Средняя группа. Как провести занятие по математике в средней группе детского сада: готовим интересные конспекты по фэмп Фэмп число 3 средняя группа

Конспект открытого занятия
по математике
в средней группе
Тема: «Число « ТРИ».

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №19»

Капустина Елена Леонидовна

Образовательная область
«Познание»

Тема
«Число «ТРИ»

Форма проведения:
Обучающее занятие

Цель:
Познакомить детей с числом « три» как с персонажем математического театра.

Задачи:
Продолжать формировать представления детей о числах первого десятка, как существенных признаках явлений окружающей среды. Познакомить с числом 3.
Познакомить с геометрической фигурой «треугольник, её качествами и свойствами путём осязательно-двигательным путём.
Учить правильно употреблять названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Продолжать знакомить с простейшими примерами упорядоченной последовательности (высокий, пониже, низкий).
Развивать цветовосприятие, ориентировку в пространстве и на плоскости, локализацию взора.
Развивать память, речь, логическое мышление, воображение.
Воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.

Демонстрационный материал:

математический театр, персонаж «Богатырь цифра 3»,
макет чудо-дерева,
мешочки с цифрами 1-2-3,
плоскостные сказочные персонажи из сказок «Три медведя», «Три поросёнка»,
зайчик,
многофункциональное панно с зимнем пейзажем и изображением домика,
Д/игра «Подбери пару»

Раздаточный материал:
Треугольники,
карточки с изображением геометрических фигур,
карточки с изображением чашек,
иллюстрации поросят с геометрическими фигурами 1-2-3;
для аппликации
салфетки, клеёнки, клей, кисточки, треугольники трёх размеров.

Ожидаемые результаты:
Повторение пройденного материала и знакомство с числом «3» и геометрической фигурой «треугольник».

Ход занятия
I. Организационный момент.

Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

II. Основная часть.

Ребята, сегодня нас снова ждут в математическом театре.
У вас у каждого в руках карточка. Посмотрите, что на ней нарисовано? (Выясняем, какие геометрические фигуры у каждого, какого цвета).
Покажите друг другу. Если вы увидите такую же геометрическую фигуру как у вас, я прошу, подойдите друг к другу.
По сколько человек вы встали?(по двое).
Как сказать по-другому? (парами).
А теперь посмотрите друг на друга и скажите, что у вас по два? (ответы детей).

Есть два глаза, чтобы видеть,
Есть два ушка, чтобы слышать,
Есть две ручки, чтоб махать,
Есть две ножки, чтоб бежать,
Нос один, другого нет,
Ротик скажет всем ПРИВЕТ!

Сообщаю, что карточка – это пригласительный билет в театр. Приглашаю детей в театр. Дети по карточкам находят свои места.

Звучит музыка, занавес открывается, появляется богатырь «Три».
Вопрос к детям, что они знают о богатырях.
Обращаю внимание на предметы у богатыря (шлем, копьё, щит).
Какую геометрическую фигуру они вам напоминают?(ответы детей)

Показ геометрической фигуры ТРЕУГОЛЬНИК, обследование его осязательно-двигательным путём.
Вопросы к детям:
Сколько сторон у треугольника?
Сколько углов?
(Ответы детей. Итог воспитателя)
Богатырь предлагает разгадать загадки, которые находятся на волшебном чудо-дереве в саду. (На чудо-дереве три мешочка с цифрами 1, 2, 3.)
Как у наших у ворот чудо-дерево растёт.
Не листочки на нём, а мешочки на нём.
Да мешочки не простые
Сказки в них живут лесные.

Дети считают сколько мешочков (счёт хором и индивидуально).
Снимаем мешочек с цифрой 1.

Загадка.
Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?
(ответы детей)

Поочерёдно выставляю героев. Дети называют их имена.
Вопросы детям:
Кто стоит первый?
Кто второй?
Кто третий?
Какой по счёту стоит Михайло Иванович (Настасья Петровна, Мишутка)?
Кто из медведей самый высокий?
Кто пониже?
Кто низкий?

