Паук из властелина колец. Миры: Миры. «Властелин Колец» Толкина. Монстрология. Враги Свободных народов

Происхождение имени

По словам Толкина, «Шелоб - слово английского происхождения… означающее „она“ (she ) + „паук“ (lob ) = „паучиха“. Это слово является переводом эльфийского унгол - „паук“». Толкин предлагает считать это слово орочьим и не переводить его .

Происхождение и появление Шелоб в Средиземье

Шелоб устроила своё логово в подземном переходе на перевале Кирит Унгол (в переводе с синдарина - «паучий перевал»), располагавшемся высоко над крепостью Минас Итиль , и с тех пор никто не мог попасть в Мордор этой дорогой. Судя по словам Фарамира, неизвестный ужас (источником которого была Шелоб) поселился в Кирит Унголе ещё до того, как назгулы захватили цитадель Минас Итиль (превратив её в Минас Моргул) и укрепления на перевале, ведущем в Мордор:

Доподлинно ничего не известно, - ответил Фарамир. - Мы, люди Гондора, давно уже не бываем за Южным Трактом, не говоря уже о Горах Мрака. Мы знаем о них только из древних легенд и сказок, переданных нам стариками. Но все легенды сходятся на том, что на перевале над Минас Моргулом обитает неведомый ужас. При имени Кирит Унгол старцы и знатоки преданий бледнеют и умолкают.

Властелин Колец. Две крепости. Книга 4, глава 6 «Запретное озеро» (перевод Марии Каменкович, Валерия Каррик)

…Как Шелоб попала сюда, в пещеру, не говорит ни одна легенда, ибо немногие предания Чёрных Лет дошли до нашего времени. Но с тех пор она, та, что была здесь прежде Саурона и прежде того, как заложен был первый камень Барад-дура, неизменно пребывала здесь.

Властелин Колец. Две крепости. Книга 4, глава 9 «Логово Шелоб» (перевод Марии Каменкович, Валерия Каррик)

Шелоб жила в кромешной темноте, ибо она была детищем тьмы и всякий свет был пагубен для неё. Этим воспользовался Фродо, отогнав её сиянием фиала Галадриэль.

Особой жизненной цели у Шелоб не было, за исключением пожирания всего, что попадается в её паутину, и стремления разрастаться всё больше и больше. Она любила только себя и свою плоть, а всех остальных, даже Саурона , презирала и ненавидела. Сам Тёмный Властелин отлично знал о ней, и она была полезна ему тем, что сторожила Кирит-Унгол; кроме того, ему была приятна её ненависть ко всему живому.

В основном пищей ей служили орки Саурона, постоянно попадавшиеся в её паутину. И хотя они всё время проделывали обходные пути, Шелоб находила эти проходы и расставляла в них свои сети.

Паутина Шелоб была очень липкой и прочной, и разрубить её могло лишь эльфийское оружие.

Шелоб в событиях Войны Кольца

Около 3000 года Третьей Эпохи Шелоб встретилась с Голлумом , выпущенным из Барад-Дура на поиски Кольца Всевластья.

Несколько лет назад с ней встретился Горлум-Смеагорл, превеликий лазун по всем чёрным захолустьям, и тогда, во дни былые, он поклонился ей, и преклонился перед ней, и напитался отравой её злобы на все свои странствия, став недоступен свету и раскаянию. И он пообещал доставлять ей жертвы.

Властелин Колец. Две крепости. Книга 4, глава 9 «Логово Шелоб» (перевод В. Муравьёва)

В 3019 году Т. Э. Голлум, намереваясь втёмную воспользоваться Шелоб как непобедимым оружием, привёл к ней хоббитов Фродо и Сэма , направлявшихся к вулкану Ородруин , чтобы уничтожить Кольцо Всевластья . Шелоб удалось ужалить и схватить Фродо, но его выручил Сэм, которому удалось - впервые за многие века! - не только серьёзно ранить чудовище эльфийским клинком своего хозяина, но и обратить её в бегство.

Звуки агонии раненой Шелоб, уползшей в своё логово, слышит Сэм, надев Кольцо. Это последнее упоминание о ней в трилогии. Позже, после падения Мордора, по приказу короля Элессара крепость Минас Моргул и укрепления Кирит Унгола были разрушены до основания, но гигантская паучиха так и не была найдена.

См. также

Примечания

Кратко о статье: Враги свободных народов Нынче речь у нас пойдет вовсе не о хоббитах. В прицел январского "Бестиария" попали многочисленные злобные твари Средиземья - от пауков Лихолесья до Балрога Морийского. Понятное дело, что на четырех страницах журнальной статьи невозможно подробно рассказать обо всех существах мира Толкина. Поэтому я сосредоточусь на тех из них, кто, во-первых, прямо или косвенно находился на стороне сил Зла, во-вторых, обладал хотя бы минимальной разумностью, и, в-третьих, не являлся людьми.

Враги Свободных народов

Краткая монстрология Средиземья

Нынче речь у нас пойдет вовсе не о хоббитах. В прицел январского "Бестиария" попали многочисленные злобные твари Средиземья - от пауков Лихолесья до Балрога Морийского. Понятное дело, что на четырех страницах журнальной статьи невозможно подробно рассказать обо всех существах мира Толкина. Поэтому я сосредоточусь на тех из них, кто, во-первых, прямо или косвенно находился на стороне сил Зла, во-вторых, обладал хотя бы минимальной разумностью, и, в-третьих, не являлся людьми.

Впрочем, и об этих созданиях можно писать бесконечно, посему не ждите от этой статьи исчерпывающих описаний - скорее, это будут некоторые интересные и не очень широко известные факты. Предупредив таким образом часть возможной критики, перехожу к собственно бестиарию.

Зеленокожие и саблезубые

Орки - продукт работ Моргота в области генной инженерии. Интересны тем, что, будучи истреблены все до одного, способны почти мгновенно размножиться вновь.

Среди многочисленных опасностей Средиземья орки (иногда их называют гоблинами, "ирчи" по-эльфийски, "урук" на Темном наречии) - пожалуй, наиболее привычная и распространенная. По общепринятой версии, орки были выведены Темным властелином Морготом еще до Первой эпохи (времена столь стародавние, что во "Властелине колец" вы почти не найдете упоминания о них). Материалом и одновременно образцом для издевательства для орков послужили эльфы, в то время бродившие по берегам своего родного озера Куивиэнен.

Орки невысоки, коротконоги и длинноруки, их грубая кожа зеленого или черного оттенка, на пальцах рук - когти, у них чуткий нюх и черная кровь. Питаются орки сырым мясом, не брезгуя и падалью. Орки (кроме урук-хай ) плохо переносят солнечный свет и предпочитают ночь или темноту подземных коридоров. Они довольно искусны в горном деле и ремесле, однако из их лап выходят изделия жутковатого вида и предназначения: оружие, пыточные инструменты, доспехи. В Третью эпоху (когда, собственно, и происходит действие "Властелина Колец") орки расплодились по всему Средиземью: от горы Гундабад на севере Мглистых гор до Мордора на юге. Разные племена говорили на разных наречиях, подчинялись разным начальникам и нередко воевали друг с другом.

Норокопатели

Орки, населявшие Мглистые горы, были крупнее своих сородичей и отлично приспособлены к жизни в подземельях. В "Хоббите" упоминается, что у них были даже специальные мягкие башмаки для бесшумной ходьбы по коридорам.

Орки Мглистых гор известны давней и кровавой враждой с гномами из-за их подземного царства Мории. В сражении в долине Азанулбизар погибло множество орков, в том числе их вождь Азог. Однако не прошло и полутораста лет, как орки расплодились вновь и чуть не нанесли Свободным народам поражение в Битве Пяти армий на склонах Одинокой горы.

Орки Мглистых гор напали на Хранителей в Мории, присутствовали они и в отряде, захватившем в плен Мерри и Пиппина.

Под Багровым оком

Орки были основной рабочей силой и пушечным мясом Властелина Колец Саурона. В Мордоре их можно было встретить везде: в Войну Кольца бесконечные колонны орков маршировали по Горгороту, стягиваясь к вратам Мораннон.

