) измеряется непосредственно эмоциональная оценка исследуемого объекта, шкалы силы "Р" (сильный – слабый; большой – маленький; твердый – мягкий) – доминантность восприятия человеком какого-либо объекта или признака, а при помощи шкалы активности "А" (активный – пассивный...) оцениваются энергетические характеристики объекта.

Обработка результатов. Выявление корреляционной близости исследуемых понятий друг к другу осуществляется путем расчета евклидова расстояния между ними.

Расчет СД производится по формуле

где – факторы исследуемого стимула-объекта; Е 0, факторы базового понятия "Я" (настоящее "Я"; реальное "Я"; идеальное "Я"; лучшее "Я"; худшее "Я"; "Я-сам" и др.).

Вторым этапом исследования смысловой сферы является сравнение СД разных понятий.

В итоге вывод о значимости понятия для испытуемого определяется его близостью к личностному "Я" по наименьшему значению СД, т.е. чем меньше евклидово расстояние между исследуемым понятием и базовым понятием "Я", тем выше вероятность предположения о том, что оно имеет для человека большее значение.

В автоматизированном варианте методики стимулы и шкалы предъявляются последовательно.

  • Трехфакторные структуры ЕРА были получены при оценке по разнообразным наборам шкал абстрактных и конкретных понятий, различных визуальных и аудиальных стимулов чистых цветов, чернильных пятен, абстрактных форм, картинок ТАТ, произведений живописи, мимической и интонационной экспрессии, фонетических значений. В трехмерном пространстве, образованном факторами ЕРА, дифференцируются и значения столь сложных объектов, как социальные роли и политические события, литературные стили и стихотворные рифмы. О масштабах применения СД в области лексической семантики лает представление так называемый семантический атлас, в котором значение каждого из 550 слов описывается величинами фактора ЕРА.
  • Евклидово расстояние определяется как квадратный корень разности стимулов, возведенных в квадрат.
  • Тест юмористических фраз ТЮФ (В.С. Бабина (Болдырева), А.Г. Шмелев) – это простая и интересная методика диагностики мотивационной сферы личности, соединяющая в себе достоинства классического измерительного теста и индивидуальной проективной методики.

    Тестируемому предлагается отнести предложенные фразы к одной из десяти предложенных тем. Повышенная мотивационная значимость (доминантность) темы приводит к тому, что человек чаще видит определенную тему, игнорируя все остальные темы (признавая их второстепенность).

    В результате количество стимулов, отнесенных субъектом к одной теме, резко превышает количество стимулов, отнесенных им к другим темам. Стимульный материал представляет собой набор из 100 юмористических фраз. 40 фраз однозначно относятся к одной из 10 тем (по 4 фразы на тему), а 60 фраз являются многозначными (можно выбрать любую тему из тех же 10-ти основных).

    Тест юмористических фраз. Опросник ТЮФ (В.С. Бабина (Болдырева), А.Г. Шмелев). Методика диагностики мотивационной сферы личности:

    Инструкция:

    Перед вами 100 юмористических фраз и 10 разных сфер жизни, к которым они могут быть отнесены. Прочтите эти фразы и примите решение, к какой сфере относится каждая из них.

    10 сфер жизни:

    1. Агрессия - самозащита.

    2. Межполовые отношения.

    3. Вредные привычки.

    4. Деньги.

    6. Карьера.

    7. Семейные неурядицы.

    8. Социальные проблемы.

    9. Отсутствие таланта в искусстве и другом творческом деле.

    10. Человеческая глупость.

    Стимульный материал к тесту ТЮФ.

    1.Перья у писателя были, но ему не хватало крыльев.

    3. Счастье не в деньгах, а в их количестве.

    4. Крик моды понятнее всего на чужом языке.

    5. Без женщин жить нельзя на свете - тем более в темноте.

    6. Чтобы как следует понять душу человека, лучше всего ее вынуть.

    7. Дурак, совершенствуясь, становится круглым.

    8. С кем поведешься, с тем и наберешься.

    9. Скажи мне, чем ты богат, и я скажу, кем ты служишь.

    10. Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление - жене.

    11. «Терпение и труд все перетрут», - напомнил Евгений Сазонов супруге, перетирающей гору посуды.