Физкультминутка
Три медведя шли домой,
Папа был большой-большой,
Мама с ним пониже ростом,
А сынок –малютка просто!
Очень маленький он был
С погремушкою ходил.
Возвращаемся к чудо-дереву. Снимаем мешочек с цифрой 2.
Носик круглый, пятачком
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький-крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их и до чего же
Братья дружные похожи.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?
(ответы детей)

У поросят есть любимые чашки (показ). Они их всё время путают и поэтому ссорятся. Давайте им поможем.
Выполнение задания: каждый ребёнок подбирает поросёнку его чашку – соотнесение числа у поросёнка и количества кружков в узоре чашки.
Выполнение задания за столами, индивидуально.
(итог воспитателя)
Возвращаемся к чудо-дереву. Снимаем мешочек с цифрой 3.
Загадка.
Комочек пуха
Длинное ухо
Прыгает ловко
Любит морковку.
(ответы детей)
Обращаю внимание на то, что заяц грустный и рассказываю его историю.
Вот построил я избушку
Возле леса, на опушке
Много бед таят леса
Волк, медведь там и лиса.
Нет ни дерева, ни кустика кругом,
Виден домик мой со всех со всех сторон.
Помогите мне друзья
Буду благодарен я!
Вопросы к детям:
Поможем зайчику?
Как поможем?
(ответы детей)
Предлагаю посадить ёлочки (выполнить аппликацию из треугольников, располагая их в определённой последовательности).
Работа за столами.
Готовые работы выставляем на многофункциональное панно вокруг избушки.
Заяц благодарит детей.
Богатырь хвалит детей и дарит дидактическую игру.
(Звучит музыка, занавес закрывается).
Итог занятия.


Приложенные файлы

Количество и счет

Программа средней группы направлена на дальнейшее формирование математических представлений у детей. Она включает обучение счету до 5 на сравнении двух множеств, выраженных смежными числами. Важной задачей в этом разделе остается умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине и т. д. Решение этой задачи подводит детей к пониманию абстрактного числа. (1.с.12)

Группировка предметов по признакам вырабатывает у детей умение сравнивать, осуществлять логические операции классификации. В процессе разнообразных практических действий с совокупностями дети усваивают и используют в речи простые слова и выражения, обозначающие уровень количественных представлений: много, один, по одному, ни одного, совсем нет, мало, такой же, одинаковый, столько же, поровну; столько, сколько; больше, чем; меньше, чем; каждый из.., все, всех. (4.с.154)

Ребята средней группы должны научиться приемам счета:

1. Называть числительные по порядку.

2. Соотносить каждое числительное только с одним предметом.

3. В конце счета подводить итог его круговым движением и именовать названием пересчитанных предметов (например, «одна, две, три. Всего три куклы»). При подведении итога счета всегда обращать внимание на то, чтобы дети всегда первым называли число, а потом - предмет.

4. Учить отличать процесс счета от итога счета.

6. В процессе счета называть только числительные.

7. Учить детей правильно согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже, давать развернутый ответ.

Одновременно с обучением счету формируется и понятие о каждом новом числе путем добавления единицы. В течении всего учебного года повторяется количественный счет до 5. При обучении счету на каждом занятии следует уделить особое внимание таким приемам, как сравнение двух чисел, сопоставление, установление равенства и неравенства их, приемы наложения и приложения.

Дается также счет по осязанию, счет на слух и счет различных движений в пределах 5.

Вводится знакомство с символикой - цифрами в пределах 5. В процессе обучения счету необходимо одновременно и знакомить с цифрами - соответствующими обозначениями чисел.

По мере ознакомления детей с первыми тремя числами их учат порядковому счету в пределах 5 и умению отличать его от количественного счета, правильно отвечать на вопросы: «Сколько всего?», «Который по счету?». Порядковый счет дается вместе с количественным в целях отличия их. На первом занятии необходимо раскрыть значение порядковых числительных. Раскрыть порядковое значение числа позволяет сопоставление его с количественным значением. Количественный счет: «Сколько?» - «один, два, три». Порядковый счет: «Который?», «Какой по счету?» - «первый, второй, третий».

Одной из важных задач в этой группе является обучение детей умению отсчитывать предметы. Для ребенка считать и отсчитывать не одно и тоже. Это разные счетные операции. Обучать отсчитыванию целесообразно в привычной для детей обстановке, где меньше отвлекающих моментов. При этом необходимо показать детям способ отсчета, указать, когда следует произносить числительное, отбирая предметы.