В Третью эпоху Саурон вывел (вероятно, путем скрещивания с людьми или троллями) усовершенствованную породу орков - урук-хай. Они были выше, сильнее и не боялись солнечного света. В Войну Кольца урук-хай сражались в армиях как Саурона, так и Сарумана (хотя в фильме Питера Джексона урук-хай - порождение Сарумана).

На службе Сарумана

Справедливости ради надо сказать, что Саруман, не отставая от Моргота и Саурона, также занимался опытами по скрещиванию. Их результатом стали полуорки, также не страдавшие светобоязнью. Полуорки выглядели по-разному: некоторые были почти неотличимы от людей, а в других с первого взгляда проступала орочья порода. У Толкина сарумановские орки не ездят верхом на варгах, Питер Джексон, очевидно, заимствовал этот элемент из описания Битвы Пяти армий, где на варгах сражались орки Больга.

Имена кольценосцев

Как звали назгулов - вопрос, который волнует толкинистов на протяжении вот уже нескольких десятилетий. У Толкина упоминается имя только одного из улаири, второго после Короля-Чародея - Кхамул, он же Черный истерлинг. В ролевой и карточной играх Middle-Earth , изданных фирмой Iron Crown Enterprises , были предложены следующие имена для оставшихся восьми кольценосцев: Муразор (сам Король-Чародей), Двар, Джи Индур, Акхорахиль, Хоармурат, Адунафель, Рен и Увата. Эти имена получили распространение в среде игроков.

Однако, выпуская новую коллекционную карточную игру Lord of the Rings , компания Decipher пошла другим путем: всех назгулов, кроме самого Короля-Чародея, "пересчитали" по-эльфийски: Аттеа (второй), Нелиа, Кантеа, Лемениа, Энквеа, Отсеа, Толдеа, Нертеа (девятый).

Окольцованные всадники

Со временем кольценосцы развоплотились и стали устрашать Средиземье в виде призраков. Назгулы бестелесны, однако их одежда, оружие и кони вполне реальны. Главное оружие улаири - страх, который они внушают всему живому, хотя в отдельных случаях они могут прибегнуть и к проклятому клинку. Они видят мир иначе, чем люди, и часто полагаются на нюх, а не на зрение. Назгулы не любят солнечный свет и воду, боятся огня и имени Элберет. Однако убить их невозможно, пока не уничтожен Саурон.

Звание почетного назгулоборца Средиземья принадлежит, несомненно, эльфу Глорфиндейлу: он разбил ангмарские войска улаири, а во время Войны Кольца загнал Черных всадников в Бруинен (в фильме Питера Джексона роль Глорфиндейла взяла на себя Арвен).

Вот такие птички водятся в Мордоре.

Предводительствует кольценосцами Король-Чародей (он же Ангмарец), сильнейший из них. В Третью эпоху он воцарился в колдовской стране Ангмар, откуда войнами и ведовством уничтожил нуменорское королевство Арнор. Затем он со своими коллегами захватил гондорскую крепость Минас Итиль и превратил ее в Минас Моргул. Король-Чародей не боялся оружия, любая попытка напасть на него заканчивалась параличом нападавшего. Он был убит Эовин на Пеленнорских полях, как и предсказал ему Глорфиндейл. Ростом Король-Чародей был выше прочих назгулов, а на голове поверх шлема носил корону.

Обычно назгулы передвигались верхом на черных конях, специально выращенных в Мордоре и приученных терпеть исходившие от кольценосцев волны страха. Однако после того, как кони улаири утонули в водах Бруинен (а сами они бестелесными призраками вернулись в Мордор), Саурон посадил их на громадных крылатых тварей. Новые верховые животные назгулов были бесперыми, с кожистыми крыльями и длинными шеями; летали они подобно стервятникам. Вероятнее всего, это были последние представители данного биологического вида в Средиземье.

Ужас огня и тени

Анекдот

Не вдаваясь в подробности истории и теологии Средиземья, балрогов можно определить как духов огня. Балроги были совращены Морготом еще до начала Первой эпохи и составляли личную гвардию Темного властелина вплоть до его окончательного поражения. Их громадные тела обладали человеческими очертаниями, однако были окутаны языками пламени и клочьями темноты. Вода не была смертельной для балрогов, однако тушила их огонь, и они принимали форму скользких чешуйчатых гадов. Обязательной деталью вооружения балрога была многохвостовая огненная плеть. Один из самых острых вопросов среди толкинистов - были ли у балрогов крылья, поскольку текст с описанием крыльев балрога можно понимать двояко.

После падения Моргота несколько балрогов бежало на восток, в Средиземье, и укрылось там глубоко под землей. Нам известна дальнейшая судьба только одного из них. Морийский балрог, он же Проклятье Дарина, был обнаружен гномами, которые зарывались все глубже под Мглистые горы, за драгоценным митрилом. Он убил короля гномов и множество его подданных, а остальные гномы покинули Морию.

Возможно, балрог командовал орками, заселившими оставленные гномами подземелья; в любом случае, и он, и зеленокожие уживались друг с другом. Сложно сказать, действовал ли Морийский балрог согласованно с Сауроном, но стремления у них, очевидно, были одни. Интересно, что по своей изначальной сути и мощи балрог не уступал ни самому Саурону, ни Гэндальфу, ни Саруману.

Упокоищами назывались погребальные курганы к югу от дороги, ведущей из Шира в Бри. Здесь находились захоронения благородных воинов Кардолана, одного из княжеств, на которые распался Арнор в результате подрывной деятельности Короля-Чародея (а возможно, и более древние захоронения). Во время Великой чумы население Кардолана почти целиком вымерло, и нежить из Ангмара и подвластного ему княжества Рудаур вползла в Упокоища и утвердилась там.

С тех пор заплутавшие путники стали пропадать в курганах, и о них поползла дурная слава. Во "Властелине колец" описано, как это происходило: сначала нежить морочила путникам голову, заставляя ходить по кругу, вселяла в них смятение и усталость. Вконец запутанные жертвы засыпали или теряли сознание, чтобы оказаться внутри Упокоищ. Там нежить под шепот жутких заклинаний убивала несчастных, и об их дальнейшем существовании можно только догадываться.

Большие и сильные

На поляне вокруг большого костра сидели три огромных тролля. Поляна была завалена банками с ветчиной "Made in USA", блоками жевательной резинки, бутылками "Пепси" и прочей снедью, а тролли вели непринужденную беседу.

Вадим Румянцев, "Вззхоббит, или Путь в никуда"

Тролли, иначе называемые торогами - мрачные, неуклюжие и тупые создания, к появлению которых, очевидно, также приложил руку Моргот. Существует версия о том, что Темный властелин создал троллей в насмешку над энтами и в подражание им. У торогов толстая шкура, ростом они выше человека и гораздо сильнее его. Тролли питаются мясом людей, гномов, хоббитов и прочими подобными яствами. Боязнь солнечного света, в той или иной мере проявлявшаяся у большинства слуг Моргота и Саурона, выражена у торогов максимально: любое свидание с дневным светилом заканчивается для них гибелью вследствие окаменения. Хрестоматийный пример подобного поворота событий описан в "Хоббите".

Существует много разновидностей троллей. Пещерные тролли , водившиеся повсюду в подземельях Средиземья, вместе с орками входили в состав сил Зла, оккупировавших Морию. Представители этой породы особенно велики, их кожа темно-зеленого цвета, а на ногах нет пальцев. В своем путешествии к Одинокой горе Бильбо встретил троих каменных троллей . Наконец, тролли холмов отличаются особой агрессивностью (в частности, они убили отца Арагорна, а также участвовали в битве у врат Мораннон), а горные - силой: именно они несли громадный таран в Пеленнорской битве.

Особо следует упомянуть об олог-хай . Олог-хай - элитарный подвид торогов, выведенный Сауроном к концу Третьей эпохи. Они были сильнее и сообразительнее своих сородичей, а также могли без особого вреда переносить солнечное излучение. Впрочем, это их умение, равно как и многие другие, целиком зависело от злобной воли их господина. В фильме Питера Джексона "Две Крепости" тролли, очевидно, олог-хай, открывают и закрывают колоссальные врата Мордора.

Открытым остается вопрос о великанах (гигантах) в мире Толкина. В "Хоббите" упоминаются каменные великаны, перекидывавшиеся во время грозы валунами. Существуют разные версии относительно того, что имел в виду Толкин под каменными великанами. Это могли быть те же тролли, либо порода крупных людей, или же даже энты. Впрочем, есть ли в Средиземье великаны, нет ли в Средиземье великанов - то, что о них известно, я написал.