    12. Все в природе связано, поэтому без связей лучше не жить.

    13. Не брал за горло никого, кроме бутылки.

    14. Морская качка изображена художником с таким сходством, что при одном взгляде на картину тошнило.

    15. Стояла тихая Варфоломеевская ночь.

    16. И фиговый листок отпадает.

    17. Одежда! Мой компас земной, а удача-награда за смелость.

    18. Не было ни гроша, и не будет ни шиша.

    19. Сила земного притяжения ощущается особенно сильно, когда начинаешь подниматься по служебной лестнице.

    20. Странная картина открылась взору уважаемого классика: это была экранизация его романа.

    21. Если ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты не настоящий карьерист.

    22. Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды.

    23. Выпился в алкоголики.

    24. «Семь раз отмерь - один раз отрежь», - объяснял старый палач молодому.

    25. Брала от жизни все, что входило в моду.

    26. Деньги - тем меньшее зло, чем их меньше.

    27. Мне с вами скучно, мне с вами спать хочется.

    28. Ему пришла в голову мысль, но, не застав никого, ушла.

    29. Выбирая из двух зол - выбирай оба: потом и этого не будет.

    30. Она шипела на мужа как газированная вода.

    31. Я пью не больше ста граммов, но, выпив сто граммов, я становлюсь другим человеком, и начинаю сначала.

    32. Не бойтесь этой гранаты: она - ручная.

    33. Дети - цветы жизни. Не давайте им, однако, распускаться.

    34. «Не хлебом единым жив человек!» - кричали возбужденные покупатели в очереди за мясом.

    35. Сколько прекрасных мыслей гибнет в лабиринтах извилин!

    36. Единственное, что в нем было мужественного, он не мог обнаружить из-за приличий.

    37. «Нелегок этот писательский труд», - говорил Евгений Сазонов, ежедневно относя в приемный пункт макулатуры по 20 кг произведений своих коллег.

    38. Шагая в ногу с модой, следите за тем, чтобы она не свернула за угол.

    39. «Деньги есть деньги!» - В этой фразе есть глубокий смысл, но нет запятой.

    40. Призвание хорошо, а звание лучше.

    41. Поэт шел в гору, но эта гора не была Парнасом.

    42. Стриптиз моды: макси, миди, мини, голый король.

    43. Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой.

    44. «Душит - значит любит» (Дездемона).

    45. В настойчивых поисках братьев по разуму он оказался в вытрезвителе.

    46. Нашел место в жизни - найди жене.

    47. Писал с принципиальных кассовых позиций.

    48. Защита диссертации пройдет успешнее, если банкет по этому поводу провести на 2-3 часа раньше.

    49. Бог создал женщин глупыми, чтобы они любили мужчин.

    50. Почему чаще всего неограниченные возможности у неограниченных людей?

    51. Ссорясь, они швыряли друг в друга стульями, но ни семейной жизни, ни стульям это не вредило: семья была крепкая, мебель - тоже.

    52. Если умный человек идет в гору, значит, он материально заинтересован.

    53. «У меня ничего не осталось, кроме тебя», - признался он ей... за три дня до зарплаты.

    54. Круглые дураки в люди не выходят, их выкатывают.

    55. Мясник строил свое материальное благополучие на чужих костях.

    56. Голова его чего-нибудь да стоила... вместе с бобровой шапкой.

    57. «Пить - здоровью вредить», - сказала Юдифь, отсекая голову ассирийскому военачальнику Олоферну, как только тот уснул, опьяненный вином и ласками Юдифи.

    58. И на «пегасах» порой гарцуют всадники без головы.

    59. Только в очень хорошем настроении она называла получку мужа деньгами.

    60. Те, кому дают на чай, пьют коньяк.

    61. «Удивительное - ядом!» - сказал Сальери.

    62. Нарушение моды королями становится модой для подданных.

    63. Нетрезвый взгляд на вещи помогает обходиться без них.

    64. Жена шефа намного лучше, чем шеф жены.

    65. Если у тебя умная жена, будешь есть плоды с дерева познания, если глупая - с дерева жизни.

    66. Бдительный завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все, что у продавщиц пряталось под прилавком.

    67. Когда она заговаривала о черно-бурой лисе, муж смотрел на нее волком.