Например, отобрав кубик и поставив его на другой край стола, ребенок говорит: «Один», отобрав молча другой и поставив его к первому, говорит: «Два» и т. д. числительное произносить тогда, когда практическое действие отбора уже завершено. Этому способу важно обучить детей, так как, многие называют числительное, когда берут предмет, и называют следующее числительное, когда ставят его к первому, то есть считают свои движения, а не предметы. Следует учить отсчитывать, выкладывать, приносить определенное число предметов сначала по образцу, а затем по названному числу. Считать и отсчитывать по образцу детям легче, чем по названному числу. Воспитатель должен это знать и усложнять задания постепенно: сначала предлагать работать по наглядному образцу (дается образец-карточка с кружками и предлагается детям найти столько же игрушек, поставить каждую игрушку на кружок карточки, затем по названному числу (числовой карточке или цифре) найти трех уточек, поставить столько машин сколько цифр на доске).

Еще более сложным заданием будет отсчитывание предметов из большего количества. В начале обучения детям предлагают три предмета, которые необходимо расположить по порядку, далее количество предметов увеличить до пяти и более. (1.с.14)

Хорошую упражняемость в различении количественных отношений обеспечивает выполнение детьми поручений педагога. Например: принести много зайцев и одного мишку; найти, где лежит мало карандашей и много тетрадей; принести один стул и несколько кукол. (4.с.156

Величина

Усложняются задачи формирования представлений о величине.

Не владея способами оценки величины, ребенок часто не может сопоставить по величине предметы разной формы или по-разному расположенные в пространстве, учитывая при этом, как правило, только один из параметров величины, в первую очередь высоту, что приводит к неверному решению - к оценкам по зрительному впечатлению.

Чтобы выработать ориентировку на величину предметов как значимый признак и подвести ребенка к осознанию необходимости измерения как способа сопоставления предметов по величине, нужна такая организация обучения, которая вызывала бы собственную познавательную активность ребенка. (4.с.37)

Детей продолжают учить сравнивать (соизмерять) предметы по ширине, длине, высоте, толщине путем прикладывания их друг к другу, усложняя эту работу тем, что предметы для сравнения подбираются с малой разницей в ширине, длине, высоте, толщине. Это делается для того, чтобы показать необходимость соизмерения. При этом следует обратить внимание на правильность выполнения соизмерения: четкое уравнивание концов и сторон измеряемых объектов, необходимость использования единой точки отсчета.

Ведется работа с детьми по подготовке к освоению измерения. Это сравнение двух предметов с помощью третьего - условной меры. Например, у каждого ребенка на столе листок с наклеенными елками и полоска бумаги, из которой они должны самостоятельно сделать мерку и с ее помощью определить, какая из елок выше.

Дети должны, сравнивая предметы, уметь разложить их в возрастающем или убывающем порядке по длине, ширине, толщине, высоте.

Вначале такое определение делается в результате прямого прикладывания предметов друг к другу, а затем дети должны уметь определить на глаз. Например, воспитатель просит дать полоску бумаги такой же длины или принести альбом толще того, что лежит на столе, и т.д.

Геометрические фигуры

В средней группе расширяются знания детей о геометрических фигурах. Кроме круга, треугольника и квадрата они должны уметь различать и называть прямоугольник, овал, объемные формы (шар, куб, цилиндр). Знакомиться с формами, обследуя их осязательно-двигательным и зрительным путем.

Методика проведения занятий по знакомству и закреплению названий геометрических фигур та же, что и во второй младшей группе.

Геометрические фигуры даются детям в паре. Вначале дают в паре объемную и плоскостную (круг и шар, квадрат и куб), а затем можно дать в паре объемные формы (куб и цилиндр). При этом необходимо обратить внимание на их особые признаки (у куба много углов, у шара и цилиндра их нет; шар и цилиндр катятся, а куб устойчив). Следует научить ребят различать в геометрических фигурах углы, стороны (у прямоугольника и квадрата по 4 угла и по 4 стороны). В то же время между фигурами есть разница. Воспитатель подчеркивает ее, отмечая, что у квадрата все стороны одинаковые, а у прямоугольника две стороны длинные, а две другие короткие. Далее рекомендуется сравнить прямоугольник с кругом и овалом. (1.с.15)

Рассматривание и сравнение фигур проводят в определенной последовательности:

а) взаимное наложение и приложение фигур; этот прием позволяет четче воспринять особенности фигур, сходство и различие, выделить их элементы;

б) организация обследования фигур осязательно-двигательным путем и выделение некоторых элементов и признаков фигуры; эффект обследования фигуры в значительной мере зависит от того, направляет ли воспитатель своим словом наблюдения детей, указывает ли, на что следует смотреть, что узнать (направление линий, их связь, пропорции отдельных частей, наличие углов, вершин, их количество, цвет, размер фигуры одной и той же формы и др.); дети должны научиться словесно описывать ту или иную фигуру;

в) организация разнообразных действий с фигурами (катать, класть, ставить в разные положения); действуя с моделями, дети выявляют их устойчивость или неустойчивость, характерные свойства. Например, дети пробуют по-разному ставить шар и цилиндр и обнаруживают, что цилиндр может стоять, может лежать, может и катиться, а шар катится. Таким образом обнаруживают характерные свойства геометрических тел и фигур;

г) организация упражнений по группировке фигур в порядке увеличения и уменьшения размера («Подбери по форме», «Подбери по цвету», «Разложи по порядку»)»;

д) организация дидактических игр и игровых упражнений для закрепления умений детей различать и называть фигуры («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Магазин», «Найди пару» и др.) (2.с.236)

Учат детей различать круг и овал, составлять и выкладывать разные фигуры из палочек. Например, из 4 палочек сложить квадрат, из 6 - прямоугольник, из 3- треугольник.

Воспитатель должен дать детям представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большие и маленькие.

Необходимо упражнять детей в раскладывании фигур восходящем или убывающем порядке: большой круг, поменьше, еще меньше и т.д. (1.с.16)

Ориентировка в пространстве

Усложняются и задачи ориентировки в пространстве: дети не только должны определить направление «от себя», но и двигаться в этом направлении. Эти знания ребята получают на занятиях и закрепляют их в играх, на прогулке и т.д.

Дети должны уметь определить положение того или иного предмета по отношению к себе («Впереди меня стол», «Справа от меня шкаф» и т.д.). научиться видеть что близко и что далеко от них; правильно пользоваться понятиями «близко» и «далеко». (1.с.16)

В средней группе на занятиях по математике большое внимание уделяется развитию у детей ориентировки в пространстве стола или листа бумаги. С первых занятий им предлагают найти верхнюю и нижнюю полоски счетной карточки, разложить определенное число предметов вверху и внизу или справа и слева. Такие наглядные опоры помогают выделить в образце одни и те же части пространства и связать их с определенным названием (вверху, сверху, внизу, снизу, справа, слева, посередине). (4.с.47)

Ориентировка во времени

Педагог уточняет представление ребят о частях суток, связывая их названия с занятиями детей и близких им взрослых в эти отрезки времени. Дети должны знать, что в сутках четыре части, уметь последовательно называть их. Детей знакомят со сменой суток и словами «сегодня», «вчера», «завтра». (1.с.17)

В средней группе надо закрепить у детей умения называть части суток, углубить и расширить их представления об этих отрезках времени, постоянно обращая внимание на разнообразные явления, характерные для каждой части суток. Здесь уже можно показать, что происходит и чем занимаются утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые.

С этой целью можно использовать картинки с более широким содержанием: дети утром идут в детский сад, салют на фоне вечернего города, люди выходят вечером из театра и др. Полезно предложить детям из набора выбрать все картинки которые показывают, например, что бывает днем.

После того как дети научатся определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание следует сосредоточить на объективных показателях, символизирующих время - положение солнца, цвет неба, степень освещенности земли и т.п. (2.с.267)

Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность), «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация».

Программное содержание:

- познакомить с цифрой и составом числа 3;

Закрепить геометрические фигуры;

Учить расчленять сложную геометрическую фигуру на простые;

Учить находить цифру 3 среди множества других цифр;

Развивать мелкую моторику рук путем лепки предметов из соленого теста.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: сказочный герой Жихарка, Картинка с изображением светофора. Картинки из геометрических фигур (елочка, домик, цыпленок), геометрические фигуры, цифры, соленое тесто, цветной картон.

Раздаточный: цифры, геометрические фигуры, соленое тесто, цветной картон.

1. Организационный момент . В гости приходит Жихарка.