Средиземские горынычи

Моргот создал концепцию нового вида вооружений - огненного дракона, и изготовил первый опытный образец. Молодой и глупый, дракон Глаурунг выполз из ворот Ангбанда. Эльфы в ужасе разбежались, и дракон... [фрагмент опущен], осквернив тем самым окрестные поля.

С. О. Рокдевятый, "Звирьмариллион"

Смауг, очень приятно.

Как вы уже, наверное, догадались, драконы, равно как и орки с троллями, также были плодом деятельности Моргота. Не совсем понятно, что взял Темный властелин за образец, и что стало материалом для драконов. Существует версия о том, что они были созданы волшебством из огня.

Драконы появились позже других созданий Моргота, однако оказались, пожалуй, самым опасным его порождением. Драконы живут почти вечно, если их не убить, а убить их под силу далеко не каждому. Помимо почти непробиваемой брони, драконы защищены способностью зачаровывать собеседника своей речью и взглядом. У них очень острое зрение, тонкий нюх и чуткий слух. Драконы удивительно алчны, обладают очень хорошей памятью и чрезвычайно умны.

Первые драконы (урулоки ), в том числе "опытный образец" Глаурунг, уже умели выпускать пламя, однако были бескрылыми. Впоследствии Моргот создал две разновидности крылатых драконов: огненных и ледяных, причем последние выпускать огонь не умели. Однако это не делало их менее опасными: махая крыльями, они могли поднять сильный ветер, сбивавший противника с ног. Дракон Смауг, захвативший чертоги гномов под Одинокой горой, принадлежал к породе огненных крылатых драконов.

После развоплощения Моргота оставшиеся в живых драконы перебрались в северные пустоши Средиземья. У Саурона никогда не хватило бы власти, чтобы управлять драконами, поэтому они оказались предоставлены сами себе. Чем это закончилось, видно уже на примере Смауга: без чуткого и централизованного руководства разрозненные драконы становились жертвами отдельных драконоборцев.

Более поздние, не-толкиновские источники населили Средиземье новыми видами драконов, такими, как пещерные, земляные (кеменлоки), болотные (хисуалоки), драконы света (калалоки) и даже дождевые драконы.

Сети и жала

Среди самых первых сообщников Темного властелина Моргота (в те времена, когда он Морготом еще и не был) была Унголиант, пребывавшая в образе огромной паучихи. В конце концов (еще до начала Первой эпохи) Унголиант пожрала сама себя, успев, правда, перед этим помочь Морготу в его темных делах, поссориться с ним и - самое для нас главное и основное - наплодить многочисленное потомство.

Пауки и мухи.

Последней из потомков Унголиант была паучиха Шелоб, обитавшая со Второй эпохи в пещерах на перевале Кирит-Унгол, одном из путей в Мордор. Она жила здесь до появления Саурона в Мордоре и не имела с ним никаких отношений; Саурон знал о ее существовании и держал в качестве сторожевой собаки. Шелоб подстерегала путников - людей, эльфов, орков - в лабиринте своих пещер, местами завешанных паутиной с нитями в палец толщиной, и высасывала из них кровь. Ее шкура была прочнее драконьей чешуи, а единственным уязвимым местом были глаза. Шелоб была ослеплена и ранена в схватке с Сэмом и, возможно, умерла после этого.

Впрочем, по примеру своей родительницы, и она не оставила мир без потомства. Отпрысками Шелоб считаются гигантские пауки, расплодившиеся в отрогах Гор Тени и к северу от них, вплоть до Северного Лихолесья. Именно там заплутавший в лесу отряд гномов был схвачен пауками, и Бильбо Бэггинс сражался с ними, чтобы освободить спутников. Гигантские пауки разумны и умеют разговаривать на всеобщем языке тонкими скрипучими голосами.

По-волчьи выть

Волки и их всевозможные родственники еще в первую эпоху стали одними из ближайших союзников Моргота. В "Сильмариллионе" упоминаются величайшие из волков - Драуглуин и Кархарот; да и сам Саурон не брезговал время от времени принимать волчье обличье. Древние волки разговаривали на Черном наречии и понимали эльфийский язык.

Возможно, от этих древних волков происходят варги Третьей эпохи - свирепые разумные волки, обитающие на севере долины Андуина, а также, возможно, и в других местностях. Варги разговаривают на собственном языке, а также очень быстро бегают, однако не умеют лазать по деревьям и боятся огня. Варги часто объединяются с орками Мглистых гор для совместного разбоя и грабежа. Именно на варгах прискакало воинство орочьего вождя Больга к Одинокой горе, в Битву Пяти армий. Позднее отряд Хранителей столкнулся со стаей варгов недалеко от ворот Мории: в ночной стычке было убито приличное число этих тварей, однако наутро не обнаружилось ни одного тела. Возможно, это был морок, а возможно, и нет.

Страж-в-воде

Безымянное существо, живущее в глубине пруда у Западных ворот Мории. В принципе, это может быть и два существа, и три, и двадцать. Все, что известно о страже-в-воде - у него (или у них) много щупальцев, он не любит, когда кто-то кидает камни в его пруд и обладает недюжинной силой. Гэндальф высказал предположение, что это существо ранее обитало в темных водах под горами, а на поверхность поднялось вследствие усиления воли Врага.

Очевидно, что существа, подобные стражу-в-воде - не единственные, кто населяет глубочайшие подземелья. По словам Гэндальфа, "намного ниже самых глубоких пещер гномов мир грызут существа, которым нет имени. Даже Саурон не знает про них". Впрочем, оставляю читателю все возможные спекуляции относительно этих безымянных существ.

* * *

Наша виртуальная экскурсия по средиземскому бестиарию подходит к концу. Надеюсь, что первое, самое общее представление об опасных существах, подстерегающих каждого Хранителя Кольца в мире Толкина, вы получили (или освежили в памяти то, что давно читали). В этом небольшом обзоре я сознательно обходил большинство нюансов, связанных с космологией и историей толкиновского мира, многочисленными именами собственными, которые потребовали бы многословных объяснений, малопонятных для читателя несведущего и неинтересных для посвященного. И вместе с тем я стремился не ограничиваться рамками фильма Питера Джексона - просто потому, что его смотрели все или почти все, и пересказ серий был бы просто неинтересен.

Если же кто-нибудь, паче чаяния, заинтересуется приведенными здесь сведениями, мне остается только отослать его к более компетентным источникам. Которые, помимо уже упоминавшихся "Властелина колец", "Хоббита" и "Сильмариллиона", суть:

Дж. Р. Р. Толкин. История Средиземья. (12 томов на английском языке; 2 переведены на русский);

Дж. Р. Р. Толкин. Неоконченные предания Нуменора и Средиземья;

Разнообразные путеводители, справочники, гиды и пр. на русском и английском языках;

Ролевые и карточные игры Middle-Earth и Lord of the Rings ;

Здесь приведён список всех вымышленных животных, которые были упомянуты в произведениях Дж. Р. Р. Толкина о Средиземье. Случаи, когда животное представляет собой Майа в образе животного, выделены отдельно.

На квенья, эльфийском языке, разработанном Толкином, общее слово, обозначающее животных (в отличие от растений) звучит как «келвар» (кв. kelvar).

Быки́ О́ромэ (англ. Kine of Araw) - белые быки, жившие у внутреннего моря Рун. Были названы так людьми Гондора, ассоциировавшими их с Вала Оромэ (кв. Oromë), иначе Арау (синд. Araw), «охотником Валар». Ворондил Охотник сделал охотничий рог из рога одного из этих быков, и он стал фамильной реликвией рода Правителей-Наместников Гондора. В конце концов этот рог попал к Боромиру и был разрублен надвое, когда Боромир пал в битве с орками у Парт Галена.

Быков Оромэ часто сравнивают с турами.

Ва́рги (англ. Wargs) - вид волков, отличавшихся особенной злобностью и часто являвшихся союзниками орков. Толкин позаимствовал название от древнескандинавского слова, означающего «волк». Иногда называются «волками-оборотнями» или «волколаками». Упоминание о варгах встречается в «Песни Лейтиан», «Хоббите» и «Братстве Кольца».