    68. Не только сам укладывался в получку, но укладывал и своих приятелей.

    69. Женщине по служебной лестнице легче идти в короткой юбке.

    70. Когда музы молчат, говорят жены поэтов.

    71. Дороже всего нам обходится то, что нельзя достать ни за какие деньги.

    72. Хорошо, когда у женщины есть муж, но еще лучше, если он чужой.

    73. В повести так немало пили, что из нее можно было гнать спирт.

    74. Мечтает устроиться на доходное лобное место.

    75. При вытрезвителе вновь открыта комната матери и ребенка.

    76. В этой столовой можно не только червяка заморить.

    77. Женщины пьянили его, особенно когда в их обществе он пил водку.

    78. Последний крик моды часто раздавался из-под прилавка.

    79. Если все время мыслить, то на что же существовать?

    80. Быстро поднимался по служебной лестнице: одна «рука» - тут, другая - там.

    81. Мода на форму черепа стоила ей немалого.

    82. Чем продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник.

    83. Ломал голову, а сломал шею.

    84. «А здесь я работаю для потомства», - гордо намекнул Евгений Сазонов, указывая посетителям на диван.

    85. Закон всеобщего тяготения к шаблону.

    86. Всем модам Отелло предпочитал декольте.

    87. Интеллигенты умирают сидя.

    88. Бараны умеют жить: у них и самая паршивая овца в каракуле ходит.

    89. Столько еще дантесов прозябает в неизвестности!

    90. Забытый писатель искал забвение в вине.

    91. Многие женятся по любви, потому что не имеют возможности жениться по расчету.

    92. Модельеры призваны одевать женщин. И они же все время стараются их раздеть.

    93. Бывает осень и у людей.

    94. Даже роль Отелло исполняется правдивее, если есть личная заинтересованность.

    95. Любопытство к женщинам не должно быть праздным.

    96. Перед злоупотреблением не разбалтывай!

    97. Если жена не следит за модой, за ней можно не следить.

    98. Не всякая кучка - могучая.

    99. Чем приятнее формы, тем безразличнее содержание.

    100. Графомания - это потребность души или семейного бюджета.

    Ключ к тесту ТЮФ.

    № юмор. № темы № юмор. № темы фразы фразы Однозначные фразы Многозначные фразы 1 9 41 6, 9 2 6 42 2, 5 3 4 43 4, 5 4 5 44 1, 2 5 2 45 3, 10 6 1 46 6, 7 7 10 47 4, 9 8 3 48 3, 6 9 8 49 2, 10 10 7 50 8, 10 11 7 51 7, 1 12 8 52 4, 6 13 3 53 2, 4 14 9 54 6, 10, 8 15 1 55 1, 4, 8 16 2 56 5, 10 17 5 57 1, 2, 3 18 4 58 9, 10 19 6 59 4, 7 20 9 60 3, 8 21 6 61 1, 9 22 10 62 5, 6, 8 23 3 63 3, 5 24 1 64 2, 6, 7 25 5 65 2, 10 26 4 66 2, 8 27 2 67 5, 7 28 10 68 3, 4 29 8 69 2, 6 30 7 70 7, 9 31 3 71 4, 8 32 1 72 2, 7 33 7 73 3, 9 34 8 74 1, 4, 6 35 10 75 3, 7 36 2 76 2, 3 37 9 77 2, 3 38 5 78 5, 8 39 4 79 4, 10 40 6 80 6, 8 81 1, 5, 4 82 8, 9 83 1, 10, 8 84 2, 9 85 5, 9, 10 86 1, 2, 5 87 1, 8, 10 88 4, 5, 10 89 1, 6, 9 90 3, 9 91 4, 7 92 2, 4, 5 93 3, 8 94 1, 2, 7, 9 95 2, 7 96 8, 10 97 5, 8 98 8, 9, 10 99 2, 9, 10 100 4, 9

    Интерпретация, обработка результатов теста ТЮФ.

    При переходе к обработке и интерпретации результатов необходимо перевести описание тематических конструктов на язык мотивационных тем: появление сильного тематического конструкта (многочисленного класса шуток) означает повышенную напряженность (значимость) соответствующей мотивационной темы, появление слабого тематического конструкта (малочисленного класса шуток) означает второстепенность соответствующей мотивационной темы.