2. Знакомство с цифрой и составом числа 3.

Жихарка предлагает детям назвать цифры стоящие на доске (дети называют).

Затем загадывается загадка:

У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на тебя.

(Светофор.)

Выставляется картинка с изображением светофора.

Дети считают огни светофора. Сколько всего огней? На какую геометрическую фигуру они похожи? (Ответы детей).

Выставляется цифра 3.

Выгнув шею-

Гусь и только,-

Цифра три

Спешит за двойкой.

Дети пишут цифру три в воздухе. Затем находят ее у себя на столе и показывают ее Жихарке.

А как же мы получили число 3? (1 огонек +1 огонек +1 огонек).

3. Физкультминутка «Раз, два, три».

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

4. Учить расчленение сложную геометрическую фигуру на простую.

Выставляются геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Дети их называют.

Затем выставляются картинки с изображением предметов из геометрических фигур.

Из каких геометрических фигур состоит домик? Елочка? Цыпленок? (Ответы детей). Сколько всего картинок у нас? Сколько огней у светофора? (Ответы детей).

5. Развитие мелкой моторики рук путем лепки предметов из соленого теста.

По образцу детям предлагается вылепить цифру 3 из соленого теста.

6. Рефлексия.

Выставка готовых работ.

"Стоит в поле теремок"»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное
развитие», «Художественно­эстетическое развитие», «Социально­
коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: формирование элементарных математических представлений у
детей в совместной игровой деятельности.
Задачи:
1. Образовательные:
 знакомство с образованием числа 5 и с цифрой 5.
 формировать у детей элементарные математические
представления, совершенствовать навыки счета в пределах 4.
 продолжать учить классифицировать предметы по форме,
цвету, величине; различать геометрические фигуры;
 закрепить представление о частях суток: утро, день, вечер,
ночь.
2) Развивающие:
- развивать внимание, память, зрительное восприятие, логическое
мышление;
3) Воспитательные:
- воспитывать чувство сострадания и желание помочь героям
сказки.
Оборудование:
1. Демонстрационный материал: фланелеграф, теремок, мышка,
лягушка, зайчик, лиса, медведь, числовые карточки от 1 до 5,
картинки с временами суток (утро – день – вечер – ночь)
2. Раздаточный материал: геометрические фигуры из картона на
каждого ребенка, геометрические наборы, карточки с
изображением цифр.

Ход ООД
Входят дети.
Вос­ль: Как много к нам пришло гостей, скажите здравствуйте скорей
Вос­ль: Ребята проходите и садитесь на свои места.
Вос­ль: Ребята, а вы любите сказки?
Дети: да.
Вос­ль: Тогда я вам сегодня приглашаю в сказку, а в какую вы
поймете после того как отгадаете загадку:
Невелик собою дом,
Но зато вместителен.
Уместиться можно в нём
Самым разным жителям.
Не висит на нём замок.
Этот домик – …
Дети: (Теремок)
Вос­ль: Вы догадались, что это за сказка?
Дети: теремок.
Вос­ль: Правильно мы с вами отправимся в сказку, которая
называется «Теремок». Сегодня я вам предлагаю побыть
сказочниками и вместе с главными героями, вспомнить эту сказку и
выполнить очень интересные задания.
Итак, сказка начинается.
Стоит в поле теремок­теремок
Он не низок, не высок.
Как­то по полю мышка бежала,
Теремок увидала.
Кто­кто в теремочке живет

Кто­кто в невысоком живет.
Вос­ль: Но теремок так просто не откроет свои двери, нам нужно
выполнить задание. Вы поможете мышке? Хорошо и так слушайте
задание.
­Назовите все части суток, начиная с утра.
­Сколько их всего?
­Посчитайте. (вос­ль выставляет картинки время суток, дети считают)
­Молодцы, а теперь буду загадывать загадки про время суток, а вы
попробуйте отгадать их и найти картинку соответствующую этому
времени суток, хорошо?
Петушок зарю встречает,
Мама деток умывает,
Иней на траве, как пудра.
Что за время суток? (Утро)
Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень.
Что за время суток? (День)
День прошел. Садится солнце.
Сумрак медленно крадется.
Зажигайте лампы, свечи -
Наступает темный... (вечер)
Солнце село. Свет погас.
Спать пора всем. Поздний час.
Улетел уж вечер прочь,
А за ним крадется... (ночь)