Гигантские орлы Раса орлов огромных размеров, обитавшая в горах Криссаэгрим, а после затопления Белерианда - на неприступных вершинах Мглистых гор в Средиземье. Считалось, что они посылались в Средиземье и Нуменор Манвэ. Толкин в различных источниках предполагал, что эти орлы были либо Майар, либо просто высокоразумными птицами.

Гигантские пауки В «Хоббите» описана колония разумных и огромных по размеру пауков, живших в северо-восточной части Лихолесья в конце Третьей Эпохи. Эльфы из королевства Трандуила безуспешно пытались их истребить. В ходе событий, описанных в книге, 12 гномов из отряда Торина были пойманы пауками, опутаны паутиной и подвешены на одной длинной ветке, однако Бильбо Бэггинсу удалось освободить их всех с помощью его меча -Жала, волшебного кольца и смекалки.

Во «Властелине Колец» в дополнение к этому говорится, что эти пауки были порождены Шелоб, которая, в свою очередь, происходила от Унголиант, и населяли также и южную часть Лихолесья. Также предполагается, что эти пауки завелись в тех местах примерно в то время, когда на Лихолесье упала тень Некроманта (Саурона), примерно в 1050 году Т. Э.

Ки́ринки (англ. Kirinki) - один из многочисленных видов птиц Нуменора, неизвестных в Средиземье. Про киринки говорилось, что они были меньше крапивника и обладали «свистящим голосом, еле слышным человеческим ухом».

Кре́байн (синд. Crebain) - вид больших ворон, населявших Дунланд в Третью Эпоху. Часто использовались как слуги и шпионы различными злыми силами, в частности, Саруманом. В ходе Войны Кольца стая кребайн была отправлена на поиски хранителя Кольца.

Слово «кребайн» (вороны) выглядит как обычное множественное число от синдаринского «крабан» (ворона), слово, которое Толкин, скорее всего, позаимствовал из индоевропейских языков: конкретно, из прагерманского корня «*крабн-» (krabn-), из которого происходило протогерманское « храбназ» (*hrabnaz), от которого произошли старонемецкое «храбан» (hraban) и английское «рэйвен» (англ. raven) - «ворон».

Ме́арас (англ. Mearas), ед.ч. ме́арх (англ. mearh) - порода диких лошадей, живших на севере Средиземья. Их продолжительность жизни была равна людской, разум и сила были совершенно исключительными. Они превосходили обычных лошадей в той же степени, что эльфы - людей.

Меарас происходили от Феларофа, который был приручен первым королем Рохана, Эорлом Юным, а, возможно, в более дальней перспективе - от Нахара, коня Оромэ. Во все времена они служили только королю и принцам Рохана. Однако, во время Войны Кольца, дружба Гэндальфа Серого со Сполохом, владыкой меарас, привела к тому, что Сполох позволил Гэндальфу оседлать себя и ездить на себе верхом в конце Третьей Эпохи.

Мумаки́л (англ. Mûmakil), ед. ч. мума́к (англ. mûmak) - животные из Харада, напоминавшие слонов. Термины «мумак» и «мумакил» употреблялись людьми Гондора. В хоббитском фольклоре эти создания именовались «олифантами» (англ. Oliphaunts). В некоторых переводах название читается как мамун, отождествляя их с мамонтами.

Эти животные во «Властелине Колец» впервые описаны в «Двух крепостях». Сэмуайз Гэмджи высказывал огромное желание увидеть одного из них и рассказывал о хоббитской традиции описания мумакил «большими, как дом». Позже, Сэм действительно увидел одного мумака, по размерам напоминавшего «движущийся холм». Толкин пишет о том, что «страх и удивление» Сэма могли еще более увеличить животное в его глазах.

Используемые как вьючные животные жителями Харада, харадрим, мумакил также использовались в битвах в войнах Третьей Эпохи. В Войне Кольца они использовались войсками в Итилиэне и в битве на Пеленнорских полях, во многом в таком же качестве, как и слоны реального мира. В битвах они несли башнеподобные сооружения (соответствующие башенкам-хауда у боевых слонов Индии), в которых находились лучники-харадрим. У мумакил кожа была очень толстой, что делало её практически непроницаемой, а самого мумака - почти неуязвимым для стрел. Единственным способом убить его был меткий выстрел в глаз. Также (как и в случае с настоящими слонами) лошади, не принадлежавшие самим харадрим, отказывались приближаться к мумакам, что делало их также эффективными против вражеской кавалерии. Толкин писал о том, что мумаки вымерли и что

их родичи, живущие в наше время, являются лишь тенью их размера и величия. - Толкин, Дж. Р. Р. Властелин Колец. Том II «Две крепости», книга IV, глава 4 «О травах и тушёном кролике»

«Олифаунт» - также заголовок короткого комического стихотворения о мумаке, процитированного Сэмом и базировавшегося на традиционном ширском фольклоре, посвященном животным. Стихотворение включено в «Две крепости» и «Приключения Тома Бомбадила».

Слово «олифаунт» является вариантом написания архаичного слова «олифант» (англ. oliphant), означающего «слон», «слоновая кость», «бивень» или «музыкальный инструмент, напоминающий бивень слона». Самым известным использованием этого слова в не-толкиновской литературе была «Песнь о Роланде»: рыцарь Роланд не призывал помощи, протрубив в свой рог Олифант в Битве в Ронсевальском ущелье до тех пор, пока такая помощь уже не понадобилась ему и его товарищам. Аллюзии на рог Роланда существуют во «Властелине Колец»: это рог Боромира, рог Хельма и рога Бэкланда в Шире.

Арро́х (синд. Arroch) - конь, на котором Хурин, владыка Дор-Ломина, уехал на битву Нирнаэт Арноэдиад. Ни конь, ни наездник не вернулись назад, и Морвен, жена Хурина,

…прислушивалась бессонными ночами, мечтая услышать его шаги, или просыпалась, думая, что слышит ржание Арроха, его коня, во дворе дома. - Дж. Р. Р. Толкин. Неоконченные сказания: Нарн и-Хин Хурин (Сказание о детях Хурина), «Отъезд Турина»

В переводе с синдарина - «королевский конь».

Асфалот (синд. Asfaloth) - белый конь Глорфиндела в событиях конца Третьей эпохи Средиземья. В переводе с синдарина на английский его имя означает sunlight foam (буквально «пена солнечного света»), от as- - «солнечный» и faloth- - «пена» соответственно.

Ты сядешь на моего коня, - сказал Глорфиндел, - я подтяну стремена к самому седлу, а ты держись крепче и не бойся: мой конь не сбросит седока, которого я прикажу ему везти. Он скачет легко и плавно, а если нагрянет опасность, он унесёт тебя так быстро, что даже чёрные кони врагов не догонят.

Глорфиндел ездил верхом на Асфалоте в поисках Арагорна и хоббитов, направлявшихся в Ривенделл. После их радостной встречи и последующего нападения Чёрных Всадников, Глорфиндел спе́шился и усадил Фродо на коня, что позволило хоббиту добраться до брода через Бруинен (англ. Ford of Bruinen) и спасти Кольцо Всевластья.

Скачи, скачи! - закричал Глорфиндел, а затем громко и чётко сказал коню по-эльфийски: - Норо лим, норо лим, Асфалот! - Толкин, Дж. Р. Р. “Властелин Колец”, том I “Братство Кольца”, книга I, глава 12 «Бегство к броду»

Асфалот был необыкновенно быстрым конём, превосходившим в скорости даже лошадей назгулов, благодаря чему он опередил преследователей и первым достиг переправы с драгоценной ношей.

Несмотря на то, что в описании Асфалота в тексте «Властелина Колец» упоминаются уздечка и упряжь, Толкин в одном из писем (от 14 октября 1958 года) к поклонникам признался, что воспользовался этими словами по небрежности и оплошности.

Конь Глорфиндела должен был носить декоративное оголовье, увенчанное пером, с ремешками, украшенными самоцветами и крошечными колокольчиками; но удилами Глорфиндел, конечно же, пользоваться бы не стал. - Карпентер, Хамфри. Дж. Р. Р. Толкин. Письма. - Эксмо, 2004. - С. 576. - ISBN 5-699-05080-9 (письмо № 211)

Глава, где упоминается упряжь, была написана очень рано, тогда Толкин ещё не продумал до конца, как у эльфов было принято обращаться с лошадьми.