    При анализе мотивационных профилей ТЮФ следует учитывать, что напряженность мотивационной темы может отражать не только силу актуально удовлетворяемого мотива, но и силу преграды, блокирующей его удовлетворение. Авторы теста предлагают следующую теоретическую психологическую интерпретацию использованных тем:

    Tема: "Садизм".

    Мотив: самосохранение.

    Преграда: разнообразные "агрессивные" факторы, угрожающие физической целостности индивида.

    Tема: "Межполовые отношения".

    Мотив: вступление в межполовые отношения, разрядка напряжения от неудовлетворенности.

    Преграда: внутренние трудности (недостаточная привлекательность, скромность) и интериоризованные субъектом социальные запреты на проявление близости вне специальных ситуаций супружеской интимности.

    Tема: "Пагубные пристрастия".

    Мотив: употребление алкогольных напитков, снятие напряжения с помощью психо-фармакологических средств.

    Преграда: интериоризованные субъектом социальные запреты, проявляющиеся в чувстве вины, стыда; внешние трудности (административные преследования, дороговизна алкогольных напитков и т.п.).

    Tема: "Деньги".

    Мотив: личное материальное благосостояние.

    Преграда: недостаток денег, высокие цены и т.п.

    Tема: "Мода".

    Мотив: самоподача, престиж, самоутверждение за счет обладания внешними атрибутами социального успеха.

    Преграда: скачки моды, дефицит и высокая цена престижных товаров.

    Tема: "Карьера".

    Мотив: достижение высокого положения в обществе, получение

    Широкого признания за счет профессионального и социального продвижения по служебной лестнице.

    Преграда: конкуренция, необходимость компромиссов, унижений, маскировки под рядового труженика.

    Tема: "Семейные неурядицы".

    Мотив: семейное благополучие.

    Преграда: несоответствующее ожиданиям субъекта поведение членов семьи (супруга, детей) или объективные трудности (низкий семейный доход, недостаток жилплощади).

    Tема: "Социальные неурядицы".

    Мотив: социальное благополучие.

    Преграда: асоциальность, "несознательность" окружающих, нарушающих нормы социальной справедливости и гражданской собственности.

    Tема: "Бездарность в искусстве".

    Мотив: поиск красоты, гармонии, эстетическая сензитивность.

    Преграда: эстетическая беспринципность так называемых "людей искусства", обилие бездарных произведений.

    Tема: "Человеческая глупость".

    Мотив: познание, стремление к истине как к самостоятельной ценности, самоутверждение в обладании истинным знанием.

    Преграда: невежество, ограниченность окружающих.

    Для различения предметного и преградного уровней содержания актуальной мотивации в каждом конкретном случае необходимы дополнительные диагностические сведения. Поэтому ТЮФ рекомендуется применять в батарее с другими методиками (прежде всего, с ТАТом).

    Примечание.

    1. При интерпретации выраженного "пика" на диагностическом профиле нужно учитывать (в индивидуальном случае) возможность инверсии функций мотива и преграды. Например, "пик" по 1-ой теме может означать и чрезмерную агрессивность (активно-оборонительную реакцию на страх - фрустрацию потребности в самосохранении), и чрезмерную "мозахистическую" пассивную незащищенность (депрессия, пассивно-оборонительная реакция).

    2. Выраженный "провал" (низкий балл по теме) может означать "апперцептивную слепоту" по отношению к сверхзначимой теме - репрессивный механизм психологической защиты (подавление под действием внутренней цензуры и т.п.).

    3. В интерпретации данных следует, как и в других многомерных тестах, анализировать не только изолированные темы, но и учитывать их комбинации, выражающиеся в одновременном повышении или понижении напряженности определенных пар или троек тем. Кроме того, анализ попаданий в класс пунктов из "чужой" темы позволяет выявить склейку тематических конструктов.

    4. В отличие от обыкновенных тест-опросников, где профиль может быть одновременно "приподнят" или "опущен" по всем шкалам, в данном случае используются ипсативные нормы - "площадь под кривой" профиля остается постоянной - равной 100 (количество фраз в тесте): одни темы "притягивают" к себе фразы из других тем.

    Rating 4.50 (1 Vote)

    Похожие публикации