Вос­ль: Молодцы ребята вы справились с этим заданием и теремок
открыл свои двери. Стала мышка жить­поживать да песни распевать.
­Сколько зверей живет в теремке?
Дети: одна мышка.
Вос­ль: Аня найди и покажи цифру 1.
Стоит в поле теремок­теремок.
Он не низок, не высок.
Лягушка скачет по болоту.
В теремке ей жить охота.
- Пока лягушка скакала, бусы рассыпала. Плачет бедная: «­ Беда!
Помогите, детвора!».
­ Ну что, ребята, поможем лягушке? Проходите к столу, занимайте
свои места. Посмотрите на тарелочках лежат фигуры, что это за
фигуры? Как они называются?
Дети: Круг, квадрат, прямоугольник. Геометрические фигуры.
Вос­ль: Молодцы! И вот такие листочки с ниточками, положите эти
листочки перед собой и на эти ниточки мы будем выкладывать бусы
для лягушки, вы внимательно слушайте, какую фигуру я буду
называть, такую фигуру вы и выкладывайте у себя на ниточке (дети
выкладывают бусы, после чего сравнивают с образцом, слева на
право).
­У всех получилось правильно? Ну что ж с этим заданием вы
справились молодцы, лягушка довольная поскакала прямо к теремку,
а вы проходите на коврик и садитесь на свои места.
­Теремок открыл свои двери, и стала лягушка там жить вместе с
мышкой.
­ Сколько теперь зверей в теремке?
Дети: Двое.
Вос­ль: Миша найди и покажи цифру 2.
Стоит в поле теремок­теремок.
Он не низок, не высок.
Вдруг из леса на полянку,
Прибежал ушастый зайка!

Зайка, зайка не зевай
С детворой поиграй.
Физкультминутка
«А теперь на месте шаг»
Вместе будем мы шагать,
Раз, два, три, четыре, пять.
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два!
(Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Нам пять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!(Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем ­
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Вос­ль: молодцы хорошо отдохнули, проходите на свои места, а
зайчик поскакал к теремку, звери его впустили и стали они жить
пожевать.
­Сколько зверей в теремке?
Дети: три зверя.
Вос­ль: Хорошо. Артем найди и покажи цифру 3.
Молодцы, а сказка продолжается.
Стоит в поле теремок­теремок.
Он не низок, не высок.
Тише, тише не шумите,

Кто­то к нам идет сюда.
Ну конечно же лиса.
­ Но, что бы лисичка попала в теремок, нам нужно выполнить
следующее задание. Итак, проходите за столы. Ребята посмотрите
перед вами лежат цифры, выложите каждый у себя на наборном
полотне числовой ряд от 1 до 4 из этих цифр. Раз, два, три к заданию
приступи. (дети выполняют задание)
А теперь поверим что у вас получилось. Молодцы!
­Варя, какое число спрятано между числами 2 и 4?
­ Максим, назови соседей числа 2?
­ Аня, какое число стоит последним в нашем числовом ряду?
­ Ира, какое число стоит первым в нашем числовом ряду?
­ Артем, назови соседей числа 3?
­ Платон, какое число спряталось между числами 1 и 3?
­ Игорь, какое число идет за числом 3?
­ Сева, какое число стоит перед числом 4?
­ Молодцы! Проходите на свои места на коврике. Вы справились с
заданием и лисичка стала жить в теремке. Сколько теперь зверей
живет в теремке?
Дети: четверо.
Вос­ль: Молодцы. Варя найди и покажи цифру 4.
А сказка продолжается.
Стоит в поле теремок­теремок.
Он не низок, не высок.
А по лесу уж медведь идёт.
Вдруг увидел теремок - как заревёт: «Вы пустите меня в теремок!»
Вос­ль: Ребята давайте посчитаем сколько зверей в теремке.
Дети: считают.
Вос­ль: А к теремку пришел медведь сколько стало зверей больше
или меньше?
Дети: больше.