В киноверсии «Братства Кольца» режиссёра Питера Джексона Асфалот - это конь Арвен, и она, вместе с раненым Фродо, скачет на нём через брод, спасаясь от Чёрных Всадников.

Водный Страж (англ. Watcher in the Water, также назывался просто Стражем (англ. The Watcher)) - загадочное существо, обитавшее в зловещем озере у западных Врат Мории. По легенде, Водный Страж появился там после того, как была запружена река Сираннон, протекавшая там. Первый раз он был замечен отрядом гномов Балина за примерно тридцать лет до действия, описанного в «Братстве Кольца». Происхождение Водного Стража не описано в работах Толкина, но его комментаторы сравнивали его с кальмаром, легендарным Кракеном и даже драконами. В фильме Питера Джексона Водный Страж действительно напоминает гигантского кальмара.

Пока отряд находился у Врат Мории, Боромир случайно потревожил водоём, бросив в него камень, после чего потревоженный Страж напал на Фродо, когда Братство уже собиралось войти в Морию. Он схватил Фродо своим длинным светящимся бледно-зелёным щупальцем. Сэмуайз Гэмджи отрубил щупальце своим мечом, но из воды показались двадцать других. Отряд ретировался внутрь Мории в тот момент, когда щупальца захлопнули гигантские каменные двери и с корнем вырвали деревья, росшие по обе стороны от входа. Двери были заблокированы, не оставив Братству другого выбора, кроме как пройти через шахты Мории и выйти на другой стороне через Ворота Азанулбизара.

Гэндальф заметил, что Страж схватил только Фродо, Хранителя Кольца. Фродо и Гэндальф не были уверены, было ли это только одно существо или несколько. Как прокомментировал Гэндальф,

…что-то вылезло или было изгнано из тёмной воды под горами. В глубинах мира есть создания старше и злее орков. - Толкин Дж. Р. Р. Властелин Колец: Братство Кольца. - Книга II, глава 4 «Путь во тьме»

Гваихи́р (синд. Gwaihir) - один из гигантских орлов. Наиболее известен тем, что спас Гэндальфа из башни Ортханка, из плена Сарумана. Также Гваихир спас Гэндальфа после его битвы с балрогом в Мории. Гваихир и его брат Ландроваль (англ. Landroval) сопровождали Гэндальфа и унесли Сэма и Фродо с Ородруина в конце Войны Кольца.

Этимология имени: синд. Gwaihir - Князь ветров, Повелитель ветров.

Драуглуи́н (синд. Draugluin) - волк-оборотень (первый из когда-либо существовавших), прислужник Саурона в Первую Эпоху.

Выращенный среди волков и одержимый злым духом, посланным самим Морготом, Драуглуин был властелином всех оборотней Белерианда, включая Кархарота, и жил со своим хозяином, Сауроном, на Тол-ин-Гаурхот, бывшей наблюдательной башне Финрода Фелагунда.

Драуглуин был убит псом Хуаном во время Похода за Сильмариллом, его шкуру использовали Берен и Лютиэн для того, чтобы проникнуть в Ангбанд.

В переводе с синдарина - «синий волк». Более ранняя форма имени Драуглуина - Драуглир.

Карк (англ. Carc) - разумный ворон, живший на Вороньей Скале под Одинокой Горой во дни короля Трора. Он и его жена свили гнездо над Караульной и стали такой «мудрой и знаменитой парой», что дали своё имя и скале, где они жили.

Кархаро́т (синд. Carcharoth) - «сильнейший из волков», выведенный Морготом и поставленный для охраны врат Ангбанда. Откусил руку Берена вместе с Сильмариллом, однако соприкосновение Камня с его внутренностями привело Кархарота в неистовое бешенство. Был убит Хуаном во время охоты на Кархарота в Дориате, но перед этим смертельно ранил как пса, так и Берена.

Короле́ва Беру́тиэль (синд. Berúthiel) происходила от чёрных нуменорцев, из «внутреннего города», расположенного где-то к югу от Умбара. Её брак с Таранноном Фаластуром, двенадцатым королём Гондора и первым из Морских Королей, как говорили, был организован по политическим соображениям. Толкин описывает Берутиэль как «нечестивую, одинокую и лишённую любви»: в её браке с Фаластуром не было детей. В конце концов, Фаластур расстался с Берутиэлью и отправил её в ссылку, которую она отбывала в том же городе, откуда была родом.

Берутиэль стала известна из-за своих кошек, точнее - из-за их использования в качестве шпионов. Это обстоятельство было описано в «Неоконченных сказаниях»:

…у нее было девять чёрных кошек и одна белая, её рабыни, с которыми она разговаривала или читала их память, отправляя их для выведывания всех тёмных тайн Гондора… белая же кошка шпионила за чёрными и мучила их. Ни один человек в Гондоре не решался дотронуться до них, все их боялись и проклинали, когда те проходили мимо.

Возможно, из-за постоянных интриг королевы Фаластур и решил изгнать её. Её имя было стёрто из Книг Королей (но не из памяти людей), а Фаластур отправил её в море на корабле вместе с её кошками:

Корабль видели быстро плывущим мимо Умбара в свете неполной луны, одна кошка сидела на верхушке его мачты, а другая - на носу, напоминая резную фигуру. - Толкин Дж. Р. Р. Неоконченные сказания: комментарий 7 к тексту The Istari («Маги»)

Во «Властелине Колец» Арагорн упомянул кошек королевы Берутиэль как синоним способности видеть в темноте:

(Гэндальф) скорее найдёт путь домой тёмной ночью, чем даже кошки королевы Берутиэль. - Толкин, Дж. Р. Р. Властелин Колец. Братство Кольца. - М.: Центрполиграф, 2003. - 544 с.: ил. - ISBN 5-9524-0266-6. (книга II, глава 4 «Путь во тьме»)

Это подразумевает, что ко времени Войны Кольца королева Берутиэль и её кошки давно стали народной легендой Гондора.

На́хар (кв. Nahar) - конь Вала Оромэ. Имя происходит от «Нэхэрра» (англ. Næχærra) на языке валарин. Именно ржание Нахара предупредило Оромэ о присутствии Квенди, когда он встретил их впервые, а свет от искр, вылетающих из-под его копыт, был первым светом в Валиноре после гибели Двух Древ.

Ро́ак (англ. Roäc) - сын ворона Карка, родился в 2788 году Т. Э. В ходе похода на Эребор, организованного Торином II Дубощитом, Роак возглавил больших воронов Одинокой Горы, хотя говорилось о том, что

…он терял зрение, летал с большим трудом, макушка его была лысой. - Толкин Дж. Р. Р. Хоббит, или Туда и обратно: глава 15 «Тучи собираются»

С помощью Роака и его стаи отряд Торина получал новости и общался с Даином II Железностопом перед Битвой Пяти Воинств.

Рохалло́р (синд. Rochallor) - конь Финголфина, Верховного короля нолдор Средиземья. Рохаллор принёс короля к вратам Ангбанда, где отчаянный и бесстрашный Финголфин вызвал Моргота на поединок. Рохаллор оставался со своим хозяином на протяжении этого поединка, но затем был оттеснён волками. Он умер от разрыва сердца в Хитлуме вскоре после описанных событий.

Спо́лох (англ. Shadowfax, вариант перевода - Светоза́р) - роханский конь, вожак королевского табуна меарас. Как и другие кони-меарас, Сполох - серый или серебристый жеребец и мог понимать человеческую речь. Он практически бесстрашен. Сполох мог скакать быстрее любого другого коня Средиземья. Никто не мог ездить на нем, кроме Гэндальфа, и позже он был подарен Гэндальфу королём Теоденом. Сполох не терпел сбруи и седла и носил Гэндальфа по собственному выбору. Его имя (Shadowfax) означает «Тёмная грива» и происходит от имен коней Скинфакси (англ. Skinfaxi) и Хримфакси (англ. Hrímfaxi) в древнескандинавской мифологии. В сокращённом пересказе З.Бобырь назван другим именем – Быстрокрыл.

В неопубликованном эпилоге, а также в одном из писем Толкин утверждал, что Сполох ушёл на Запад, за море, вместе с Гэндальфом. Во «Властелине Колец» Гэндальф изображён вместе с «огромным серым конём» на пристани непосредственно перед отходом корабля, а ранее он обещал Сполоху (в главе «Белый всадник»), что не разлучится с ним более никогда в этом мире.

Торондо́р (синд. Thorondor) - владыка орлов в Первую Эпоху, в «Сильмариллионе» назван «могущественнейшим из когда-либо существовавших птиц», имел размах крыльев в тридцать фатомов (54,9 м или 180 футов) и золотой клюв. Его имя переводится с синдарина как «король орлов», соответствующая форма на квенье - «Соронтур». Возглавлял орлов во время большинства их появлений в «Сильмариллионе», а также играл весьма значительную самостоятельную роль.

Торондор впервые появляется в повествовании, когда он помог эльфийскому князю Фингону спасти своего родича Маэдроса, сына Феанора, из плена на Тангородриме. После Дагор Браголлах он спас тело Финголфина от поругания его убийцей, Морготом, оставив Тёмному Владыке шрам на лице, и отнёс останки короля эльфов в Окружные горы, к северу от Гондолина, где они и были похоронены Тургоном. Вскоре после этого Торондор выследил Хурина и Хуора у подножия гор и послал двух своих слуг отнести их в Гондолин, выполняя тем самым намерения Вала Ульмо. Торондор и два других орла спасли Лютиэн и раненого Берена у врат Ангбанда во время их похода за Сильмариллом, отнеся их в Дориат.

Орёл Гваихир, Повелитель Ветров Третьей эпохи, являлся вместе со своим братом Ландровалом самыми крупными из потомков Торондора.

Унго́лиант (кв. Ungoliant), также (в ранних редакциях «Сильмариллиона») - Унголиантэ (кв. Ungoliantё) - падший дух из числа Айнур, принявший в Эа обличье чудовищной паучихи. В «Сильмариллионе» она выступает как сообщница Мелькора в его мести Валар, убийца Двух Древ Валинора. Во время ссоры с Мелькором из-за сокровищ Валинора Унголиант попыталась задушить его своей паутиной, но была обращена в бегство балрогами, услышавшими крик ужаса Мелькора. Впоследствии скрывалась под Эред Горгорот (Горами Ужаса), в Нан Дунгортеб (Долине Ужасной Смерти), где произвела потомство от других тварей в образе пауков. Впоследствии ушла на юг мира, где ненасытный голод заставил её пожрать саму себя.

Среди потомков Унголиант «Властелин Колец» упоминает Шелоб.

Фелароф (англ. Felaróf) - первый из меарас, укрощённый человеком, разумный конь, понимавший человеческую речь и имевший продолжительность жизни, сравнимую с человеческой.

Фелароф был диким жеребенком, пойманным Леодом (англ. Léod), отцом Эорла Юного и вождём Эотеода. Хотя никто не мог укротить Феларофа, Леод предпринял попытку взобраться ему на спину и погиб, сброшенный жеребцом на землю.

Эорл поклялся отомстить за отца, но, изловив коня, не стал его убивать, а обратился к нему как к человеку и повелел служить ему в качестве виры за смерть отца. Ко всеобщему удивлению, конь послушался Эорла и признал над собою его власть. Эорл назвал коня Феларофом (что значит «очень отважный, очень сильный» в англо-саксонской поэтической лексике) и ездил на нём без узды и удил. Вместе они участвовали в битве на поле Келебранта. После смерти хозяина Фелароф был погребён в том же могильном кургане, что и сам Эорл.

Хуа́н (англ. Húan) - гигантский охотничий пёс, также известный как «Пёс Валинора». В «Сильмариллионе» Толкин описывает его размер как примерно соответствующий размеру небольшого коня. Изначально принадлежал Келегорму, сыну Феанора, которому был подарен Оромэ. Обладал разумом и трижды за свою жизнь говорил человеческим языком. Участвовал в походе Берена и Лютиэн за Сильмариллом, где неоднократно спасал их. Был смертельно ранен убитым им в схватке волком Кархаротом во время охоты на него, в которой участвовали Берен, Тингол, Белег Куталион и Маблунг.

Толкин писал, что Хуан был либо Майа в образе животного, либо обычным псом, которого Валар обучили человеческой речи.

Шело́б (англ. Shelob) - «злое создание в форме паучихи», которое обитало в горном проходе над ущельем Кирит Унгол на границах Мордора. В ходе событий, описываемых во «Властелине Колец», она атаковала хранителя Кольца Фродо Бэггинса, который, ведомый Голлумом, вместе со своим слугой и товарищем Сэмом проходил через её логово (парализовав его укусом в шею на некоторое время), однако была тяжело ранена Сэмом (с помощью эльфийского меча Жала) и в итоге исчезла в глубинах своего пещерного логова. Толкин называл Шелоб «последним отпрыском Унголиант, тревожившим несчастный мир».