Вос­ль: На сколько больше?
Дети: на один.
Вос­ль: почему?
Дети: потому что добавили 1.
Вос­ль: Давайте посчитаем сколько стало зверей?
Дети: 1,2,3,4,5.
Вос­ль: А как вы получили 5?
Дети: к 4 прибавили 1.
Вос­ль: А теперь количество зверей обозначим цифрой.
(Демонстрация цифры 5).
Вос­ль: вот так выглядит цифра 5, а в числовом ряду она стоит после
цифры 4. А чтобы вы лучше запомнили цифру 5, мы с вами выполним
задание, садитесь за столы. Но чтобы наши пальчики стали
послушными мы с начало сделаем гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
«Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(ритмичное касание пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять.
(поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Начинай считать опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
Перед вами вот такие карточки с цифрами, вам нужно найти цифру 5
и обвести её кружком. (Дети выполняют задание)

Вос­ль: Молодцы ребята вы справились с этим занятием проходите
на коврик. (Дети стоят кругом с воспитателем)
Итак, ребята наше путешествие подошло к концу.
Вам понравилась сказка?
А какое задание было самым трудным?
А какое задание показалось вам легким?
Что вам больше всего понравилось в нашей сказке?
Ребята звери вам тоже говорят спасибо и дарят вам вот эти угощения
(корзинка с печеньем в форме грибочков и орешков), мы с вами чуть­
чуть попозже устроим чаепитие, хорошо. А теперь попрощайтесь с
нашими гостями. (Дети прощаются с гостями)

Волкова Юлия Александровна, воспитатель
ДОУ №80, г. Набережные Челны

Программное содержание:

Познакомить детей с образованием числа 5, учить их считать до 5; закрепить умение сравнивать предметы по длине. Развивать речь, мышление, воображение, память. Воспитывать уважение к воспитателю, выслушивать задания до конца.

Речевая работа: учить пользоваться словами длиннее, короче, больше, меньше, связанно рассказывать. Отражать в речи колличество игрушек.

Предшествующая работа:

Дидактическая игра:

  • Оденем куклу на прогулку.
  • Собери букет из пяти ромашек.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал. Подставка с двумя полочками, 4 вида игрушек, по 5 шт. каждого вида.

Раздаточный материал. У каждого по 2 полоски разного цвета и разной длины, подносы с мелкими игрушками (желтыми и белыми утятами) .

Структура занятия:

  1. Дидактическая игра: магазин игрушек
  2. Пальчиковая гимнастика (1, 2, 3, 4, 5)
  3. Динамическая пауза: кто правильно сочтёттот в ворота попадёт.
  4. Игровое упражнение: утята на прогулке.
  5. Итог занятия.

Ход занятия:

1-я часть. На основе сравнения двух количеств предме­тов педагог показывает датям образование числа 5. Дети под музыку приезжают в магазин игрушек. На верхней полке стоят 4 мишки, на нижней 3 белочки. Дети считают игрушки. Воспитатель задаёт вопросы: сколько мишек? сколько белочек? Кого больше: мишек или белочек? Какое число больше (меньше) , 4 или 3? Что надо сделать, чтобы мишек и белочек стало поровну? Продавец поставил ещё одного мишку. Сколько их стало? Всего пять мишек. Воспитатель выделяет интонацией слово 5.

2-я часть.

  • Один, два, три, четыре, пять, будем пальчики считать.
  • Один, два, три, четыре, пять на другой руке опять.

3-я часть. Утята вышли на прогулку (работа с раздаточным материалом) . По короткой дорожке пошли белые утята. Поставьте белых утят на короткую дорожку, а серых на длинную. Сначала детям пред­лагают сравнить дорожки по длине. Затем педагог дает задание: «Поставьте на короткую полоску столько же белых утят, сколько у меня (4) . Поставьте теперь на длинную дорожку столько желтых утят, сколько белых на корот­кой дорожке». Дети считают игрушки, сравнивают их число, решают, как сделать, чтобы желтых утят стало 5. Добавляют желтого утенка. Выясняют, как получилось 5 желтых утят, каких утят стало больше (меньше) , сколько их, какое число больше (меньше) , 4 или 5. Как сделать, чтобы белых утят тоже стало 5. Дети добавляют белого утенка и сравнивают количество утят разного цвета. Воспитатель задает вопрос: «Сколько утят на длинной дорожке? Сколько на короткой?» Дети пересчитывают утят и называют их число.

Итог занятия: сегодня на занятии мы с вами познакомились с числом 5. Отметить активных детей.



Похожие публикации