Еще более впечатляет схожесть титулов и образов, связываемых с Шелоб и Галадриэль. К обеим обращаются «госпожа» и «ваша светлость» (к Шелоб - иронически). Паучиха Шелоб - олицетворение женщины-хищницы, заманивающей жертв в западню: она «ткет тенета теней» (ТТ 332) и «огромные серые сети» (ТТ 331). Таким образом, она на деле занимается тем, что недобрая молва приписывает Галадриэли, тоже ткачихе. Галадриэль многим внушает суеверный страх, а иные сознательно на нее клевещут. «Значит, не лгут старые сказки и впрямь живет в Золотом лесу Госпожа! - восклицает Эомер. - Немногим, говорят, удается ускользнуть из ее сетей». Те же, кому она благоволит, - добавляет он, - «должно быть, мастера плести сети и чары» (ТТ 35). Его словам вторит Червослов в чертоге Теодена: «Значит, это правда, что вы заодно с Чародейкой из Золотого леса, как доложил Эомер? … Ничего удивительного: в Двимордене испокон веку плели паутину лжи» (ТТ 118).
Иногда Толкин употребляет слова «сети» и «тенета» применительно к мужскому колдовству (в особенности, к чарам Темного Властелина), однако прядение, тканье и плетение сетей с древнейших времен считались главным образом женскими искусствами. Наделяя даром ткацкого искусства валу Вайре, которая «вплетает в свои тканые картины все, что вершится во Времени» («Silmarillion» 28), говоря о Корриган, что та ткет «паутину зла» и «плетет за нитью нить», создавая образ Шелоб с ее «огромными серыми сетями» и связывая образ Галадриэли как с тенетами-западнями, так и с «ткаными одеждами», которые мастерят ее служанки и она сама, Толкин опирается на давнюю традицию, в которой женщина ассоциируется с тканьем и пряденьем, а эти искусства, в свою очередь, - с магией и опасностью. Эта традиция насчитывает не одно тысячелетие - от древних мифов об Арахне (превращенной в паука завистливой богиней), о Мойрах (дочерях Ночи, прядущих, отмеряющих и перерезающих нить) и Пенелопе (день за днем ткущей и распускающей по ночам саван для свекра) до современных сюжетов о «дивной» (fairy) владычице Шалотт («И днем и ночью ткет она // Волшбу в узорах полотна») и Аэше, которая тоже коротает время за тканьем и улавливает сердца мужчин в «сети своего рокового очарования» .
Во всех этих историях о женском тканье господствуют тьма и смерть: Мойры перерезают нить жизни, Пенелопа ткет саван, «дивная» владычица Шалотт (о которой говорят только «шепотом») покинет свой ткацкий станок и умрет. У Толкина Вайре-Ткачиха в мифе творения - супруга Намо, стража Обителей мертвых. В переработке бретонской баллады ткачиха Корриган губит Аотру и Итрун. Во «Властелине Колец» Шелоб, заткавшая паутиной свои темные подземелья-западни, мечтает погубить все живое; и даже Лотлориен исподволь внушает тревогу, сколько бы нас ни убеждали, что плащи, сотканные руками самой Галадриэли и ее служанок, - всего лишь красивая и удобная одежда («и ткань прочная»). «Трудно было сказать, какого цвета [эти плащи]: казалось бы, серые, цвета сумерек под деревьями; но стоило дотронуться до них или взглянуть при другом освещении, - и вот они уже зеленые, словно тенистая листва, или бурые, как ночные поля под паром, или тускло-серебристые, точно вода под звездами» (FR 386).
Все цвета - темные, переменчивые, неопределенные, приглушенные сумерками, тенями или ночной тьмой. Бурый описывается как цвет полей - но полей не засеянных, а лежащих «под паром»; зеленый - как зелень «тенистой» листвы. (Даже настойчивое повторение предлога «под» вселяет какое-то смутное беспокойство.)
И хотя подобные описания смягчены и разбавлены другими, в которых Лотлориен именуется Золотым лесом, краем «солнечного света и ясного дня», краем «золота и белизны, синевы и зелени» (365), все же намеки на более темную и опасную его сторону сохраняются. Утверждается, что тень «не коснулась земли Лориена» (364), - однако тени «сгущаются» и растут, а зеленый холм Керин-Амрот обликом подобен погребальному кургану. Так все светлое, вечное и неизменное в этом краю оттенено и уравновешено сумрачным, древним и бренным.
Во владениях (и в характерах) других толкиновских добрых и благосклонных волшебниц это присутствие скрытой угрозы, тревожных сумеречных сил, ощущается еще более отчетливо. В «Кузнеце из Большого Вуттона» туманное царство таинственной, хотя и милостивой Королевы фей опасно для смертных. Даже героическая Лютиен Тинувиэль таит в себе нечто опасное, темное и угрожающее; однако самый яркий образ волшебницы у Толкина - не она, а ее мать Мелиан. Мелиан (чье имя состоит из корней со значениями «любовь» и «драгоценный подарок») - майя, которая любила «глубокую тень» и поэтому еще на заре времен покинула Валинор ради лесов Срединной земли (V 220) . Темная, чарующая Мелиан творит заклятия, не скрывая своей колдовской сущности. Из всех героинь Толкина она наиболее точно соответствует традиционным представлениям о волшебнице, и она же - последняя из двойников Галадриэли.
Как и Галадриэль, Мелиан окутана вечно манящей «ускользающей красотой» кельтского мира - со всеми ее опасностями. Но дело не только в этом. Истории двух этих героинь примечательно схожи. Обе они родом из Валинора, где Мелиан первоначально (в черновике 1917 г.) изображалась как «воздушная дева», поющая в садах Лориена - сада, в память о котором получил свое имя Лотлориен (II 8). Обеих влечет Срединная земля, где обе они создают для себя и впоследствии охраняют уединенный, замкнутый мирок, полный деревьев. Обе они - целительницы и хранительницы. Обе наделены великой мудростью и даром предвидения. В обеих временами чувствуется нечто божественное или близкое к тому . Обе выходят замуж, но остаются при этом более влиятельными и интересными фигурами, чем их мужья. У обеих мужья - среброволосые. Как дочь Мелиан - Тинувиэль, так и внучка Галадриэли - Арвен вопреки воле своих отцов отдают сердце смертным мужчинам. Мелиан - «королева»; Галадриэль - «подобна королеве», и то и дело ее открыто именуют этим титулом. Мелиан надеется «отвратить зло, зревшее в замыслах Моргота» (UT 63) и понимает всю опасность и притягательность Сильмарилов; схожим образом, Галадриэль (когда-то также противостоявшая Морготу) выступает во «Властелине Колец» против Саурона и быстро распознает всю опасность и притягательность Единого Кольца. И обе они в конце концов покидают свое укромное царство и возвращаются на Запад, причем обе - без мужа (Тингола, супруга Мелиан, к тому времени уже нет в живых, а Келеборн предпочитает задержаться в Срединной земле).
Истории Мелиан и Галадриэли не только полны подобных аналогий, но и пересекаются в буквальном смысле слова. Галадриэль (в «Сильмариллионе») некоторое время живет в Дориате, зачарованном царстве Мелиан. Здесь она впервые встречается с Келеборном, и здесь же Мелиан поверяет ей «великую мудрость и знания о Срединной земле». Они «беседуют между собой о Валиноре и былом блаженстве», и в конце концов Галадриэль начинает доверять Мелиан настолько, что решается поведать ей историю Сильмариллов (115, 126). Более того, Толкин одно время подумывал связать этих двух героинь еще более тесными узами. В отвергнутом черновике «Властелина Колец» Галадриэль объясняет своим гостям, что пришла в Срединную землю «во дни начальные», приплыв «из-за моря вместе с Мелиан Валинорской» (VII 265). Другой черновик свидетельствует о том, что Толкину приходила в голову мысль сделать Галадриэль «одной из служанок Мелиан Бессмертной» (XII 185).
Основное различие между двумя этими героинями - не в качественных характеристиках как таковых, а в степени их проявленности. В образе Мелиан гораздо сильнее чувствуются сверхъестественная опасность и колдовской морок. Дориат с его твердыней Менегрот («Тысяча пещер») - безусловно, место более темное, таинственное и зловещее, нежели Лотлориен, и более схожее в этом отношении с потаенным и мрачным миром хаггардовской Аэши. Вообще, Мелиан во многом стоит значительно ближе к Аэше, чем Галадриэль. В черновике из «легендария», датируемом 1917 г. (или немногим позже), Мелиан, как и Аэша, предстает «стройной и тонкой, с волосами темнее темного» и кожей «белой и бледной». Подобно Аэше, Мелиан соблазнительна и желанна. Ее одеяния, как и у Аэши, «прозрачны» и «пленительны», а пение и танец ее кружат голову, как «крепкое вино». При первой встрече с Тинголом тот видит ее (по крайней мере, так «ему привиделось») лежащей «на ложе листвы» (II 42). Но в описаниях Галадриэли столь недвусмысленных намеков на сексуальность мы не встретим ни в одном черновике, ни в одном варианте. Кроме того, в краю Мелиан неприкрыто господствует магия - отсутствующая, по всем заверениям, в Лотлориене. Галадриэль называют чародейкой только те, кто незнаком с нею, и ее враги; напротив, Мелиан, именовавшаяся в ранних редакцией «феей», остается чародейкой вплоть до последней версии включительно.
Даже в смягченных вариантах поздних черновиков и опубликованного «Сильмариллиона» по-прежнему очевидно, что Мелиан - могущественная волшебница. Своим пением в чаще «озаренного звездами леса» она зачаровывает Элве (Тингола) на «долгие годы» (Silmarillion 55). Именно через нее Тинголу «уделяется» «великая сила», а когда они становятся королем и королевой Дориата, именно Мелиан воздвигает вдоль границы их земель «незримую стену, сотканную из морока и теней» (Silmarillion 97). Этот «пояс чар, Пояс Мелиан» (Silmarillion 340) постоянно ассоциируется с магическим тканьем, начиная от самой первой версии «Сильмариллиона» (1926-1930), где «королева-фея Гведелинг» (как именуется там Мелиан) «заткала чарами и тайнами» чертоги Тингола (IV 59), и заканчивая последним, опубликованным вариантом (в котором мощь этого образа несколько ослаблена употреблением пассивной конструкции), где «чарами королевы Мелиан были затканы [границы Дориата]» .
Как и Галадриэли, королеве Мелиан противопоставлена негативная женская фигура. Ее противница - Унголиант, пожирающая свет, «чудовищная видом» паучиха, которая плетет «черные тенета» и «сети удушливой тьмы», выполняя таким образом ту же роль, что во «Властелине Колец» отводится Шелоб («последнему детищу» Унголиант). В сущности, эти две паучихи почти идентичны, и не только потому, что обе они исполнены злобы, плетут паутину и привержены тьме: обе, вдобавок, пожирают свое потомство и действуют в союзе с носителями зла (в «Сильмариллионе» Унголиант открыто встает на сторону Моргота, во «Властелине Колец» Шелоб - приспешница Саурона, хотя и не столь явная). Фактически, они настолько схожи друг с другом, что в первых черновиках «Властелина Колец» на Фродо и Сэма нападает именно Унголиант - «Ткачиха тьмы», «жаждущая властвовать сама над собственной похотью» (Silmarillion 73) .
Унголиант последовательно противопоставляется Мелиан, как Шелоб - Галадриэли. Правда, и в самой разработке этих двух оппозиций, и в результатах, к которым она приводит, обнаруживаются существенные различия. Галадриэль и Шелоб ни разу не оказываются в одном физическом пространстве; личной вражды между ними нет; они не противостоят друг другу открыто. Напротив, в истории Мелиан олицетворения негативной и позитивной женской силы наглядно и вполне сознательно помещены бок о бок друг с другом. Не сумев уничтожить Моргота (того спасают балроги), Унголиант поселяется в Эред Горгорот, «Горах Ужаса», отделенных от укрытого стеною чар царства Мелиан лишь узкой полоской «безземелья» - Нан Дургортеб, «Долины Страшной Смерти». Контуры противостояния между Мелиан и Унголиант очерчены настолько четко, что открытое столкновение кажется неизбежным. Однако Толкин просто создает уравновешенную оппозицию добра и зла в женском облике и этим ограничивается.
Только во «Властелине колец» назревающая драма «королева-и-паук» разворачивается в полной мере - хотя и чисто символически. И в этом отношении эстетическое чутье Толкина не подводит: замещая Галадриэль символом ее силы, Толкин переводит ее конфронтацию с Шелоб на новый, более глобальный уровень. Фиал Галадриэли, по словам Кристофера Толкина, - это источник «колоссальной силы, путеводная звезда во тьме» (IX 13), и история его выходит далеко за границы Срединной земли и за пределы эпохи и персонажей «Властелина Колец». В фиале, которого так боится Шелоб, заключен свет Сильмарила, украшавшего корабль Эарендила до того, как Элберет вознесла его на небо и обратила в звезду; свет же этого последнего Сильмарила некогда был взят от Двух Древ Валинора - тех самых Двух Древ, которые погубила Унголиант, выпив их сияние. Таким образом, история фиала Галадриэли простирается от дней творения до конца Третьей эпохи, что не только придает ее символическому столкновению с Шелоб бОльшую масштабность, но и позволяет связать воедино силы множества уровней - от Валинора до хоббитов Срединной земли.
И еще один важный момент: замещая Галадриэль ее фиалом (в руках хоббитов) и допуская в подземелья Шелоб лишь ее призрачный образ, но не ее саму, Толкин позволяет Галадриэли внести свой вклад в победу над Шелоб, но сохранить при этом чистоту, которая в случае прямого столкновения неизбежно была бы омрачена ужасом.

«Так он и стоял, но внезапно непроглядная тьма вокруг и чернота отчаянья и гнева в его сердце озарилась светом - светом, вспыхнувшим перед его мысленным взором и поначалу нестерпимо ярким, каким солнечный луч кажется тому, кто долго просидел в темнице без окон. Затем свет обратился в цвет: зелень, золото, серебро, белизна… А затем в отдалении, словно на крошечной картинке, нарисованной рукою эльфа, взору его предстала Госпожа Галадриэль на зеленой траве Лориена, и в руках ее были дары. “А для тебя, Кольценосец, - донесся до него ее голос, дальний, но ясный, - для тебя я приготовила вот это”» (ТТ 328-329).

Конфликт же Мелиан с Унголиант так и не получает разрешения (даже такого опосредованного, как в случае с Галадриэль), и вся жизнь Мелиан - в еще большей степени, чем жизнь Галадриэль, - кажется историей упущенных возможностей.
В определенном смысле истории обеих этих героинь, если рассматривать их по отдельности, могут показаться неполными и незавершенными. Но стоит только взглянуть на них в сопоставлении, как на две половинки единого, хотя и в чем-то варьирующегося предания, как обе сразу обретут глубину и скрытый потенциал. С одной стороны, символическое (посредством фиала и видения) участие Галадриэли в схватке с Шелоб открывает выход из тупиковой ситуации, в которую Толкин поместил Мелиан и Унголиант; с другой стороны, откровенное противопоставление позитивного и негативного женских образов в истории Мелиан помогает прояснить толкиновскую концепцию двух нравственных полюсов женской силы - силы, утверждающей жизнь, и силы, несущей смерть.
В свете объединяющего их противостояния паукам и верховным носителям зла, в свете общих для них сил и способностей (включая ассоциации с волшебным тканьем), а также сходства их историй, мест обитания и отношений с Валинором, Мелиан и Галадриэль можно рассматривать, в сущности, как две вариации на единую тему. Однако в образе Мелиан все стоящие за ним прототипы (со всеми их характерными особенностями и свойствами) - все эти богини, волшебницы и «женочудовища» - распознаются значительно легче. Более темная, более динамичная, более тесно и явно ассоциирующаяся с магией, нежели владычица Лотлориена, Мелиан представляет собой одновременно и самый близкий к оригиналу из всех толкиновских портретов кельтской царственной феи, и последний ключ к разгадке образа Галадриэли. Благодаря параллелям с Мелиан история жизни Галадриэли становится более ясной и понятной - хотя и ничуть не более простой. Однако литературная история образа Галадриэли остается настолко сложной и запутанной, настолько обширной и включающей так много связей и ассоциаций, что расстаться с этой темой мы сможем не раньше, чем подведем ей краткие итоги.
Взяв за отправную точку Галадриэль - ту Галадриэль, которая действует во «Властелине Колец» - и двигаясь во времени вспять (для начала ограничившись только позитивными компонентами образа), мы первым делом приходим к толкиновской Мелиан, королеве Тысячи Пещер. За образом Мелиан (волшебницы и, в ранних вариантах, феи) проглядывают наиболее светлые черты хаггардовской волшебницы Аэши (обитающей в пещерах Кор), бессмертной и могущественной девы, чьи лучшие качества сложились под влиянием тех викторианских и средневековых версий Феи Морганы, в которых она предстает мудрой и милосердной помощницей героев, - версий, в свою очередь, восходящих к кельтской Морриган в ипостаси прозорливой богини-врачевательницы и покровительницы плодородия.
А теперь переведем дух и пустимся в обратный путь: от Морриган в ее темной, разрушительной ипостаси, отразившейся в образе бретонской Корриган и в негативных аспектах Феи Морганы, - вперед, в будущее, памятуя о том, что Фея Моргана была главной чародейкой-соблазнительницей, подчинившей себе умы и сердца художников викторианской эпохи и в конце концов породившей Аэшу, чьи отрицательные свойства и ассоциации со смертью и тьмой находят воплощение в образах Унголиант и Шелоб, которые (здесь нам придется сделать большой крюк и вернуться к более раннему этапу), со своей стороны, имеют много общего с Морриган из старинной ирландской поэмы об Одрас, то есть с персонажем, который, вполне вероятно, послужил прототипом для Эрроур из поэмы Спенсера и олицетворения Греха из поэмы Мильтона, - двух фигур, несомненно наложивших отпечаток на толкиновский образ Шелоб Великой. Такова, в двух словах (образно выражаясь), родословная Галадриэль - причудливая смесь богинь, чудовищ и фей.
Без этой родословной, без осознания того, о чем писал, что знал, помнил, имел в виду и к чему постоянно возвращался Толкин, связь между Галадриэлью и Шелоб очень легко упустить из виду. В лучшем случае мы обратим внимание лишь на то, что два эти персонажа до крайности непохожи друг на друга, - тогда как на самом деле Толкин весьма хитроумно и убедительно провел между ними связь, которая не только подчеркивает возвышенность Галадриэли и низменность Шелоб, но и содержит - пусть и едва заметный - намек на теневую сторону самой Галадриэли, на то, что потенциально и ее могло бы постичь нравственное падение и вырождение.

Примечания

Alfred Tennyson, The Lady of Shalott, lines 37-38.
Haggard, She, p. 272.
Майяр (мн. ч.; ед. ч. - «майя»), как и валар, - «Священные», созданные Илуватаром, «Отцом всего сущего», еще до сотворения Мира. Однако маяйр занимают по отношению к валар подчиненное положение.
К примеру, Сэм на пути к Горе Рока по сути дела молится Галадриэли-«Госпоже», чтобы та послала им «света и воды», а Мелиан (в первой редакции «Сильмариллиона», 1926-1930) именуется одной из «божественных дев валы Лориена» и «божественной матерью» Лютиен (IV 13, 23, 55).
Как титулы «фея» и «королева», так и имена, которые Толкин первоначально давал Мелиан, указывают на тесную связь с артурианскими легендами. В ранних черновиках Мелиан носит имена с явственно «артурианским» звучанием: Венделин, Гвенделинг, Гвенниэль, Гвенетлин, Гвендилинг, Гвендилин и Гвенделинг (II 244).
См. I 152-153, II 160, VIII 196-199.



Похожие публикации